Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2009

Курсы повышения квалификации

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21.

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18 Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
20 Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
21 Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
22 Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы.
24 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г.

Лекция № 6.
Что поможет проверить сформированность навыков

Среди множества проблем в работе словесника есть и проблема оценивания качества творческой работы ученика. И существующие на данный момент системы оценивания нисколько не снижают её остроты. “Пятибалльная”, “десятибалльная”, “рейтинговая”, “процентная”, “безотметочная” — все они в основном проверяют количественные показатели, то есть правильно или нет ответил-написал ученик. А как оценить собственную читательскую оценку, которую мы просим обязательно выразить при комментировании или анализе текста? Это было камнем преткновения в период медальных работ и отчасти является таковым при разработке заданий для ЕГЭ по нашему предмету.

Нет и у нас готового решения, однако предлагаем обратить внимание на работы, в которых мы просим учеников продемонстрировать те или иные навыки, причём как предметные, так и общеучебные. Подобные работы либо носят характер диагностический, либо являются промежуточным контролем.

Например, мы хотим проверить, как наши пятиклассники усвоили приёмы художественной образности, и выяснить, способны ли они использовать их в тексте.

Фрагмент карточки контроля 1

1. Подумайте, с чем можно сравнить зеркало и ножницы. Запишите сравнения.
2. Превратите полученные сравнения в эпитет и метафору.
3. Введите в текст такие эпитеты, сравнения и метафоры, чтобы картина стала зримой, конкретной (время года), выразительной.

Встреча с ………… лесом

Я шагнул (-ла) на ……….тропинку и замер (-ла) от ………… . Меня обступили ………. деревья. Рукой я дотронулся (-лась) до …………. берёзки. Залюбовался (-лась) ………… дубом. Замер (-ла) рядом с ………….. осинкой и пошептался (-лась) с ней. Спрятался (-лась) под ………… елью, приподняв её…………… . Деревья как …………… . У каждого свой характер, но его нужно…………….. .

Или, например, хотим проверить, умеют ли шести-семиклассники работать над портретом персонажей, в частности отличать детали внешней характеристики от деталей внутренних качеств.

Фрагмент карточки контроля 2

1. Прочтите описание героя и определите:

а) доминирующую деталь портрета;

б) раскрывает ли портрет черты характера или представляет только внешность героя?

“…Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее” (из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»).

2. Сравните выделенные детали двух портретов и определите, какие характеристики они передают. Сделайте вывод по наблюдению:

а) “Когда она (бабушка) улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…” (М.Горький. «Детство»);

б) “…Встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни” (А.Чехов. «Толстый и тонкий»).

Задания традиционные, несложные, их можно использовать не только в качестве проверочных, но и в качестве своего рода лабораторных прямо на рабочем уроке. Но независимо от этого их нужно оценить. Что в подобных работах мы оцениваем? В первую очередь мы проверяем то, в какой мере наши ученики овладели теми или иными литературоведческими понятиями, то, как умеют они оценить мастерство писателя, смогут ли понять особенности стиля, то, как они пользуются и понятиями, и авторскими приёмами. Что это, как не своего рода критерии, по которым, собственно, и можно оценить указанные работы? Да и не только эти. А чтобы самим определиться с критериями, необходимо сначала чётко себе сформулировать цель подобной работы, причём вопрос каждый раз задавать один: какой опыт приобретёт ученик вследствие выполнения данной работы (к приведённым нами заданиям цели сформулированы в предложениях, стоящих перед фрагментами). Критерии оценивания, в свою очередь, тесно связаны с формулировками заданий, поэтому все задания любого вида контроля должны служить только реализации поставленной вами цели. Более того, думаем, что формулировки любых заданий должны содержать некие критерии их оценивания, на что и будет ориентироваться ученик, выполняя работу. В связи со сказанным рассмотрим примеры формулировок некоторых заданий.

В лекциях мы в основном приводим примеры из курса 5–7-х классов — обратимся на этот раз к старшему звену. Классический пример — “сравните Базарова и Павла Петровича Кирсанова”. Цель, кажется, ясна, но как она широка! Если это домашнее задание классу, то для его выполнения прилежный ученик потратит не один час времени, другие (скорее, большинство) не выполнят именно по причине затрат времени. А если “разбить” задание и дать разным группам учеников (при индивидуальном выполнении), сохранив при этом цель? Например:

1. Сравните портреты героев (называем главы) и отметьте те детали, которые указывают на особые их внутренние качества. Найдите в тексте примеры того, как эти качества героев проявились.

