Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2009

Читальный зал

Ответы на новогоднюю анкету

Продолжаем публиковать ответы на нашу новогоднюю анкету (начало см. в № 1), разосланную главным редакторам ведущих российских журналов.

Вопросы

  1. Какие публикации 2008 года в Вашем издании, а также в России представляются Вам художественно весомыми, выдающимися по своим эстетическим качествам, — иными словами, могут быть включены в рекомендательные списки для школьников по разделу “современная литература”?
  2. Положение литературы в школьном образовании становится всё драматичнее, она превращается в маргинальный предмет. Будут ли обсуждаться проблемы школьного литературного образования и вообще проб­лемы культуры современного читателя на страницах Вашего журнала в 2009 году?
  3. Российских литературных премий с каждым годом становится всё больше, а при этом среди лауреатов произведений-звёзд не так много. Что это — корпоративность при распределении наград, когда “чужие здесь не ходят”, или отражение некоего общего кризиса, на этот раз литературного свойства?
  4. На какие грядущие публикации–2009 в Вашем журнале Вы хотите обратить внимание учителей-словесников?

Андрей АРЬЕВ, Яков ГОРДИН,
соредакторы журнала «Звезда»

  1. В «Звезде» первая же публикация Натальи Лазаревой «Последнее место ссылки» (№ 5) открывает никем до неё не описанный пласт жизни подростка в позднюю советскую эпоху.
    Также впервые испытавший себя в прозаическом жанре известный литературовед В.С. Баевский в повести «Центральный посёлок» (№ 9) рассказывает о педагогическом опыте героя с задушевностью, имеющей поэтические корни. Рива Шендерова в очерке «Любимый учитель» (№ 3) рассказывает о деятельности В.Н. Сороки-Росинского в 1948–1960 годах.
  2. Проблема гуманитарного образования была и остаётся одной из ведущих тем «Звезды». Такая рубрика как «Школьный балл», ведущаяся профессором И.Н. Сухих, уже переросла в школьный учебник (рубрика продолжится и в 2009 году). Также рубрики «Уроки изящной словесности», «Философский комментарий», «Исторические чтения» имеют прямое отношение к проблемам образования.
  3. Обилие премий, как правило, контролируемых их учредителями, всё же говорит о некотором разнообразии литературного процесса.
  4. С № 1 начинается публикация романа Николая Крыщука «Кругами рая»; в № 3 — повесть «Время женщин» Елены Чижовой (известной читателям «Звезды» по романам «Крошки Цахес» и др.).
    Все ведущие авторы «Звезды» — Андрей Битов, Александр Кушнер и др. — продолжают печататься в журнале. 

* * *

Обращаем внимание наших читателей на то, что в 2007 году издательством «Первое сентября» выпущена книга Николая Крыщука «Биография внутреннего человека: Монологи. Дневник отца: Эссе», герои которой, наши известные современники, размышляют о “жизни как истории пониманий”. Сборник вызвал живое и одобрительное обсуждение в педагогических и литературных кругах.

Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ,
главный редактор журнала «Новый мир»

  1. И учителям, и старшеклассникам я порекомендовал бы новую книгу Алексея Варламова «Михаил Булгаков» (М.: Молодая гвардия, 2008, серия «ЖЗЛ»), как, впрочем, и все предыдущие книги Варламова в той же серии — об Александре Грине, Михаиле Пришвине, Алексее Николаевиче Толстом.
    Из новомирских публикаций 2008 года отмечу в первую очередь большую выборку из дневников Лидии Корнеевны Чуковской «Счастливая духовная встреча», тематически связанную с Александром Солженицыным («Новый мир», 2008, № 9), а также повесть Аркадия Бабченко «Дизелятник» (2008, № 7) и фантастический роман Марии Галиной «Малая Глуша» (2008, № 12).
    В 2008 году в «Новом мире» появилась/возобновилась рубрика «Новые переводы», теперь мы регулярно печатаем переводную поэзию. Например, «Из английских поэтов-кавалеров XVII века» в переводе Марины Бородицкой (2008, № 6) или юношеские стихи Джека Лондона в переводе Маши Лукашкиной (2008, № 12). Мне представляется, что поэтические переводы имеют не только просветительское значение, они одновременно являются частью современной отечественной словесности.
  2. К сожалению, вся эта актуальная проблематика, связанная с преподаванием литературы в средней школе, до сих пор оставалась вне нашего внимания. Мы пока не планируем специальных публикаций на эту тему.
  3. Чем больше литературных премий, тем лучше. Разных по своему внутреннему устройству, целям и пр. Пресловутая “корпоративность” так или иначе присутствует везде, только “корпорации” разные. Это нормально.
  4. В 2008 году мы напечатали отрывки из ещё не вышедшей в свет книги литературоведа Владимира Новикова об Александре Блоке (2008, № 2), в 2009 году также намерены напечатать главы из этой книги.