Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2009

Курсы повышения квалификации

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы

Продолжение. Начало см. в № 17

На первом занятии мы рассмотрели, как на основе общеучебных навыков формируются компетенции. Компетентность, по одному из определений, — надпредметная способность ученика, вследствие чего существует мнение, что в урочной деятельности сложно создать ситуации, где бы ученик проявил себя как компетентный. Между тем как раз при интегративном подходе обучения (даже если интеграция не системная, а блочная или вообще представляет собой отдельные творческие проекты) возможно создание различных учебных и внеучебных ситуаций, когда ученик сможет накапливать некий опыт в решении проблем, тем самым приобретая необходимые компетентностные качества. Для того чтобы помочь ученику в их освоении, нужно создать механизм формирования навыков.

Руководствуясь принципами формирования общеучебных навыков, названными в первой лекции, мы создаём для учеников различные памятки, рекомендации, алгоритмы, которые позволяют ученикам применять навыки не только в ситуации их коллективного освоения в классе, но и самостоятельно.

Что заставило нас обратиться к составлению алгоритмов на уроках литературы и в целом гуманитарного цикла? Задумывались ли вы над тем, почему ученик 5–6-х классов не выполняет порой домашнее задание (даже такое простое, на наш взгляд, как прочитать текст и отметить в нём информацию по нашему заданию)? Часто он просто не знает, как нужно работать, что делать с материалом, вопросом или заданием. Одно дело, когда все вместе выполняют работу в классе, и совсем иное, когда ты остаёшься дома один.

Что делают учителя математики-информатики? А они как раз учат детей пользоваться теми или иными моделями задач: составляют для них алгоритмы — и ученики пошагово осваивают механизмы выполнения разных работ. На гуманитарных предметах можно сделать то же самое. Это решение принято нами давно, и многолетний опыт доказал его правильность.

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18 Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
20 Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
21 Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
22 Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы.
24 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г.

Самый активный период освоения навыков — 5, 6 и 7-е классы, поэтому большинство алгоритмов и памяток создаются для этих параллелей, они в первую очередь помогают реализовать принцип доступности. В рамках лекции мы рассмотрим только механизм составления отдельных алгоритмов и памяток, так как за три года их накапливается много и невозможно рассказать обо всех в рамках одной лекции. Однако к некоторым другим мы обратимся на следующих лекциях.

Первое правило при работе с алгоритмом — он не даётся ученикам в готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только затем ученики получают его как результат своей работы.

На уроках литературы мы с вами много работаем с образами героев, персонажей, образами природы и т.д. По сути, мы учим детей описывать людей, явления и предметы. В жизни этот навык просто необходим, и мы знаем, что порой ребёнок бледно и неинтересно пытается что-либо описать. В связи с этим мы знакомим пятиклассника с алгоритмом словесного описания. Впервые эту работу проводим на уроках при изучении «Илиады» Гомера.

Песнь I: читаем описания сидящих у моря Ахилла и Фетиды, затем Зевса и Фетиды на Олимпе.

1. …Ахиллес, и далеко от всех, одинокий,
Сел у пучины седой и, взирая на понт
темноводный,
Руки в слезах простирал, умоляя любезную
матерь.

2. Быстро из пенного моря, как лёгкое облако,
вышла,
Села близ милого сына, струящего горькие
слёзы;
Нежно ласкала рукой…

3. Близко пред ним восседает и, быстро
обнявши колена
Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь,
Так говорит, умоляя отца и владыку
бессмертных…

(Пер. Н.Гнедича)

Помогаем ученикам вопросами: можно ли зримо представить образы? что помогает представить их зримо? что из описания нельзя изобразить? Для ответов на первые вопросы ученики отмечают детали одежды, пространства, позы героев, жесты; отвечая на последний, говорят, что нельзя изобразить некоторые моменты человеческих чувств, например, горючие слёзы. Вместе выделяем те слова, которые помогли поэту усилить впечатления, подчеркнуть какие-то движения, передать и собственное отношение к героям и переживаемым ими чувствам: оценочные слова, эпитеты, сравнения. Далее можно предложить ученикам изобразить схематично фигуры героев (при помощи палочек, используя опыт работы на уроках ИЗО или МХК, или начертить линии на доске). Выполнив задание, ученики через практический опыт сами приходят к выводу, который известен всем исследователям творчества Гомера: “Гомер создал образы столь рельефные, что их можно рассматривать как скульптуры”. Нам кажется важным этот опыт — представить образ через живописное или пластическое изображение.

После подобной работы ученики легко усваивают приём словесного рисования и получают памятку с алгоритмом, которую приклеивают в тетрадь (все алгоритмы распечатываются каждому для экономии времени).

