Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2009

Курсы повышения квалификации

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19.

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18 Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
20 Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
21 Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
22 Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы.
24 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г.

 

Лекция № 4.

Чему можно научить и научиться при работе с текстом

Для многих современных школьников текст — настоящий лабиринт. Но мы не всегда можем выступить в роли Ариадны с её волшебной нитью: когда ученик дома выполняет наше задание, он идёт в одиночку. Что может послужить ему указателями и помочь найти выход из лабиринта?

На прошлой лекции мы говорили с вами о том, что ориентиром должны быть различные детали, которые и служат авторскими подсказками. Но кроме деталей в тексте есть устаревшие слова, термины, имена, цитаты, аллюзии или реминисценции… Как справиться с ними? Первый шаг, думается, такой: познакомить учеников с книжным аппаратом, ведь не всегда под рукой компьютерная мышка и монитор, на котором может появиться ответ. Знакомство с “устройством” книги можно провести на одном из первых уроков в 5-м классе, да и сам урок позволит вам узнать, какие читатели из начальной школы к вам пришли.

Для этого урока необходимо приготовить книги из известных серий: «Библиотека классики», «Библиотека всемирной литературы», «Литературные памятники» и просто отдельные хорошие издания классических произведений. В подобранных книгах должны содержаться разные указатели, сноски, комментарии, предисловия, то есть полный набор различных составляющих книжного аппарата. Кроме того, выбирайте как авторов программных (Грибоедов, Чехов, Булгаков…), так и не изучаемых, но упоминаемых в курсе литературы (Булгарин, Одоевский, Вельтман…), чтобы поинтересоваться у учеников, кто из авторов им известен. Эти книги ученики будут рассматривать и, находя определённые элементы, в первую очередь сноски и различные указатели, определять их назначение (подробно урок описан в № 21 газеты «Литература» за 2008 год). С урока ученики уходят с пониманием того, что хорошо изданная книга не хуже компьютера может подсказать необходимую информацию.

Помимо задачи научить ученика понимать произведение, анализировать текст, нам необходимо его заинтересовать. Хорошо известно, что отсутствие читательского интереса у многих школьников — острая современная проблема. Мы идём с вами на различные уловки и обманы, которые, кстати, ученикам нравятся, так как походят на игру. С примерами подобных интриг на уроках газета «Литература» знакомит нас регулярно, вот ещё несколько.

1. Раздать листочки с различными умными цитатами одного автора, но подписи не ставить, а сказать, что это мысли разных авторов и урок сегодня будет посвящён тому автору, кого выберут; ученики читают. Спросить, какие мысли привлекли их внимание, с автором чьих мыслей они бы хотели познакомиться и почему, почитать кое-что?.. Называют. Вы приготовили урок о Чехове, скажем, который и так стоит в программе, но ученики “выбрали” его сами — значит, стоит о нём говорить. Имена “других” вы не назовёте, сославшись на то, что встречи с ними ещё предстоят. Выбирать — право, которое есть у каждого человека, но детей часто лишают его, вы же якобы им его предоставили и на уроке удовлетворите их желание.

2. Изучая язык героев Зощенко, можно распечатать лозунги, отдельные предложения, фразы из газет 20–30-х годов вперемешку с современными (можно прибавить пару из лексикона современного школьника или из блогов Интернета) и выдать их за “образцы” языка того времени. После того как ученики выполнят задание, например, определить, какие языковые приметы времени отражены в речи героев Зощенко (или подобные задания), раскрыть интригу и поразмышлять с учениками о причинах бедного и неказистого современного языка масс и СМИ. То, что некоторые, может быть, узнают свой язык, не должно вас смущать — не переходим на личности.

Однако подобные приёмы эффективны, когда у ребят уже есть некий читательский опыт. Думаю, что так поступать можно с учениками после 6-го класса. До этого возраста необходимо помогать маленькому читателю ориентироваться в текстовом пространстве. Существуют способы, позволяющие последовательно развить у детей не только читательский интерес, но и определённые навыки при работе с текстом. Особенно важны здесь способы подачи информации. Очень часто мы:

• подбираем текст с фактическими и/или логическими ошибками;
• сочетаем разные виды текстовой информации (блоки, фрагменты…) по теме;
• сочетаем тексты со схемами, иллюстрациями;
• предлагаем тексты с заданными условиями или требующие постановки задач учащимися;
• объединяем тексты разных жанров;
• создаём модели по структурированию текстов.

