Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2009

Курсы повышения квалификации
Педагогический университет «Первое сентября»

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы

Наталья Рудольфовна ВАНЮШЕВА — завкафедрой культурологии Экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска, почётный работник образования, лауреат конкурса газеты «Литература», автор книг и статей о методике преподавания литературы.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой — ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие “текст” используется в самом широком его значении.

Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретённые умения и навыки.

Вот почему целью курса является освоение учителем приёмов и способов работы с различной текстовой информацией, а ожидаемыми результатами — освоение механизмов формирования общеучебных навыков; овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; знакомство и овладение приёмами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации; приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий; знакомство с практикой межпредметной деятельности.

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18 Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
20 Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
21 Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
22 Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы.
24 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г.

 

Лекция № 1.
Чему следует обучать:
российские требования и европейские стандарты

Стратегические нормативные документы, принятые в последние годы в сфере образования, особо подчёркивают важность формирования у учащихся общеучебных навыков и компетентностных качеств. В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» говорится, что “одним из требований современного общества является необходимость раскрыть индивидуальные способности человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность”. Кроме того, стандарт общего образования предполагает “овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры, необходимым условием развития и социализации учащихся”. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается также, что “общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”. Отметим, что такой подход согласуется и с основными требованиями, предъявляемыми выпускникам в европейских странах.

Однако определённые в стратегии российского образования задачи не могут быть полностью реализованы из-за ряда противоречий. С одной стороны, в нормативных документах определены приоритетные направления российского образования, но с другой — они не подкреплены научно-методической базой, способной обеспечить их успешную реализацию. Кроме того, хотя в нормативных документах написано, что школа должна развивать в ребёнке общеучебные навыки и компетентности, никто не знает, как это делать, особенно в системе. В результате на деле многие творчески настроенные учителя вынуждены самостоятельно разрабатывать программы по предметам и создавать для них методическое сопровождение, что отнюдь не способствует успешной реализации программы развития российского образования.

Между тем практика показала, что если не в масштабах государства, то в рамках одного образовательного учреждения или даже региона проблемы частично решить можно. Такой опыт имеется в экономико-математическом лицее № 29 г. Ижевска (ЭМЛи), и именно о нём пойдёт речь в предстоящем цикле лекций. В лицее существует кафедра культурологии, объединившая словесников, историков и учителей МХК. Коллективом кафедры разработан, апробирован и на протяжении пятнадцати лет успешно реализуется синхронизированный курс изучения истории, литературы и МХК с 5-го по 11-й класс (ему посвящён специальный номер газеты — см. «Литература». 2008. № 10). На его основе постепенно сложилась (и теперь уже описана и готова к трансляции) система по формированию и практическому применению общеучебных навыков. Если говорить проще, то учителя трёх предметов договорились друг с другом о том, какие навыки, в какой последовательности, на каком этапе и как именно должны формироваться в ученике — и делают это целенаправленно, от четверти к четверти, от класса к классу.

В основе системы лежит классификация общеучебных умений и навыков. Они подразделены нами на четыре группы:

• учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;

• учебно-информационные — обеспечивают нахождение, преобразование и использование информации для выполнения учебных задач;

• учебно-логические — обеспечивают чёткую структуру работы над содержанием учебных задач;

• учебно-коммуникативные — обеспечивают сотрудничество и организацию совместной деятельности.

Определены нами и единые принципы формирования общеучебных умений и навыков:

• принцип доступности (алгоритмы);
• принцип последовательности (связь между разными навыками в одной параллели в период знакомства и освоения);
• принцип усложнения (внутри навыка);
• принцип преемственности (связь навыков в разных параллелях в период закрепления и углубления);
• принцип дополнения (внесение нового навыка).

Как показала многолетняя практика, принцип единства требований к формированию общеучебных навыков вовсе не мешает учителю заниматься именно своим предметом. Напротив, он очень удобен — и для ученика (не испытывает стресса, подстраиваясь к требованиям каждого учителя, видит преемственность историко-культурных и литературных процессов, накапливает опыт жизненно важных навыков в системе), и для самого педагога (можно проводить межпредметный контроль и организовывать творческие проекты).

Общеучебные навыки

5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс
Научить сравнивать явления и объекты одного порядка, обобщать полученные данные и фиксировать результаты работы в сравнительных таблицах. Научить самостоятельно разрабатывать критерии
для сравнения
Научить сравнивать явления разного порядка, развивать навык обобщения полученных данных
и фиксировать результаты работы как в виде различной текстовой информации (развёрнутое суждение, сравнительная характеристика), так и в виде различных графических изображений
Сформировать навык сопоставления: выполнять сопоставительный анализ различных видов информации, явлений, ситуаций… с выявлением причинно-следственных связей Развивать навык сопоставления: сопоставлять и анализировать различные мнения, оценки, позиции по какой-либо проблеме

 

Для того чтобы удобно было ориентироваться в созданной системе общеучебных навыков, мы оформили их в виде таблицы. По ней можно не только планировать совместную межпредметную деятельность, но и следить за процессом развития ученика. Фрагмент таблицы представлен вверху.

