Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2009

Курсы повышения квалификации
Педагогический университет «Первое сентября»

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21, 22.

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18 Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
20 Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
21 Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
22 Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы.
24 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г.

Лекция № 7.

Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература

 

Интегративный подход к образованию не является новым. Хорошо известны такие примеры интеграции, как: 1) введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; 2) создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования; 3) разовые интегративные уроки. В нашем лицее создана система синхронизации трёх гуманитарных предметов (см. Лекцию № 1), охватывающая параллели с 5-го по 11-й. Опыт многолетней работы в рамках синхронизированного курса подсказывает, что можно выстроить некую систему межпредметной работы, которая подойдёт к любой существующей ныне программе.

Система организации
межпредметной деятельности


Почему важно использовать межпредметные связи на уроках? Выйдя из школы, ученики должны суметь самостоятельно разобраться в любой прочитанной ими книге, оценить произведение, а главное — передать опыт чтения своим детям. Поэтому нашей задачей является задача воспитания грамотного, вдумчивого читателя. Вопрос о том, как воспитать такого читателя, постоянно обсуждается в нашем с вами профессиональном сообществе. Единого рецепта тут нет, но думаем, что научить школьника работать на межпредметном уровне есть один из эффективных способов привить ему интерес к чтению. Но главное даже не в этом. Умение работать на межпредметном уровне развивает массу полезных общеучебных умений и навыков. И если вовлечь в межпредметную систему работы ученика уже с 5-го класса, то к старшей школе он не будет мучиться над докладами-рефератами, не будет тратить много времени на подготовку домашних заданий и при этом не только не потеряет способность грамотно работать с текстовой информацией, но не сможет отказаться от желания читать грамотно. Мы же должны поддерживать его интерес постоянно, предлагая самые разные задания, выводящие его мысли за пределы текста.

Для того чтобы выстроить систему межпредметной работы по вертикали, необходимо прежде всего учитывать специфику каждого гуманитарного предмета (в нашей практике это история, литература и МХК), так как каждый предмет, а также ученик и учитель выполняют в этой системе определённую функцию. А всё вместе обеспечивает взаимосвязь изучаемых в эволюционной цепи явлений:

  • история раскрывает пространственно-вре­менные и причинно-следственные связи мирового процесса — ученик изучает часть эволюционного развития общества;
  • литература позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве — ученик учится выражать своё мироощущение в слове, становится участником развития общечеловеческой культуры;
  • МХК помогает осознавать, ощущать историческое пространство, закреплённое в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств — ученик выступает носителем художественных ценностей.

И задания (а также темы уроков, семинаров, контрольных работ) на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей. В целом их можно условно разделить на типы. Рассмотрим некоторые из них.

Типы межпредметных заданий

I. Сравнить эпизод из художественного текста с тем, как он представлен в историческом документе, летописи, хронике.

Чаще всего мы с вами на уроках обращаемся к эпизодам боя, поединка. Произведения с подобными эпизодами есть в каждой параллели: от фольклорных в 5–6-х классах до «Войны и мира» и «Доктора Живаго» в 10–11-х классах, да и в современной литературе о локальных войнах мы находим яркие изображения битв. Особое внимание при выполнении подобных заданий мы уделяем не столько изображению действий воинов во время сражений, сколько художественным средствам. Ученики получают новые сведения по теории литературы и пополняют лексический запас терминами и образными выражениями. Формулируя межпредметные задания для анализа подобных эпизодов, мы в принципе всегда решаем только одну задачу — понять, чем взгляд художника отличается от взгляда историка. Приведём примеры.

1) Групповое задание для знатоков истории.

Повествование Нестора в трактовке современной исторической науки. Сравни повествование летописца Нестора о Крещении Руси (год 988) с пересказом этого летописного повествования историком XIX века С.М. Соловьёвым (см.: Чтение и рассказы по истории России. М., 1990. С. 41–45). Что подробно передаёт, на чём останавливается Нестор? Что пропускает в своём пересказе Соловьёв? Что ему кажется важным, что незначительным в рассказе летописца?

2) «Поэма о Гильгамеше».