Рассмотрим некоторые примеры.

I. Задание на выявление логических ошибок

ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА

Воробей захотел быть таким, как павлин, — с гордой поступью, высоко поднятой головой и огромным хвостом. Он изо всех сил вытянул голову, раздул узкую грудку, растопырил перья хвоста. Он был уверен, что все станут им восхищаться. Самое же плохое было то, что все птицы стали смеяться над воробьём-павлином. И ему захотелось снова стать обыкновенным воробьём. Но когда он захотел пробежаться по-воробьиному, ему это не удалось. Он мог только прыгать. С тех пор воробьи стали прыгать.

Задание. Прочитайте внимательно приведённые ниже фрагменты и подумайте, какие из них и куда необходимо вставить в основной текст, чтобы его можно было завершить словами древнегреческого баснописца Эзопа: “Так справедливо попадает в беду тот, кто бросает свои занятия и берётся за совсем ему несвойственные”.

1) …и упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки;
2) …и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два;
3) ...и пытался выступать так же элегантно, как это делает павлин;
4) ...рассердился, распушился и кинулся с разинутым клювом;
5) Через неделю он превратился в маленького уличного буяна, подобно другим воробьям, вечно дерущимся между собой на улице. Он раздавал им удар за ударом;
6) Но скоро устал от непривычной манеры держаться. Шея и ноги стали болеть.

Справка для учителя. № 3 — после второго предложения; № 6 — после третьего. № 1, 2 — предложения из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Воробей». № 4, 5 — предложения из рассказа Э.Сетон-Томпсона «Уличный певец».

Безусловно, ученики не только вставляют предложения в текст, но обязательно объясняют свой выбор, то есть идёт непосредственная работа с текстом, в частности со словом. Восточную сказку с заданиями можно использовать в качестве проверочной работы после изучения рассказа Сетон-Томпсона — многие из нас обращаются к нему на уроках или после изучения произведения Тургенева. Задания на выявление логических ошибок позволяют впоследствии интересно говорить о сюжетных линиях, об интригах и различных коллизиях в других произведениях. С учениками 5-го класса можно и поиграть: предлагать им пересказывать сюжеты прочитанных ими произведений с логическими ошибками или с лакунами, которые слушатели-одноклассники должны “восполнить”.

Игровые элементы обучения необходимо сочетать с обучающими приёмами работы с текстовой информацией. Это, в первую очередь, составление различных алгоритмов и механизмов, о которых речь шла в лекции № 2. В частности работу с текстом «Восточной сказки» может сопровождать алгоритм по выявлению и исправлению логических ошибок (образец приводится ниже). В других случаях можно предоставлять образцы правильных текстов с объяснением (разбором) их особенностей, которые позволят ученикам создать аналогичные тексты. В качестве образца не обязательно предлагать только тексты мастеров, в своей практике мы даём ученикам и тексты, написанные ранее их сверстниками.

Алгоритм выявления и исправления логических ошибок

  1. Отметьте в тексте детали и попытайтесь установить между ними связи, спросив себя, все ли детали связаны и все ли располагаются последовательно.
  2. Обнаружив нарушение связи или противоречие между деталями, обратитесь к представленным после текста деталям (фразам, предложениям, цитатам, примерам) и выберите соответствующие смыслу и стилю.
  3. Подберите связующий элемент (союз, местоимение, речевой оборот) и вставьте выбранный фрагмент (-ы) в соответствующее место исходного текста.
  4. Прочтите полученный текст и убедитесь в его смысловой целостности.

II. Сочетаем разные виды текстовой информации, например, с целью проверить понимание учениками особенностей народного сказочного портрета и литературного, созданного Пушкиным.

А.


1. …И выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звёзды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

2. Что ни день — Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка — как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

3. …На колеснице сидит королевна Елена Премуд­рая — такой красы неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать!

4. Вот является в горницу прекрасная девица. Такую красоту и не видел никто, и неизвестно было, что она есть на свете. Глянул на неё Иван, и сердце в нём приостановилось.

5. Волосы её густые, златошёлковые, не покрытые ничем, в косу связанные, упадали до пят; и царевну Василису стали люди величать: Золотая коса, непокрытая краса.

6. …А младшая что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса, она умница-разумница.

Б.