2. Сравните в Х главе взгляды героев на аристократию, народ, природу и искусство. Найдите в других главах примеры, дополняющие сведения о мировоззрении героев.

3. Сравните поведение героев в эпизодах «Павел Петрович и княгиня Р.» и «Базаров в сцене объяснения с Одинцовой». Подумайте, почему оба героя, по замыслу автора, должны пройти испытание через отношения с Фенечкой?

Обратите внимание: подобные формулировки заданий не просто подсказывают ученикам, где они должны искать материал для выполнения задания, но указывают и на способ решения: на что следует обратить внимание. Кроме того, несмотря на большое количество заданий, все их можно оценить по общим критериям, а выбрать их нам поможет известный алгоритм сравнения (см. Лекцию № 2).

1. Материал, выделенный в тексте, должен соответствовать цели задания.
2. Тема должна быть раскрыта полно (разно­об­разно, разносторонне…) через примеры из текста.
3. Приводимые примеры необходимо комментировать и высказывать самостоятельные суждения, размышления.
4. Привлечь дополнительный материал, например, высказывания критиков, исследователей…
5. Правильно включать в речь цитаты, ссылки на источники.

Все приведённые критерии связаны с общеучебными навыками. Однако через реализацию этих навыков ученики как раз продемонстрируют знания предметные, так как будут говорить исключительно по тексту и о тексте, пользуясь различными знаниями по теории литературы.

Важный момент: критерии (по сути, требования к заданиям) необходимо сообщить вместе с заданиями, тогда при подготовке дома ученик точно будет знать не только то, что нужно искать в тексте, но и то, как собранный материал преподнести в классе. И если он не выполнит какое-то условие, легко объяснить ученику, за что вы снизили ему оценку. При этом совсем необязательно отнимать целый балл, если, предположим, привлекая высказывания критиков, ученик в отдельных случаях допускал ошибки при цитировании или ссылках на источники, в других — говорил правильно. Или, например, из пяти примеров один недостаточно прокомментировал или не смог высказать своё суждение, однако с остальными успешно справился. Это рабочая ситуация, когда ученику следует оказать методическую помощь и привлечь внимание всего класса.

Мы привели пять критериев, которые соответствуют традиционной пятибалльной отметке. Если вы пользуетесь иной, то количество критериев легко изменить. Сама критериальная система оценивания не является новой, в российское образование она пришла из международной практики и почти сразу получила много замечаний — в частности за то, что критериальная проверка требует массу временных затрат.

Когда мы приступали к составлению заданий с критериями оценивания, нам тоже казалось, что метод неэффективный: задания разнообразные, и ученики (да и мы сами) могут запутаться в требованиях. Между тем именно осмысление важности развития общеучебных навыков привело нас к пониманию того, что задания можно объединить в типичные группы — “характеристика”, “сравнение”, “комментирование детали”, “анализ эпизода”... То есть в основные виды заданий, которыми все мы пользуемся на уроках литературы. Они, в свою очередь, иногда входят и в контрольные и творческие работы или даже проекты.

Что это даёт? Развивая у наших учеников с 5-го класса определённые навыки и знакомя их с алгоритмами различных работ, мы, по сути, уже знакомим их с требованиями к типичным заданиям, то есть с критериями. В дальнейшем мы не составляем критерии к отдельным заданиям (как предполагает международная практика и от чего отказываются российские методисты), а лишь напоминаем ученикам уже знакомые им требования. Работ же, которые предполагают демонстрацию особых знаний или умений, остаётся немного, поэтому несложно к ним составить критерии и обсудить их с учениками.

Начнём с простого — оценить умение формулировать вопросы (см. Лекцию № 5). После того как проведены уроки обучения моделированию вопросов и урок-практикум, можно провести промежуточный контроль. Ученики получают небольшой текст для самостоятельного чтения с заданием: сформулировать три продуктивных вопроса. Критерии оценивания:

1. Вопросы должны быть разных моделей.
2. Вопросы должны быть составлены к разным уровням текста.
3. В вопросах не должно быть фактических ошибок.
4. Части предложения должны быть правильно соединены (соответствующие союзы, союзные слова).
5. При составлении предложений необходимо соблюдать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Примечание. Критерии составлены на основе анализа типичных детских ошибок, приведённых в Лекции № 5.

