Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Лев Айзерман. ЗАЧЕМ Я СЕГОДНЯ ИДУ НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ: Записки учителя-словесника, полвека работающего в школе. М.: Захаров, 2005. 368 с. Лев Айзерман.
ЗАЧЕМ Я СЕГОДНЯ
ИДУ НА УРОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
Записки
учителя-словесника,
полвека работающего
в школе. М.: Захаров,
2005. 368 с.

Имя Льва Соломоновича Айзермана в представлении не нуждается. Работающий в школе более полувека, он взрастил своими педагогическими сочинениями многие поколения учителей-словесников. Наверное, нет в стране такого учителя литературы, кто хотя бы раз не держал в руках его книги, не читал его статей, не слышал страстных выступлений. К сожалению, в последнее время всё чаще эти выступления касаются горькой темы — положения литературы в школе. Л.С. Айзерман один из немногих, кто неустанно и неистово борется с мракобесием чиновников, пускающих под нож наш предмет.

Именно внутренняя неукротимость, энергия, молодая и свежая, составляет основной заряд новой книги Л.С. Айзермана, которую хотелось бы рекомендовать прочесть всем работающим в школе учителям. Мне нередко приходится слышать от коллег речи, исполненные усталости и внутреннего отчаяния, о бесполезности нашего труда, о невозможности противостоять наплыву “новых гуннов”, о конце культуры и так далее. Книга «Зачем я сегодня иду на урок литературы» поможет победить в себе эти настроения — в этом я уверен точно.

Может показаться, что некоторые главы книги излишне злободневны. Однако это не так: любой, даже самый острый вопрос — будь то пресловутые темы выпускных сочинений или ЕГЭ — Л.С. Айзерман делает поводом для того, чтобы щедро делиться с коллегами методическими наработками. Причём делает он это как-то по-особому свежо, его язык совсем не похож на язык унылых методичек, от которого сводит скулы у всех, кто вспомнит свои университетские или пединститутские занятия по методике. Поэтому смело можно рекомендовать эту книгу студентам-филологам, будущим учителям: в ней они найдут множество ходов, “зацепок”, которые помогут им построить интересный урок.

Жаль только, что, как всегда, тираж этой книги недостаточен для того, чтобы обеспечить всех желающих. Думаю, что уже к моменту выхода рецензии её будет достать непросто. Остаётся надеяться на то, что допечатка не заставит себя ждать — и на то, что автор уже собирает материал для следующих книг.

С.В.