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
..............................
Царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…

Задания к этим фрагментам можно сформулировать разные (на сравнение народного и авторского портретов героинь, в частности). Здесь лишь отметим, что как раз во фрагментах из народных волшебных сказок (можно спросить ребят, из каких) содержатся подсказки для маленьких читателей: что заимствует Пушкин у народа для создания образа своих героинь, а какие детали следует отнести к его авторскому стилю. Если прибавить затем к текстам известные иллюстрации к сказке Пушкина, то задачу можно усложнить: помогли ли поэту и художнику описания героинь народных сказок создать образы своих героинь (указать каких).

III. Сочетаем текст и иллюстрацию


Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул
зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

В.Хлебников

Кузне́чиковые (лат. Tettigonioidea) — надсемейство прямокрылых насекомых подотряда длинноусых с единственным современным одноимённым семейством. Более 6800 видов на всех континентах (кроме Антарктиды). Голова с обособленной вершиной темени, часто сжатой с боков, иногда конусообразной. Лапки — 4-члениковые. Переднеспинка с плоским или выпуклым верхом и плоскими опущенными вниз боковыми лопастями. Надкрылья самца часто с органом стрекотания. Жилкование с резко обособленной RS, в области органа стрекотания сильно изменено. Часто надкрылья и крылья утрачивают летательные функции, но сохраняют, нередко усиленный, орган стрекотания. Отверстия органа слуха находятся на передних голенях, иногда отсутствуют.

Перед нами три разных вида информации: 1) рисунок, 2) стихотворение, 3) статья из энциклопедии, которые можно использовать на уроке, где мы объясняем ученикам, что такое художественный образ. С последовательной подачи всех фрагментов можно начать урок.

  1. Вопросы ученикам: кто или что в окружающем мире может вдохновить поэта на создание образа? Традиционные ответы: всё, но называют в основном красивое — бабочку, цветок… Когда назовёшь кузнечика — соглашаются. Вы держали кузнечика в руках? Предлагаем ученикам описать его — на что или кого похож (ассоциации)? Несмотря на то, что все его видели и держали в руках, описать в деталях не могут, чаще называют свойства насекомого.
  2. Раздаём рисунки, чтобы помочь воображению. Обсуждаем.
  3. Затем предлагаем фрагмент статьи, чтобы найти недостающие детали. Вновь описываем.
  4. Наконец читаем стихотворение В.Хлебникова и работаем с художественным образом.

Первые три этапа займут на уроке не более 6–7 минут, поэтому практически весь урок работаем над стихотворением Хлебникова. Этот способ подачи информации помогает попутно решить и другие задачи: 1) сразу в начале урока весь класс включить в работу, что порой бывает трудно после перемены; 2) указывает детям на то, что надо быть наблюдательными; 3) учит соотносить разные виды информации.

Сочетание различных видов информации со способом её подачи — эффективный приём не только в младших классах, но и в старших (см. примеры урока в газете «Литература» № 4, 2008 г. «В преддверии “Войны и мира”»).

IV. Модели по структурированию текстов. Первый этап: изучение готовых текстов и составление модели. Второй этап: ученики составляют свои загадки по моделям.

Задание. Изучи модели построения загадок и попробуй составить свою на известный тебе мифологический сюжет.

Модель № 1

Царь греческого острова притворяется безумным, чтобы не участвовать в походе на Трою. Кто это?

Структура модели. Кто? Что делает (-л)? С какой целью?

Модель № 2

Кто притворился безумным? Кого боги называли хитроумным? Кому удалось обмануть троянцев?

Структура модели. Вопросительные предложения, начинающиеся с вопросительных слов: кто, кого, кому, с кем, о ком.

Модель № 3

Царь греческого острова притворяется безумным, чтобы не участвовать в походе на Трою. Боги называют его хитроумным, потому что он придумал способ обмануть троянцев.

Структура модели. Преобразуйте вопросительные предложения из модели № 2 в повествовательные, соединив части в связный текст.

Модель № 4

Если был бы животным, то быком, потому что имеет голову быка. Если был бы спортсменом, то тореадором, потому что состязается с быком. Если был бы человеком, то царём Крита, потому что является сыном царя Миноса.

Структура модели. Если (глагол) + (существительное), то (существительное), потому что (глагол) + (существительное).