Если бы вы были художником, то какой вид искусства выбрали бы, чтобы воплотить эпизод «Гильгамеш оплакивает смерть друга»? Почему? Опишите ваш образ.

3) В иных случаях можно и целый урок построить на межпредметых заданиях. Вот фрагмент урока (7-й класс) «Особенности отражения исторического события в Повести о разорении Рязани Батыем».

Вопросы классу для извлечения информации из текста.

— Какие события в походе Батыя на Русь привлекли внимание автора? Почему?

— Опираясь на знания текстов «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве», определите: в историческом повествовании авторов привлекают одинаковые моменты событий или разные? И в том и другом случае подумайте — почему?

— Каким моментам в повествовании о походе Батыя автор уделил больше внимания? Почему?

— Какое событие, по-вашему, является центральным?

Формулировка задач исследования текста и план работы на уроке

1. Изучите историческую информацию о нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237–1238 годах. Выделите характерные черты осады русских городов войсками Батыя. Объясните, почему автор в своей повести описал именно осаду Рязани.

2. Определите особенности отражения исторического события через сопоставление с текстами «Слова» и «Повести временных лет».

3. Поскольку центральным является эпизод битвы дружины Евпатия Коловрата с войском Батыя — определите особенности героического характера Евпатия Коловрата, сравнив его с образами князей из «Слова» и былинными богатырями.

4. Дополнительно: межпредметные связи — изображение поединка в живописи: А.Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем».

II. Сопоставить эпизод, образ, деталь в художественном произведении, историческом памятнике и живописном или пластическом воплощении.

Подобное задание исследовательского плана развивает навыки анализа информации на межпредметном уровне, так как объединяет знания истории и литературы, искусства и литературы и др. Чаще всего такое задание мы предлагаем ученикам после того, как они познакомились с текстом. Но можно сделать наоборот.

Например, в 6-м классе (по другим программам можно и в 9-м классе) наши ученики знакомятся с содержанием куртуазной лирики. Мы начинаем работу с рассмотрения миниатюр XIV–XV веков, на которых изображены сюжеты из жизни рыцарей и дам: «Соколиная охота», «Служение даме», «Чтение письма» и др. (коллекция библиотеки Гейдельбергского университета, обычно прилагается в качестве иллюстративного материала к учебным изданиям для филологов). Миниатюры рассматриваются (ксерокопии на столах) и уже потом сопоставляются с сюжетами произведений трубадуров и миннезингеров.

На уроке истории ученики после знакомства с Кодексом рыцарской чести находят в нём отражение почтительного отношения рыцарей к даме сердца. Опираясь на произведения куртуазной лирики и Кодекс, они создают словесный образ “Прекрасной дамы”. Далее учащимся предлагается информация о положении женщины в обществе в эпоху Средневековья. На основании всей выявленной информации формулируется проблема несоответствия художественного образа “дамы” реальному, идеализированное отношение к женщине в произведениях. Разрешение данного противоречия требует от учащихся не только навыка сопоставительного анализа, но и межпредметного соотнесения информации, понимания особенностей куртуазной лирики.

С этой же целью (сопоставить) используются на уроках и иллюстрации к произведениям Данте, Рабле, Сервантеса. Ученики способны выполнить более сложные задачи. Например, на урок по творчеству Данте учитель может принести различные репродукции пейзажей художников Возрождения, чтобы ученики выполнили следующее задание: сопоставить пейзажи Данте (указываются номера терцин и части произведения Данте) с пейзажами художников Возрождения:

— найти общее в пейзажах;

— определить, какой вид искусства более подходит для изображения пейзажей Данте: живопись, графика, фрески? Почему?

Пейзажные зарисовки Данте, таким образом, не только анализируются, но сравниваются с живописными произведениями эпохи Возрождения, преимущественно итальянских мастеров, близких поэту по духу или времени. Это помогает понять “секрет пластического изображения природы” и тот факт, что “помимо внешней изобразительности… описания пропитаны лирическим чувством” (Дживилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. Гл. VII. С. 292).