Кроме того, подобные таблицы-планы помогают выявлять у детей проблемы, связанные с формированием общеучебных умений и навыков, что в свою очередь позволяет учителям вносить коррективы в собственное планирование по предмету или проводить соответствующие консультации. Этой таблицей пользуются и учителя естественных и точных дисциплин: при составлении многих предметных заданий они учитывают общие требования по формированию тех или иных общеучебных навыков. Например, ранее учителя, преподающие «Природоведение» или «Окружающий мир», в 5–6-х классах (и даже в начальной школе), задавали ученикам писать рефераты или тезисы к статьям, мотивируя тем, что они в своё время в этом маленьком возрасте их тоже писали. Наша таблица позволяет учителям увидеть, что навык реферативной работы формируется гораздо позже. Подобных казусов, к сожалению, было немало; созданная нами система позволила их избегать.

Общеучебные навыки надпредметны по своей природе. Каким же образом они соотносятся собственно с предметными задачами, в частности на уроках литературы? Рассмотрим этот вопрос на примере навыка сравнения. Сравнивать и сопоставлять какие-то предметы или явления в жизни, в окружающем мире — одно из главных умений человека, который познаёт мир, как известно, в сравнении. На уроках литературы мы тоже часто даём задания на сравнение или сопоставление, например, составить (устно или письменно) сравнительную характеристику образов героев. Однако невозможно научить сразу ученика выполнять эту работу качественно — необходимы определённые этапы (см. таблицу внизу):

 
5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс
Сравнить образы героев (Царица и Царевна у Пушкина), образ Солнца у разных народов… выделять главный критерий для сравнения, последовательно выявлять общее и различное, обобщать результаты сравнения Сравнивать образы словесные, живописные и скульптурные, относящиеся к разным историческим эпохам Развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи Уметь сопоставлять различные критические оцен­ки, мнения по произведению, соотносить с собственной оценкой


Из таблицы видно, что, занимаясь своим предметом, мы одновременно развиваем общеучебные навыки — и наоборот (подробнее см. лекцию № 2). Кроме того, легко проследить, как при формировании общеучебных навыков соблюдаются принципы преемственности, усложнения и дополнения.

Систематическая работа над общеучебными навыками позволила нам рассматривать их как основу для формирования образовательных компетенций. Избегая теоретических определений, предлагаем на примере одного текста рассмотреть, какие общеучебные навыки можно развивать и с какими компетентностными качествами они могут быть связаны (текст можно предлагать ученикам разных классов — мы делали это начиная уже с пятого).

И.С. ТУРГЕНЕВ. «СФИНКС»

Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрыпучий песок... песок без конца, куда ни взглянешь!

И над этой песчаной пустыней, над этим морем мёртвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.

Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздёрнутые ноздри — и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?

А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.

Ба! Да я узнаю эти черты... в них уже нет ничего египетского.

Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассечённая пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семён, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?

Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс. И глаза твои — эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже... И также безмолвны и загадочны их речи.

Только где твой Эдип?

Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!

Декабрь, 1878

Любой текст следует прочитать и понять, о чём в целом идёт речь. В данном тексте — о сфинксе. Но не только. Ученики отметят, что сфинкс у Тургенева разный. Как правило, говорят о трёх сфинксах — египетской скульптуре, образе-загадке и “русском сфинксе”. Для подтверждения выделенной информации ученики должны найти в тексте детали. Начинается работа по осмыслению содержания текста.

  1. “Над песчаной пустыней”, “громадная голова египетского сфинкса”, “крупные, выпяченные губы”, “неподвижно-расширенные, вздёрнутые ноздри”, “глаза, длинные, под двойной дугой высоких бровей”.
  2. Полусонные, полувнимательные глаза” — “что-то хотят сказать они!”, “один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь”.
  3. “Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассечённая пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семён…”, “русская косточка”, “да, и ты тоже — сфинкс”.

Найдя в тексте И.С. Тургенева детали, которые представляют образы трёх разных сфинксов, ученики по сути применили навык “выделить главное”. Однако полученный результат провоцирует далее такую работу с текстом, выполнение которой потребует от ученика компетентностного подхода. В частности, ученик должен обнаружить недостаточность информации во всех трёх направлениях рассматриваемого образа, сформулировать вопросы (это применение общеучебных навыков) и наметить способы поиска ответов на поставленные вопросы, спланировать самостоятельно свои действия на пути поиска ответов (уже компетентностный подход).