Примеры детских работ

1. Певец и музыкант Древней Греции спустился в подземное царство Аида, чтобы вернуть свою возлюбленную. Кто это?
2. Кто спустился в подземное царство Аида за возлюбленной? Кто покорил своим пением Аида и души умерших его царства?
3. Потеряв свою возлюбленную, он спускается в подземное царство Аида и покоряет его своим пением.
4. Если бы он был птицей, то соловьём, так как пел божественно, как соловей.

Разные способы подачи информации — это своего рода интрига урока. Между тем вследствие такого подхода к обучению у учеников формируются важные навыки:

• видеть в тексте главное;
• читать разными способами (просматривать, вчитываться…);
• сравнивать известное с новым;
• открывать в известном необычное;
• вести непрерывный диалог как с автором, так и с самим собой.

Всё это заинтересовывает в чтении не меньше, чем обман. Ученики перестают бояться книги, хотят “продемонстрировать” свои умения. А для того чтобы закрепить эти навыки и стимулировать читательский интерес учеников, можно использовать различные мотивационные приёмы. В своей практике мы регулярно используем следующие (список легко дополнить):

• связываем изучаемый материал с жизнью, с достижениями науки и техники;
• создаём проблемные ситуации, разрешение которых подсказывают произведения (точнее, эпизоды с аналогичными ситуациями);
• привлекаем занимательные примеры, опыты, парадоксы;
• используем игровые ситуации;
• создаём ситуации, демонстрирующие учащимся недостаточность их знаний по какому-либо вопросу или теме;
• разрабатываем и предлагаем задания на межпредметном уровне.

Одновременно с освоением различных приёмов и способов восприятия и анализа текстовой информации ученики учатся её преобразовывать и создавать свои тексты. Думаю, что вы в своей практике тоже предлагаете ученикам составить, например, схему или таблицу, просите нарисовать по ассоциации, записать план. Всё это традиционные формы преобразования информации, но значимость их в сегодняшнем мире не снижается. Мы предлагаем ещё одну — досье. Идею по созданию досье мы позаимствовали у коллег, преподающих иностранные языки по зарубежным пособиям. В досье кратко излагается самый разно­образный материал, он занимает мало места на листе. Получается некий конспект, но помимо текстовой информации на эту страницу необходимо поместить или схему, или табличку, или рисунок. Досье может служить и формой для итогового контроля, так как позволяет проверить и знания, и умения. Вместе с учениками мы разработали и условия для составления досье.

Условия для составления досье

  • Использование различных видов информации (историческая, культурная, научная) по теме, проблеме, вопросу.
  • Применение различных форм подачи информации (текст, схемы, графики, иллюстрации, таблицы…).
  • Полнота подачи информации для раскрытия темы, проблемы, вопроса.
  • Наличие логики в расположении информации (чтение информации сверху вниз).
  • Вывод в виде суждения, обобщения.
    Результат работы ученика по литературе — это, конечно, создание собственного текста: устного (монолог, речь, доклад…) и письменного (различные жанры). Но ученик не может освоить сразу все виды. Думаем, что, например, в 5-м классе ребёнку трудно написать сочинение или даже эссе. В своей практике мы предлагаем ученикам следующие.
  • Сообщение информативного характера: представить преобразованную информацию из разных источников.
  • Рассуждение над понятием, вопросом, образом, цитатой.
  • Синквейн, даймонд (то есть двойной синквейн, части которого зеркально отражены и напоминают форму бриллианта).
  • Текст-описание: портрет исторический и художественный, интерьер, пейзаж.
  • Справка, образцом которой являются словари и справочные пособия.
  • Тексты разных малых жанров: поучение, монолог, рассказ от “я”, письмо, сказка.

 

В заключение нашей беседы отметим, что предлагаемая нами система работы с текстовой информацией позволяет ученику обучаться самостоятельно. Учитель лишь целенаправленно отбирает информацию для уроков, компонует её, продумывает последовательность вопросов и заданий.

Вопросы для повторения

1. Какие подсказки, содержащиеся в книге, помогают ученику сориентироваться в тексте?
2. Какие способы подачи информации можно использовать на уроке?
3. Какие навыки формируются у учеников в ходе работы с текстовой информацией?
4. С чем можно сочетать игровые элементы обучения при работе с текстом?
5. Почему нужно учитывать последовательность подачи информации?
6. В чём заключается преимущество такой работы, как составление досье?

Литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев, 1988.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Любое изд.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Высшая школа, 1981.

Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1991.

Продолжение следует

Наталья Ванюшева ,
учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29