Традиционное задание не только урока литературы “Ответ-объяснение”. Мы просим учеников объяснить смысл заглавия произведения, например, или смысл какой-то детали, эпиграфа, эпизода. Мы подразумеваем, что ученики должны приготовить некое сообщение с элементами пересказа об отдельных наблюдениях над словом, мыслью писателя и другими компонентами текста с преобладанием обобщения над чем-то конкретным, поэтому оцениваем следующее:

1. Умение отмечать, находить, выделять значительное, важное, интересное.
2. Умение включать элементы пересказа в свой текст.
3. Умение высказывать мысли обобщённо: в единичном выявить значение общего и, исключив второстепенное, сформулировать общее положение.
4. Умение структурировать ответ-объяснение: наз­вать значимое — включить элемент пересказа — возможный пример — обобщение.
5. Умение грамотно выражать свои мысли: демонстрировать речевое богатство, терминологическую грамотность, соблюдать стиль речи (в данном случае научный).

Часто мы просим учеников написать рассуждение по какой-то проблеме или дать развёрнутый ответ на такой-то вопрос, включая и устный вариант. Такой тип задания условно можно назвать «Проблемный ответ на вопрос (письменный и устный)». Предполагается, что качество такого ответа — это глубина истолкования проблемы, предложенной в вопросе или сформулированной в теме работы, то есть ученики должны обнаружить понимание проблемы и предложить своё объяснение её смысла, сформулировать главный тезис, привести развивающие его доводы (тезисы), демонстрируя знание проблематики произведения (статьи, документа…) и самостоятельность суждений. В результате оценить можно следующее.

1. Обоснованность привлечения текста. Суждения обосновываются текстом, который привлекается достаточно разносторонне (пересказ элементов текста с их оценкой, короткие цитаты с комментарием (учитываются их виды), упоминание словесных образов, деталей повествования с объяснением их смысла и др.). Для обоснования суждений привлекаются критические статьи.

2. Осознанность обращения к роли художественных средств изображения. Объяснение роли наиболее характерных для произведения художественных средств в изображении героев, интерьеров, пейзажей и т.п., в выражении авторских оценок.

3. Последовательность и логичность речевого высказывания. Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности, используются приемы структурирования текста.

4. Разнообразие использованных языковых средств выражения. Показано владение лексикой философского, литературоведческого характера, необходимой для истолкования проблемы, использованы необходимые синтаксические конструкции.

5. Соблюдение орфографического режима. Работа оформляется правильно (согласно требованиям учителя по предмету).

Ещё один пример традиционного задания — «Характеристика персонажа (устно и письменно)». Главное, что должны продемонстрировать ученики, — понимание авторского замысла. С целью раскрыть его суть ученику необходимо разносторонне охарактеризовать образ персонажа, привлечь материал текста и критики, выполнить собственный анализ необходимых деталей. Иногда требуется, чтобы ученик раскрыл значение образа в контексте эволюции типов, уже имевших место в произведениях литературы. При выполнении подобной работы можно оценить следующее.

  1. Умение отбирать для характеристики необходимый, важный материал.
  2. Умение грамотно использовать литературоведческие знания для понимания авторских приемов раскрытия образа в тексте.
  3. Умение правильно цитировать и соблюдать терминологическую грамотность.
  4. Умение сохранить цельность, композиционную стройность своего текста.
  5. Умение соблюдать точность, богатство и выразительность речи: точность выражения мысли, богатство словаря, уместное использование выразительных средств языка и стилистических фигур речи.

Мы отметили примеры отдельных типичных заданий, качество выполнения которых во многом зависит от степени развития у ученика того или иного общеучебного навыка. Но часто мы даём комплекс заданий для итоговой работы по теме. Трудность их оценивания, на наш взгляд, заключается в том, что предлагаются порой задания, не связанные темой, а лишь относящиеся, например, к одному тексту. Но если произведение большое, то тем в нём может быть несколько. В своей практике мы в основном пользуемся промежуточным видом контроля, когда нужно проверить одну тему и соответствующие навыки. А для итогового контроля выбираем творческую работу, то же сочинение, критерии оценивания которого давно известны.

В свете сказанного как можно оценить, например, приведённую выше работу с особенностями портрета — «Фрагмент карточки контроля 2» (комплекс заданий)?

  1. Правильно выделена доминирующая деталь: “голова с пивной котёл” (1а).
  2. Правильно дана оценка деталям портрета (1б): говорят о неказистой внешности героя (впоследствии при комментировании результатов работы необходимо сказать, что такой характер внешности героя обусловил оценочную фразу повествователя: “Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился…”).
  3. Правильно сформулированы характеристики по выделенным в № 2 деталям, то есть названы отличительные особенности.
  4. Правильно сформулирован вывод по наблюдениям: отмечена такая особенность одной портретной детали, как отражение внешних и внутренних характеристик.
  5. Соблюдён орфографический режим (обычные требования при выполнении любой письменной работы).