Вот примерные вопросы, которые возникают у учеников (формулируют самостоятельно).

• Какие дополнительные детали египетской скульптуры необходимы, чтобы представить её полно?
• Какие ещё детали, кроме “длинных, полусонных, полувнимательных глаз”, придают образу загадочность?
• Тургенев видел взгляд сфинкса таким, а есть ли иное восприятие?
• Русский мужик и египетская скульптура — такие далёкие культурные и исторические образы. Почему у писателя возникло желание их сравнить?
• Кто такой Эдип?

Пятиклассник, конечно, не может самостоятельно решить весь комплекс задач, однако ему под силу многое. Например, он ставит задачу найти недостающую информацию о египетском сфинксе в энциклопедиях, справочниках, в Интернете. Таким же образом он узнает об Эдипе и прочтёт миф о загадке сфинкса. Что касается осмысления линии “русский мужик — тот же сфинкс”, то в 5-м классе, конечно, без помощи учителя ученик не справится (необходимо знание биографии И.С. Тургенева, особенностей его творчества, контекста времени), но страшеклассникам это будет под силу.

Между тем компетентный ученик в 5-м классе может поставить себе другую задачу и самостоятельно её решить. Эта задача вновь ставится через вопрос: “Только ли Тургенев обращался в своём творчестве к образу сфинкса?” Найти информацию для её решения в современных технических условиях несложно: достаточно набрать в поисковом окне Интернета ключевые слова. Ученик получит множество примеров из русской поэзии XIX–XX веков, что в свою очередь повлечёт за собой постановку следующих задач, в частности сопоставление информации из различных по жанру текстов. Например:

Эдипа сфинкс, увы! он пилигрима
И ныне ждёт на жизненном пути,
Ему в глаза глядит неумолимо
И никому он не даёт пройти.
Как в старину, и нам, потомкам поздним,
Он, пагубный, является теперь,
Сфинкс бытия, с одним вопросом грозным,
Полукрасавица и полузверь.

(К.Павлова)

Сфинкс, не разгаданный до гроба, —
О нём и ныне спорят вновь;
В любви его роптала злоба,
А в злобе теплилась любовь.

(П.Вяземский)

Безусловно, ученик старшего класса, работая с подобным текстом, сможет реализовать больше компетентностных качеств, причём разных. Однако на данном примере мы показали, что даже пятиклассник, если его научить, способен проявить приобретённые умения и навыки в нетипичной ситуации (одно из главных требований компетентностного подхода) — формулировать задачу и решать её самостоятельно.

Последовательность работы с миниатюрой И.С. Тургенева «Сфинкс» при компетентностном подходе можно представить в виде следующих блоков.

Ориентирование в содержании текста и понимание его смысла в целом:

• сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• определить наиболее общую, доминирующую идею текста.

Выявление информации:

• определить основные элементы текста;
• найти необходимые единицы информации.

Понимание текста:

• сравнить между собой содержащуюся в текс­те информацию;
• обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, своих мыслей;
• сделать заключение о намерении автора.

Осмысление содержания текста:

• связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников;
• найти доводы в защиту своей точки зрения.

Осмысление формы текста:

• определить (выявить) композицию текста;
• слышать авторский голос, различать авторские оценки изображаемого;
• дать стилистический комментарий.

Несложно заметить в выделенных выше задачах требования, которые предъявляются учащимся на международном тестировании PISA. Основное требование — ученик должен проявить компетентность в постановке и решении различных задач. Под компетентностью эдесь понимается “способность человека результативно действовать в нетипичных ситуациях”, при этом учитывается “интегративный характер такой способности — то, что одно умение может компенсироваться другим”.

Печальный итог участия наших школьников в тестах PISA известен. Специалисты, анализировавшие результаты, выявили ряд дефицитов в учебных умениях наших школьников, среди которых есть те, что имеют прямое отношение к нашему предмету.

• Не сформированы различные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на отбор нужной информации и т.д.
• Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять.
• Нет привычки видеть детали.
• Не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.

Одним словом, российские школьники, согласно выводам комиссии, “не умеют работать с текстовой информацией”. Между тем работа по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся как раз и позволяет решить проблему с теми или иными дефицитами. Более того, решение возможно не только в старшем звене, но и в среднем, на раннем этапе.
Для того чтобы понять, насколько наши задачи совпадают с требованиями международного тестирования, мы составили сравнительную таблицу, из которой видно, что развитие общеучебных умений и навыков при работе с текстами на уроках литературы (гуманитарных предметов в целом) соответствуют этим требованиям. Приводим фрагмент таблицы.