Работа на сопоставление словесного произведения с различными графическими и живописными иллюстрациями на заданную тему является сложной, но самой интересной. Данные работы считаются межпредметными, потому оцениваются по двум или трём предметам, что позволяет сэкономить учебное время, уменьшить нагрузку учащихся (вместо трёх контрольных или зачётных работ выполняется одна). В этом, как видите, тоже преимущество межпредметных работ.

III. Понять закономерности историко-литературного процесса, причинно-следственные связи происходящих в истории событий и явлений.

В частности: в какие формы облекались художественные идеи времени и как они связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-литературного процесса, каким образом возникшие традиции, изменяясь во времени, хранят память об истоках. Для решения этих задач можно включать в работу фрагменты из произведений, которые изучаются позднее, в следующих параллелях. Например, при изучении пушкинской «Полтавы», помимо включения в задания исторических документов, можно предложить фрагменты из романа А.Толстого «Пётр I» о Карле XII и Петре I (II–2–2, II–3–3, II–4–2). Работа с эстетически параллельными текстами в рамках основного курса позволит осмыслить не только идеи времени в различных формах и жанрах, но и творческую авторскую индивидуальность. В общем же складывается картина литературного развития в целом, так как в дальнейшем, в 9–11-м классах, эти параллели расширяются.

Понимание исторической эпохи также требует привлечения различных источников, отражающих взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (Смута, деятельность Петра I, дворцовые перевороты, правление Николая I). Для их разрешения необходимо владеть навыком интерпретации исторических источников, уметь соотносить исторические события с их отражением в произведениях литературы. Так, при изучении событий XVIII–XIX веков нельзя обойти вниманием произведения Н.Я. Эйдельмана, И.И. Лажечникова, Н.М. Загоскина, исторические труды Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьёва, В.Б. Кобрина и др. Понимание исторических событий достигается за счёт того, что учитель организует работу на уроке с различным текстовым материалом. При этом особое внимание уделяется тому, как подаётся информация, в результате чего ученики самостоятельно выявляют проблемы и предлагают варианты их решений.

Приведём фрагменты заданий к изучению личности и образа Николая I в истории и произведениях литературы (9-й класс).

Задание № 1: прочитайте фрагменты из незавершённой статьи Л.Н. Толстого «Николай Палкин» (текст см. в Приложении) и определите:

• Какой жизненный факт исследует автор?
• Какая самая сильная деталь поразила автора?
• Выделите другие черты исследуемой “болезни” и определите, как факт превращается в обобщение.
• Какие стилистические средства использует Толстой, чтобы воздействовать на читателя?

Задание № 2: обратившись к рассказу «После бала», определите, что объединяет рассказ и очерк? Насколько рассказ углубил ваше понимание основных положений статьи?

Выполнять задание лучше в микрогруппах (ученики ведут диалог), затем ученики обмениваются информацией между группами. Новые положения записываются в тетрадь.

Далее учитель предлагает обобщить сведения о личности Николая I, полученные в ходе обсуждения очерка и повести и приобретённые ранее на уроках истории.

Задание № 3: составьте речь (30 сек.) в защиту или осуждение Николая I, используя знания по истории и прочитанной литературе. Время подготовки 5 минут.

Выполнив задания № 1–3, учащиеся знакомятся с отзывами современников о Николае I (устно или через раздаточный материал; текст см. в Приложении); формулируют в группах проблемы, основанные на сопоставлении информации, известной ранее и полученной сейчас. Проблемы обсуждаются — учитель с классом отбирает наиболее значимые в культурно-историческом контексте.