Алгоритм составления словесного описания

  1. Выделите (выпишите, подчеркните) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).
  2. Задайте себе вопросы: какую картину я представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет…)?
  3. “Раскрасьте”, то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы); с чем можно сравнить то, что я себе представляю? какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю?
  4. Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому, используя: введение эпитетов (например: кровать у меня старая, зато весело скрипит); введение в канву описания самого себя, создание “я”- образа (например: я присела под ёлкой, и она мохнатой лапой закрыла меня от дождя).
  5. Создайте единый образ, то есть составьте текст (устный или письменный) на основе собранного материала.

Второе правило работы с алгоритмом — алгоритм обязательно комментируем: соотносим пункты с теми примерами, с которыми только что работали, а затем даём домашнее задание на другие примеры.

После описанного урока предлагаю детям вспомнить летние каникулы и, опираясь на опыт Гомера и алгоритм, описать себя, друга или родителей в пространстве пейзажа (морского, лесного, дачного…). Впоследствии умение описывать художественно себя, без сомнения, помогает ученикам видеть и понимать особенности портретов, пейзажей, интерьеров в произведениях. Кроме того, по признанию некоторых учеников, увлекающихся фотографией, это умение помогает им выполнить художественный снимок: выбрать ракурс, построить композицию. В этом случае они как раз проявляют себя как компетентные ученики, так как применили полученный опыт в нестандартной, новой для них ситуации.

Обратите внимание на то, что при работе над словесным описанием ученикам необходимо было применить и другие общеучебные навыки, среди которых жизненно важные — выделить главное в тексте и сравнить образы разных искусств. Так предметный навык реализуется через общеучебные.

Уже не раз мы отмечали такой навык, как сравнение. Стоит уделить ему внимание, но в совокупности с навыком сопоставления. Очень часто, давая на уроках задания ученикам, мы употребляем обе команды — сравнить и сопоставить — вместе, между тем в логике эти мыслительные операции различаются. Первое место отводится сравнению — с него и начнём.

На уроках литературы мы с вами, наверное, впервые говорим о сравнении, когда изучаем тропы в 5-м классе. Мы знаем, умение сравнивать развивает ассоциативное мышление, а оно, в свою очередь, способствует развитию красивой речи. Мы выбираем из произведений яркие, необычные и одновременно точные сравнения и приучаем наших учеников ценить искусство сравнивать. Думаю, что это первый этап в освоении самой логической операции — “выявлять различия между двумя объектами, явлениями” и т.п.

Второй этап — работа со словесным рисованием. После описанного выше урока по Гомеру (по вашей программе это может быть любой автор) я провожу отдельный урок по формированию навыка создать портрет. А учимся у классиков. Обращаюсь к опыту детского чтения, в основном приключенческой литературы: “Паганель был похож на гигантский вопросительный знак”, — но в контекст материала включаю несколько примеров из программных текстов для старшеклассников: “В угольной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с чёрною как смоль бородою”, “мраморные плечи Элен”, “беличья губка княгини” и др. (впоследствии ученики “узнают” героев, с которыми встречались в 5-м классе). Эти примеры позволяют ученикам увидеть, что сравнивать можно внешние признаки и внутренние качества, а также иногда можно определить отношение автора к герою. Затем можно провести игру «Соревнование с автором»: выбираю портреты героев, построенные не на сравнении, и прошу учеников сравнение подобрать.

После систематической работы по развитию навыка сравнивать через образное слово ученики готовы выполнять задания на сравнение персонажей, пейзажей, интерьеров и даже малых жанров. Они понимают, что для сравнения необходимо отмечать в объектах нечто необычное, яркое, что, сравнивая, они узнают интересное и новое, что сравнение действительно обогащает их речь. Теперь наступает очередь познакомить их с алгоритмом, чтобы они могли самостоятельно работать.

Алгоритм сравнения

1. Определите объекты для сравнения.

2. Подумайте, какова цель сравнения:

• лучше представить себе описания, образы…;
• открыть новое, необычное, странное, интересное…;
• помочь себе оценить сравниваемое;
• понять авторскую позицию.

3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели.

4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики.

5. Выполните сравнение объектов, отметив сходства и/или различия между ними.

6. Сделайте вывод(ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения (помните о цели — п. 2).