Требования компетентностного подхода и общеучебные навыки при работе с текстом

Требования к заданиям PISA Общеучебные навыки
• выбрать из текста ответ на вопрос
• придумать заголовок
• сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста
• отделить основные идеи от второстепенных
• определить основные составляющие графика или таблицы
• связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников
• найти доводы в защиту своей точки зрения
• формулирование вопросов различного вида и типа
• формулирование темы урока, творческого задания, текста
• выделение главной мысли и темы текста
• классификация информации
• преобразование одного вида текстовой информации в другой
• сопоставление оценок, мнений
• владение правилами и видами доказательств


Назвав в качестве одной из причин неудачи российских школьников в международном тестировании “неумение работать с информацией”, комиссия далее конкретизировала этот вывод: учащиеся не умеют “сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию”. Как показывает опыт, решить проблему возможно на итоговых уроках по теме или уроках контроля знаний, причём с использованием межпредметной связи. Этой теме мы посвятим отдельное занятие, сейчас же приведём в качестве примера межпредметную контрольную работу для 7-го класса (она прошла в контексте изучения древнерусской истории, культуры и литературы).

Основание города

Представьте, что вы живёте в веке, скажем, десятом, и вам надо основать город. Причины для этого могут быть разные: например, вы князь, вам нужна опорная точка, центр, столица или пришло время развивать торговые связи с соседями, оборонять границы от воинственных племён.

Утилитарные соображения понятны: нужно, чтобы были пути — сухопутные и водные. А ещё лучше, чтобы это был перекрёсток. Место должно быть и на виду, и хорошо защищено.

Однако практические цели строительства города были у наших предков не единственными. Место должно быть обязательно красивым. Гармония — необходимый признак сакрального, следовательно, ваш город должен стать естественной, органичной частью ландшафта. (По материалам статьи журнала «Человек без границ».)

Задание 1: сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.

Задание 2: прочитайте фрагменты стихо­творений, посвящённых разным русским городам, и рассмотрите планы-схемы кремлей старинных русских городов.

1. Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!

2. На трёх холмах тебя слагали,
Велику силу даровали,
Победами крестили град,
И каждый видеть тебя рад!

3. Он как камень дорогой,
Красивый, драгоценный, золотой.
Сплошною крепкою стеной
Лежит на зелени равнинной.

4. И солнце его купола золотит.
Здесь древние соборы, и церкви, и палаты,
Широкие просторы древностью богаты.

5. Временем не стёрта — припорошена,
Создана руками чёрной нелюди,
Красота церквей, как гуси-лебеди,
Унесёт назад в святое прошлое.
Здесь не в сказках на мосту калиновом
Бились с ворогом за землю русичи,
Погибали и вставали тысячи,
И пылал на небе звон малиновый.
Смотрят мудро арки вековых ворот,
Крепостной стены бойницы узкие...

Задание 3: выделите в планах-схемах и фрагментах информацию, раскрывающую ваш тезис. Опишите ваш город: место, обязательные элементы его, выбрав любой вариант записи — текст или схемы.

Задание 4: используя полученную информацию, раскройте тезис: “Закон гармонии есть во всех творениях Вселенной, и древние строители следовали ему”, то есть сформулируйте вопросы (запишите их) и ответьте на них.

Задания контрольной работы, как видно, сочетают в себе применение компетентностных качеств и общеучебных навыков. Работа межпредметная: в основе заданий знания по истории древнерусского периода о строительстве городов, знания особенностей русского зодчества. Формулировки же заданий предлагают ученикам реализовать как общеучебные навыки, так и предметные. Например, в № 3 (“опишите ваш город”), выбрав в качестве варианта записи текст, ученик создаёт образ города и, включив цитаты из стихотворений, художественно описывает его (см. подробнее лекцию № 2). А умение читать планы-схемы, по сути, реализация такого компетентностного качества, как умение ориентироваться на местности по карте.

Подведём итоги. Успешность формирования общеучебных навыков и компетентностных качеств, о которой говорится в нормативных документах российского образования, во многом зависит от структуры и содержания образовательного процесса. Возможность решения задач современного образования — объединение учебных дисциплин, в частности гуманитарных, в систему. А такая система становится основой для создания единства требований к формируемым умениям и навыкам.

Каким образом можно решить отмеченные задачи на уроках литературы — материал следующих лекций.

Вопросы для повторения

1. Чем общеучебные навыки отличаются от компетентностных качеств?
2. Что подразумевают под компетентностью?
3. Что значит компетентностный подход при работе с текстом?
4. Какова основная причина провала российских школьников на международном тестировании?

Литература

Каспржак А., Митрофанов К. и др. Почему наши школьники провалили тест PISA // Директор школы. 2005. № 4–5.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004.


Продолжение следует

Наталья Ванюшева ,
учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29