Подводя итог этой части нашей беседы, отмечу, что критериальный подход в оценивании работ ученика позволяет в какой-то мере снять проблему субъективной оценки, когда она выступает в роли карательно-поощрительного инструмента. Если учитель чётко сформулировал критерии оценивания работы и сообщил их ученикам, то вряд ли между ним и учеником возникнет непонимание.

В заключительной части лекции поговорим о системе проверочных и контрольных работ. Часто системы нет или под ней подразумевают определённое количество работ в год. Мы имеем в виду иной подход.

В начале каждого учебного года важно провести небольшую стартовую работу, диагностический контроль, для решения следующих задач:

• проверить предметные знания на начало года;
• определить степень сформированности обще­учеб­ных и предметных навыков;
• выявить проблемные зоны формирования навыков;
• определить причины выявленных проблем;
• внести необходимые коррективы в работу по формированию навыков на текущий год.

Пример стартовой работы для 6-го класса

1-й вариант

Влага Стикса закалила
Дикой силы полноту
И кипящего Ахилла
Бою древнему явила
Уязвимым лишь в пяту.
Обречён борьбе верховной,
Ты ли, долею своей
Равен с ним, боец духовный,
Сын купели новых дней?
Омовен её водою,
Знай, страданью над собой
Волю полную ты дал,
И одной пятой своею
Невредим ты, если ею
На живую веру стал!

(Е.Баратынский; 1841)

Ф.И. Умение
выразить
впечатление
Умение
подобрать
аргументы
Умение видеть
авторские
приёмы
Знание
тропов
Умение логически
пересказать
Умение грамотно
строить предложение
Знание
слов
1. Иванов П. + + - - + + купель

2-й вариант

Вот тростник сухой и звонкой...
Добрый Пан! перевяжи
Осторожно нитью тонкой
И в свирель его сложи!
Поделись со мной искусством
Трели в ней перебирать,
Оживлять их мыслью, чувством,
Понижать и повышать,
Чтоб мне в зной полдня златого
Рощи, горы усыпить
И из волн ручья лесного
В грот наяду приманить.

(А.Майков; 1840)

Вопросы и задания

1. Какое впечатление произвело на тебя стихо­творение? Аргументируй свой ответ.
2. Какие “секреты” использует автор, чтобы привлечь твоё внимание? При ответе воспользуйся знаниями о художественных средствах изобразительности.
3. Кратко расскажи миф, который лежит в основе стихотворения.
4. Запиши слова, значения которых ты не знаешь.

Совсем необязательно использовать именно эти тексты (мы приводим примеры из своей программы), но важно выбрать такие, чтобы можно было проверить комплекс навыков — общеучебных и предметных. Стихотворения, в основе содержащие мифы или какие-то истории, хорошо подходят для стартовых работ. Анализируя работы на следующем уроке, вы обратите внимание не столько на фактические ошибки (они, конечно, есть), сколько на удачно построенные пересказы (коллективно можно составить идеальные тексты, поработав над структурой предложения и стилем). В своих классах обращаю внимание и на варианты передачи впечатлений: кто-то начинал традиционно (“На меня это стихотворение произвело большое впечатление…”), у кого-то были находки, что говорит уже о некой творческой зрелости (“Меня поразила безысходность Ахилла, его обречённость на тяжёлые страдания”). Особую часть урока посвящаю находкам, связанным с авторскими секретами, и в тетрадь ученики записывают небольшой словарик выражений, например: “секрет в том, что автор использовал слова мифа…”, “слова сочетаются друг с другом так, будто льются звуки свирели”, “автор использует звук «р», чтобы выразить полноту битвы: «Обречён борьбе верховной»”.

Результаты работ каждого ученика удобно отмечать в таблице, создав столько колонок, сколько навыков вы хотите проверить. Пример таблицы к данной работе cм. вверху.

Подобная таблица позволит выявить проблемные зоны формирования навыков; в беседе на уроке определить причины выявленных проблем; а затем в свой план внести необходимые коррективы по формированию навыков на текущий год. В конце года, когда вы проведёте итоговую работу, сможете сравнить результаты с теми, что были в начале года, и отметить рост своих учеников. Оценки за стартовую работу не ставят, но можно выставить “4” или “5” по желанию.