В 5-м классе, на этапе освоения навыка, лучше сравнивать то, что связано одной темой, сюжетом или относится к одному явлению, одному виду искусства, в частности, словесному. Например, морской пейзаж разных авторов (на этом примере ученики знакомятся с понятием авторские приёмы), мир Алисы и мир Зазеркалья, портреты царевен из народных сказок и царевны из сказки А.С. Пушкина…

Когда ученики научатся сравнивать, можно переходить к сопоставлению. Опыт показывает, что подобную работу следует планировать на конец года 5-го класса или на 6-й класс. Чем же сопоставление отличается от сравнения? Вот несколько позиций:

• сопоставление не требует систематического выделения сходств и различий;
• обладает широким диапазоном аспектов;
• может рассматривать явления, значительно отстоящие друг от друга во времени, пространстве, принадлежащие к разным направлениям и областям знания;
• предполагает объяснение причин выявленных различий и/или сходств;
• обязательно завершается выводом.

Выделенное является важным. Оно как раз указывает на то, что басню и притчу, например, мы не сравниваем, а сопоставляем — разные жанры. Мы даём ученикам критерии для сопоставления (время, место, герои, события…), они находят в текстах доказательства, на их основе выделяют сходства и различия. Ученики должны нам также объяснить связи между выделенными признаками и сделать выводы по наблюдениям. По сути, они проводят небольшие исследования. Описанная последовательность действий и есть некий алгоритм, которым мы все владеем. Он нам кажется понятным, но ученикам сложно самостоятельно выполнять задания на сопоставления (например, сопоставить словесный портрет героя со скульптурным или воплощённым на экране режиссёром или сопоставить различные источники по проблеме). Практика показала, что к каждому заданию на сопоставление должен быть свой план последовательных операций, а общим может быть некий механизм обязательных действий, который подходит к любому заданию на сопоставление. Предлагаем вам свой вариант, который отнюдь не является эталоном, его при случае можно и изменить.

Механизм осуществления сопоставления

• Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых объектов, явлений;
• проанализировать выделенные черты или особенности, определить взаимосвязь и несоответствия между ними;
• сформулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, взаимовлияния, противоречивости событий или явлений.

Большинство алгоритмов не составляются исключительно для одной параллели — тот или иной навык необходимо применять часто, но с возрастом он должен быть иным. Алгоритм — механизм мобильный, поэтому его нужно менять, сохранив при этом основу. Рассмотрите примеры.

Так сохранятся принцип преемственности, кроме того, работая вместе с учителем над составлением и расширением алгоритмов, ученики приобретают навык преобразовывать информацию, что важно для исследовательской работы в старшем звене.

Работа с алгоритмами имеет и ещё одно преимущество. Ученики по разным причинам пропускают занятия, алгоритм же помогает им быстрее освоить пропущенную тему и научиться выполнять соответствующие задания. Сильные ученики вообще самостоятельно осваивают алгоритм, как показал опыт.

Рассмотрим ещё один пример при работе с алгоритмом, помогающим освоить навыки комментировать текст.

Несмотря на то что на уроках, начиная с 5-го класса, мы произносим: “Прокомментируйте…”, комментарии составлять довольно сложно (выполнить комментарии просят, в частности, на российской олимпиаде по литературе). Вместе с учениками мы учимся составлять комментарии в 7-м классе на «Слове о полку Игореве», которое изучаем в этой параллели в рамках синхронизированного курса (см.: «Литература». № 10. 2008). Работа происходит в три этапа и занимает, соответственно, три урока.

Алгоритмы для 5–6-х классов Алгоритмы для 7–8-х классов

Алгоритм для составления пересказа

1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица.
2. Установить между ними причинно-следственные связи.
3. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ.
4. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию.
5. Составить текст-пересказ.

Расширение алгоритма

1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица.
2. Составить к ним необходимые пояснения согласно заданию учителя.
3. Установить между ними причинно-следственные связи.
4. Сформулировать предполагаемый итог (обобщение, оценку).
5. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ.
6. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию.
7. Составить текст-пересказ.

Алгоритм для составления ответа-наблюдения

1. Отметить в тексте интересную (-ые) или важную (-ые) для общего смысла произведения (документа, статьи…) деталь (-ли).
2. Создать логическую или/и ассоциативную цепочку, связывающую отмеченную деталь с другими, прямо или косвенно влияющими на понимание смысла.
3. Сформулировать вопрос (-сы), выявляющий (-ие) различные смыслы текста.
4. Составить ответ-наблюдение по схеме:
— тезис (изложение сути смысла текста);
— пример отмеченной (-ых) детали (-ей);
— доказательства связи отмеченной детали с общим смыслом текста;
— обобщение наблюдения.