Межпредметные уроки

Ещё одним методическим приёмом является тематическое объединение нескольких уроков, дающее возможность представить какую-либо проблему определённого исторического периода в нескольких произведениях литературы, исторических документах и памятниках культуры. Подобные учебные занятия занимают три-четыре часа, их могут вести одновременно учителя двух или трёх предметов. Но если все учителя свободно владеют материалом, то проводят уроки каждый самостоятельно, договорившись с коллегами о ключевых или сложных моментах. Например, в 7-м классе мы проводим четырёхчасовой урок «Домострой в жизни и литературе», где в различных видах работ используются следующие тексты: «Домострой», «Детство Багрова-внука» С.Аксакова, «Цифры» И.Бунина, «Юшка» А.Платонова, «Рассказы о Чике» Ф.Искандера, фрагменты биографий Н.Гоголя и М.Булгакова, дающие представление о жизненном укладе и воспитании в семье. Проведение таких уроков позволяет учащимся понять содержание и значение источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов и готовит учащихся 5–8-х классов к семинарским занятиям в старшей школе. Подобная практика интересна тем, что учитель без всяких курсов переподготовки постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство. Ученики в свою очередь видят, что словесник знает историю, разбирается в искусстве (а историк владеет знаниями по литературе и искусству). В этом случае ничего не нужно пропагандировать: учитель — живой пример грамотного читателя, которого он хочет воспитать в своих учениках.

Вот темы нескольких межпредметных уроков в 5–8-х классах.

• Шумерская цивилизация в литературных и исторических памятниках (5-й класс) — 2 ч.
• Истоки и формы рыцарской культуры Средневековья (6-й класс) — 2 ч.
• Домострой в жизни и литературе (7-й класс) — 4 ч.
• Отражение Петра I как исторической личности в литературе и искусстве XVIII века (8-й класс) — 2 ч.

Главное отличие подобных уроков от обычных в том, что все задания носят исключительно межпредметный характер. Ученики работают в группах, что развивает навыки ведения дискуссии. Проведение подобных уроков позволяет учащимся понять содержание и значение источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов и готовит учащихся к межпредметным семинарским занятиям в старшей школе, о технологии которых пойдёт речь в следующей лекции.

Ниже приводим фрагменты групповых заданий по роману Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», которые предлагаются на межпредметном уроке «Проблемы эпохи Возрождения в романе Рабле» в 6-м классе (2 ч.). Урок проводится обычно совместно с учителем истории. Основной метод работы — групповой; каждая группа получает для подготовки тематическую карточку с заданиями.

Фрагменты заданий

1. Недостатки и достоинства системы воспитания и образования в средневековой Европе, представленные в романе Рабле.

Задания. 1) Вспомните, какая система образования и воспитания существовала в эпоху Средневековья, в чём её суть? Какими приёмами Рабле раскрывает недостатки этой системы в главе XIV книги 1? 2) Просмотрите главы о воспитании и образовании Гаргантюа в Париже. Чем отличается система воспитания и образования, предложенная Панократом? Какие приёмы использует автор для раскрытия сути этой системы? (глава XXIII книги 1).

2. Проблемы гуманистической педагогики.

Задание. Прочитайте письмо Грангузье сыну (глава XXIX книги 1) и Гаргантюа сыну (глава VIII книги 2) и найдите доказательства того, что они отражают гуманистические идеи эпохи Возрождения. Можно ли считать эти письма педагогическим посланием читателю?

3. Особенности феодальных войн в период создания централизованного государства в Европе XV века.

Задания. 1) Вспомните историю борьбы Людовика XI и Карла Смелого, назовите причины их раздоров. Составьте краткое сообщение об истории их борьбы и её результатах. 2)

Просмотрите главы XXXI–XXXIII, XLIII–LI книги 1 о войне Грангузье с Пикрохолем. Как отражены феодальные раздоры в романе? Какие приёмы разоблачения особенностей феодальных войн использует Рабле?

Попутно отметим, какие навыки и умения проявляют на этом уроке ученики. Они должны:

  • Чётко изложить суть проблемы и задания, указанного на карточке.
  • Логически представить информацию, то есть: дать краткую историческую справку по своему вопросу, кратко пересказать эпизод, в котором отражена реальность, составить рассуждение по проблеме с включением цитат из рассматриваемого эпизода, обобщение (или вывод) по проблеме.
  • Правильно отобрать сведения, детали, образы, то есть уметь выделить основное.
  • Излагать материал, соблюдая научный стиль.
  • Грамотно использовать терминологию (историческую и литературоведческую).