Далее в течение учебного года те ученики, у которых в стартовой работе выявлены какие-то проблемы, получают индивидуальные задания на их устранение. Таким образом можно построить индивидуальное обучение. Результаты работы при имеющейся современной технике несложно фиксировать и вносить в таблицы изменения.

Кроме того, как отмечалось выше, все задания промежуточного контроля в течение учебного года формулируются таким образом, чтобы ученики демонстрировали как уровень понимания тем или вопросов, проблем, так и степень усвоения новых навыков и умений. А итоговая работа в конце года должна отражать их комплекс.

Рассмотрим пример итогового контроля в 5-м классе. Цель: проверить умения определять отличительные особенности метафорических образов и избегать речевых штампов при создании собственных текстов.

Пример итоговой работы для 5-го класса

I. Загадки метафоры

1. Определите, по какому признаку соотнесены загаданный предмет и его именование, образ в загадках.

• Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц.)
• Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится. (Луна.)

• То блин, то полблина,

То та, то эта сторона. (Луна на ущербе.)

• Над домом у дорожки

Висит пол-лепёшки. (Луна.)

2. Сравните примеры создания художественного образа в народных загадках и в стихотворении.

Неустанно ночи длинной
Сказка чёрная лилась,
И багровый над долиной
Загорелся поздно глаз…
(И.Анненский.
«Конец осенней сказки»)

Запишите выводы по наблюдениям: что лежит в основе метафоры по народному представлению и что лежит в основе поэтического авторского наблюдения над образом.

II. Соревнование с автором

1. Вставьте вместо точек глаголы, чтобы получились метафоры.

Лёгкий ветер на дорогу …………..
И не поздоровался со мной.

(А.Прокофьев)

2. Вставьте вместо точек эпитет.

……………… картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.

(А.Фет)

III. Определите, в чём недостаток этого сочинения. Запишите свой вариант исправленного текста, озаглавьте его.

“Пришла волшебница-зима и укрыла всю землю белым ковром. Деревья надели пушистые белые шапки и шубки. Мороз рисует красивые узоры на стёклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев. Светит солнышко. И на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки, как маленькие звёздочки”.

Примечание. Для составления заданий контрольной работы использованы примеры из сборника Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевой Л.А. «Когда книга учит» и из практикума Служевской Т.Л. «Уроки русской словесности».

Комментарий. В отличие от заданий промежуточного контроля (ПК) задания итогового (ИК) носят не только аналитический характер, но и творческий. Если при ПК мы проверяли в основном умения определять какие-то художественные особенности в контексте только одной темы, одного текста, одного автора, то при ИК те же умения необходимо проверить, расширив контекст темы (например, для данной работы можно подобрать тексты на все изученные художественные средства выразительности), взяв тексты разных жанров или культур для сопоставления. Обязательным, на наш взгляд, является включение в ИК небольшого творческого задания, где мы могли бы проверить умение ученика на практике применять полученные знания. В частности, последнее задание предложенной контрольной работы предполагает, что ученик почувствует фальшь речевых образных штампов и напишет этюд, демонстрируя богатство своей речи и умение красиво, образно выражать мысли. А для того чтобы успешно выполнить это задание, преды­дущие должны логически подвести ученика к пониманию того, что такое “красивый штамп” и чем от него отличается по-настоящему красивая речь.

Вопросы для повторения

1. Какие виды контроля существуют в школьной практике?
2. В чём заключается главное отличие итогового контроля от промежуточного?
3. Почему необходимо проводить стартовые работы?
4. От чего зависят критерии оценивания работ?
5. Почему важно сообщать ученикам критерии оценивания их работ?
6. Какую роль в разработке критериев оценивания играют общеучебные навыки?
7. Какие существуют типичные задания с общими критериями оценивания?

Литература

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1991.

Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. СПб., 2000.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1987.

Ершиков С. и др. Опыт использования рейтинговой системы // Высшее образование в России. 1998. № 1.

Маркина И.В. Новая философия оценки в современных образовательных условиях. Материалы проблемного семинара в рамках ежемесячной методической школы. 2002.

Маркова А.К. Мотивация учения школьников. М.: Просвещение, 1984.

Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. М., 1997.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Школьный психолог. 2004. № 8.

Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки // Педагогическая дигностика. 2004. № 3.

Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся // Профессиональное образование. 2006. № 3.

Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб.: Тускарора, 1997.

Продолжение следует

Наталья Ванюшева ,
учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29