Расширение алгоритма

1. Отметить в тексте интересную (-ые) или важную (-ые) для общего смысла произведения (документа, статьи…) деталь (-ли).
2. Создать логическую или/и ассоциативную цепочку, связывающую отмеченную деталь с другими, прямо или косвенно влияющими на понимание смысла.
3. Сформулировать вопрос (-сы), выявляющий (-ие) различные смыслы текста.
4. Подобрать для доказательства сведения из дополнительных источников: даты, цифры, цитаты…
5. Продумать речевые связки для введения в речь различных примеров или ссылок на дополнительные источники.
6. Составить ответ-наблюдение по схеме:
— тезис (изложение сути смысла текста);
— пример отмеченной (-ых) детали (-ей);
— доказательства связи отмеченной детали с общим смыслом текста;
— обобщение наблюдения и формулирование вывода.

 

Что такое комментарий? Что просят вас прокомментировать на других уроках? — с этих вопросов учитель может начать первый урок. Выслушав учеников, можно привести определения, данные в различных словарях и справочниках. Ученики слушают и, переформулировав, записывают “свои” определения в тетрадь (выполняя задание, ученики совершенствуют навык выделения главного в информации и устного/письменного речевого оформления).

Справка для учителя

Комментарий — разъяснительные примечания к какому-либо тексту (Ожегов С.И. Толковый словарь).

Комментарий, как и всякий научный текст, помогает размышлениям читателя, но не заменяет их (Рейсер С.А.).

Комментарий излагает ход и результаты критического изучения текста и сопровождает его издание (Литературный энциклопедический словарь).

Делая обобщение, учитель вместе с учениками приходит к выводу о том, для чего необходимо владеть навыком комментирования: проникнуть в смысл текста, выявить уровень понимания темы, включить новые знания в свой “багаж”. Затем учитель приводит образцы комментариев к различным текстам, фразам, словам… Можно воспользоваться известными фрагментами комментариев, данными, например, Ю.М. Лотманом (мы пользуемся его классификацией на этом, обучающем уроке, впоследствии ученики самостоятельно знакомятся с другими образцами).

Историко-культурный комментарий

Дуэль. Поединок, происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая...

Историко-бытовой комментарий

“Служив отлично-благородно”. Официальная формула бюрократического языка, употреблявшаяся при аттестации чиновников, означает: “весьма благородно”; “заслуживающим отличия образом”.

Историко-литературный комментарий

“И романтические розы”. Мистический средневековый символ розы... получил исключительно широкий отклик в романтической литературе...

Семантический комментарий

“Стушеваться”. Глагол, введённый в русский язык Ф.Достоевским в повести «Двойник» (1846). В «Дневнике писателя» Достоевский писал: “Слово стушеваться значит исчезнуть, уничтожиться, сойти, так сказать, на нет. Но уничтожиться не вдруг, не провалившись сквозь землю, с громом и треском, а, так сказать, деликатно, плавно, неприметно погрузившись в ничтожество...”

Эти образцы удобно распечатать каждому ученику, их они вклеивают в тетрадь. Затем вместе с учениками учитель проводит наблюдение над примерами, чтобы привести их к следующим обобщениям, которые записываются в тетрадь.

1. Цели комментария: намечать связи между произведениями одного автора или одной тематики; отмечать неточности; разгадывать загадки текста; улавливать строй языка; подчёркивать и акцентировать мысли, рассуждения, сомнения автора; давать пояснения, вступать в диалог с автором.

2. Для того чтобы глубже понять текст, необходимо комментировать его на разных уровнях: объяснение простых реалий (слов, бытовых деталей, выражений); понятий, терминов; значений имён, фамилий, названий; символики (цвета, чисел…); различных ситуаций и положений (снов, дуэлей, свиданий…); топографии произведения (место действия); малозаметных на первый взгляд деталей и т.п.

3. Средства: научная лексика с привлечением цитат, аргументирующих мнение автора по поводу прочитанного текста, для чего необходимо использовать справочную литературу (словари, энциклопедии, справочники) и труды различных исследователей (литературоведов, историков, лингвистов).

4. Темы, на которые условно делятся комментарии: историко-культурная, историко-бытовая, историко-литературная, семантическая, текстологическая.

В конце урока коллективно составляем алгоритм, используя опыт различных уроков, где учителя просят учеников прокомментировать задачу, пример, схему, ответ и т.д. (работа занимает около пяти минут, так как у учеников накоплен опыт работы с алгоритмами в 5–6-х классах). Заканчивается урок тем, что учитель называет требования, которые необходимо соблюдать ученику при составлении комментария.

Алгоритм составления комментария к тексту

1. Прочитать внимательно текст.

2. Определить тему и подтемы текста.

3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста.

4. Классифицировать элементы в группы согласно видам комментариев.

5. Найти в соответствующей справочной и энциклопедической литературе сведения, поясняющие смысл отмеченных в тексте элементов.