Кроме того, важным этапом подготовки к работе на межпредметном семинаре являются межпредметные контрольные работы и тематическое объединение нескольких уроков. Межпредметные письменные контрольные проводятся в 8-м классе, четыре в год (например, «Общественно-политические преобразования в России XVIII веке и их отражение в литературе и искусстве»), и носят обучающий характер, так как, выполняя их, ученик учится конспектировать, систематизировать материал и составлять текст, соблюдая научный стиль изложения.

Приведём пример межпредметной контрольной работы за курс древнерусской истории и литературы в 7-м классе.

1. Назовите главные характеристики героев житийной литературы, которые отражают идеальное представление о них как о правителях, полководцах, подвижниках веры.

2. Исправьте высказывание: “Преобладающим стилем литературы XI–XII веков являлся стиль монументального историзма, который характеризовался стремлением рассматривать предмет изображения с малых дистанций. Монументализм был связан с описанием длительных передвижений на больших географических пространствах, а историзм выражался в особом пристрастии к описанию чего-либо необычного”.

3. В каких произведениях древнерусской литературы и как представлена героическая тема защиты Родины?

4. Перескажите понравившийся вам сюжет древнерусской литературы и дайте к нему историко-культурный комментарий.

5. Поэт начала XX века Михаил Кузмин писал:

Звучит немолчно в зареве набат,
А на траве — в кровавой багрянице
Царя _______________убитый брат.
В заре горит грядущих гроз багрянец,
Мятеж и мрак, невнятные слова,
И чудится далёкий самозванец
И пленная, растленная Москва!

Ответьте на вопросы.

• О каком периоде русской истории поэтически отозвался М.Кузмин?
• Имя какого русского царя пропущено в тексте?
• Укажите предполагаемые вами причины исторического явления, описанного в тексте.

В заключение отметим, что введение в учебный процесс как межпредметных уроков, так и межпредметных заданий или контрольных работ позволяет осуществить диалог культур, способствующий сохранению традиций и преемственности поколений. Кроме того, ученик и учитель при такой деятельности находятся в постоянном взаимодействии и выступают как личности: изучение материала через совместные методы и приёмы организации урочного и внеурочного пространства в системе делает их соучастниками общего историко-культурного процесса.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Л.Н. Толстой

НИКОЛАЙ ПАЛКИН

Мы ночевали у 95-летнего солдата. Он служил при Александре I и при Николае.

— Что, умереть хочешь?

— Умереть? Ещё как хочу. Прежде боялся, а теперь об одном Бога прошу: только бы покаяться, причаститься привёл Бог. А то грехов много.

— Какие же грехи?

— Как какие? Ведь я когда служил? При Николае; разве тогда такая, как нынче служба была!.. У! Вспоминать, так ужасть берёт... А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище…

Я спросил его про гоняние сквозь строй.

Он рассказал подробно про это ужасное дело. Как ведут человека, привязанного к ружьям и между поставленными ули­-
цей солдатами с шпицрутена­ми-палками, как все бьют, а позади ходят офицеры и покрикивают: “Бей больней!”

— “Бей больней!” — прокричал старик начальническим голосом, очевидно не без удовольствия вспоминая и передавая этот молодечески-начальнический тон.

Он рассказал все подробности без всякого раскаяния… Он рассказывал о том, как водят несчастного взад и вперёд между рядами, как тянется и падает забиваемый человек на штыки, как сначала видны кровяные рубцы, как они перекрещиваются, как понемногу рубцы сливаются, выступает и брызжет кровь, как клочьями летит окровавленное мясо…

Он рассказывал всё это, и когда я старался вызвать его раскаяние при этом воспоминании, он сначала удивился, а потом как будто испугался.

— Нет, — говорит, — это что ж, это... по закону...

Что б с ним было, если бы он понял теперь, что не должен был бить и убивать людей и что закона о том, чтобы бить и убивать братьев, никогда не было и не могло быть. Если бы он понял, что есть только один вечный закон — закон, требующий любви и жалости к людям, а что то, что он называет теперь законом, был дерзкий, безбожный обман, которому он не должен был поддаваться. Страшно подумать о том, что представлялось бы ему в его бессонные ночи... Мучения его были бы ужасны.

Так зачем же и мучать его? Зачем мучать совесть умирающего старика? Лучше успокоить её. Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло?

Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начинали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только от того, что мы говорим, что прошло. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать её. А этого-то мы и не делаем. Болезнь и не проходит, а только видоизменяется… Болезнь в том, что люди, рождённые добрыми, кроткими, людьми с вложенной в их сердце любовью, жалостью к людям, совершают — люди над людьми — ужасающие жестокости, сами не зная, зачем и для чего…

Разве это не ужасная болезнь? И разве не лежит на обязанности каждого делать всё, что он может, для исцеления её, и первое, главное, указать на неё, признать её, назвать её её именем.

Мы говорим: зачем поминать старое? Теперь уж этого нет больше. Был Николай Палкин. Зачем это вспоминать? Палки и сквозь строй — всё это уж прошло.
Прошло? Изменило форму, но не прошло. Во всякое прошедшее время было то, что люди последующего времени вспоминают не только с ужасом, но с недоумением. Мы вспоминаем всё это и не только ужасаемся перед жестокостью людей, но не можем себе представить душевного состояния тех людей, которые это делали…

Что было в душе тех полководцев и ротных командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назав­тра рано утром распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью…

Если мы только перестанем закрывать глаза на прошедшее и говорить: зачем поминать старое, нам ясно станет, в чём наши точно такие же ужасы, только в новых формах...

Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах сидят, запертые в тесные, вонючие помещения, и умирают медленной телесной и нравственной смертью... Десятки тысяч людей с вредными идеями в ссылках разносят эти идеи в дальние углы России и сходят с ума или вешаются… Сотни тысяч людей каждую осень отбираются от семей, от молодых жён, приучаются к убийству и систематически развращаются.

Болезнь всё та же, и болезнь не столько тех, которые приводят их в исполнение. Пускай Палкин засекал бы народ, пускай теперешние злодеи вешали бы сотнями тайком в крепостях, только бы они делали это сами, только бы они не развращали народ, не обманывали его, заставляя его участвовать в этом, как старого солдата…

Николай Первый

“Странная моя судьба, мне говорят, что я — один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что всё, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где хочу, и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, всё должно умолкнуть перед этим одним чувством, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жёсткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться”.

Отзывы современников о Николае I

А.Ламартин

“Нельзя не уважать Монарха, который ничего не требовал для себя и сражался только за принципы”.

Прусский король Фридрих-Вильгельм IV

“Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из вернейших сердец и, в то же время, один из величественных государей этого убогого мира отозван от веры к созерцанию”.

А.С. Пушкин

Нет, я не льстец,
когда Царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит
нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами,
трудами.
О нет, хоть юность в нём
кипит,
Но не жесток в нём дух
державный;
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.

Анна Фёдоровна Тютчева

Называла Николая Павловича “Дон-Кихотом самодержавия”; “Этот дуб, сражённый вихрем, который никогда не умел гнуться и сумеет только погибнуть среди бури”.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какие виды интеграции существуют в учебном процессе?
2. Почему важно использовать межпредметные связи на уроках?
3. Какие общеучебные умения и навыки развивают межпредметные задания?
4. Какие предметные особенности истории и литературы следует учитывать при составлении межпредметных заданий?
5. Какую задачу мы решаем, формулируя межпредметные задания для анализа эпизодов историко-литературного плана?
6. Почему при составлении межпредметных заданий особое внимание следует уделять тому, как подавать информацию на уроке?
7. В чём преимущество тематического объединения нескольких уроков?

Литература

Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003/2004 учебный год. Сайт ИД «Первое сентября».

Ванюшева Н.Р., Ярославцева М.Ю. Дворянская культура 20–30-х годов XIX века: воспитание, образование, обычаи: Как провести интегрированный семинар в профильных классах. М.: Чистые пруды, 2008.

Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Отв. ред. акад. В.В. Давыдов. М.: Наука, 1990.

Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004/2005 учебный год. Сайт ИД «Первое сентября».

Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы: Кн. для учителя. СПб.: Фирма «Глагол», 1999.

Продолжение следует

Наталья Ванюшева ,
учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29