6. Собрав все сведения, выбрать способ комментирования и составить текст-комментарий:

1) комментировать слово за словом и в конце сделать обобщение: о чём говорится в тексте (фрагменте, эпизоде);
2) рассказывать об информации, содержащейся в тексте (фрагменте, эпизоде) и попутно комментировать необходимое.

Требования к комментарию

1. Указать границы комментируемого фрагмента.
2. Делать ссылки на используемые словари, энциклопедии и другие источники.
3. Цитировать исходный текст.
4. Логически структурировать текст-коммен­тарий, завершив пояснения обобщением.
5. Соблюдать нормы устной и письменной речи.

Второй этап, второй урок по «Слову о полку Игореве» — практикум по развитию умения самостоятельно комментировать. Ученики работают группами. В рамках нашего курса проводятся два урока-практикума: на первом ученики читают указанные тексты и работают со справочной литературой, которую учитель приносит в класс (удобно также использовать Интернет, если в кабинете есть подключение). Дома оформляют письменно и на втором представляют свои работы, причём учитель комментирует способы действий групп.

Для пяти групп учитель выбирает небольшие эпизоды из «Слова» (мы работаем с текстом-переводом Д.С. Лихачёва), в которых содержатся и географические названия, и исторические имена, и мифологические образы, и др. Например:

“Были века Трояновы, миновали года Ярославовы, были сечи Олеговы, Олега Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро затыкал (себе) уши в Чернигове; Бориса же Вячеславича, храброго и молодого князя, похвальба на (смертный) суд привела и на Канине зелёное покрывало постлала за обиду Олегову”.

Задание: группа должна определить, какой или какие виды комментариев (тематические) она будет применять, затем, пользуясь справочной литературой, составляется комментарий к указанному эпизоду, выбирая различные способы.

Эти уроки проводятся после первого знакомства с текстом «Слова…», когда ученикам после прочтения он малопонятен. После самостоятельной работы по составлению комментариев смысл прочитанного раскрывается, и учитель может проводить уроки по анализу текста. На третьем уроке группы защищают свои работы — сидящие за партами принимают участие в обсуждении, точнее, они комментируют ответы одноклассников. Важно на этом уроке обратить внимание на то, все ли необходимые детали ученики выбрали для комментирования. Оказывается, что пропускают, тогда и следует указать на то, как искажается смысл или теряется информация, если не прокомментировать такую-то деталь.

Ученики усваивают, что комментарий — это пояснение, а для глубокого понимания замысла автора текста, его мировоззрения необходимы аналитические навыки работы с текстом. Но как раз комментарий может послужить основой для аналитической работы.

В заключение предлагаю рассмотреть планы характеристики образа персонажа и соответствующий алгоритм. Характеристика персонажа — один из основных видов работ на уроках литературы, и методических разработок по этой теме достаточно. Однако существует множество спорных мнений по поводу того, нужно ли составлять с учениками план и каким он должен быть. Ниже приводятся образцы планов: первый — некий унифицированный план, который наши ученики могут найти в любых сборниках при подготовке к экзаменам или в Интернете, второй — Е.А. Маймина, на который ссылаются многие словесники в своей практике.

1. Примерный план характеристики художественного образа персонажа

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определённого социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через “соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

2. План Е.А. Маймина

1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?

2. Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят?

3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?

4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?

5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?

Думаем, что представленные планы годны для старшеклассников. Между тем мы просим составить характеристики персонажей и в 5-м классе. Разве может пятиклассник воспользоваться предлагаемым планом целиком? Считаю, что этот вопрос тоже спорный, но алгоритм, который мы составили для учеников, помогает им довольно быстро освоить навык характеристики персонажа.

Алгоритм составления характеристики персонажа

1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу.

2. Выделить в этой информации важные, яркие примеры, которые можно процитировать.

3. Представить героя:

1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора;
2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению;
3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера;
4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором;
5) заключить характеристику собственной оценкой.

Вопросы и задания для повторения

1. Каким образом связаны предметные и обще­учебные навыки?

2. Выделите методические приёмы, лежащие в основе работы с алгоритмами.

3. Назовите преимущества работы с алгоритмами.

4. Чем сопоставление отличается от сравнения?

5. По какому принципу Ю.М. Лотман классифицировал виды комментариев?

Литература

Лотман Ю. Роман Пушкина А.С. «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995.

Маймин Е. Опыты литературного анализа. Псков, 1972.

Новиков Л. Искусство слова. М., 1989.

Продолжение следует

Наталья Ванюшева ,
учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29
Рейтинг@Mail.ru