Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2010

Читальный зал
Стенд

«Литературоведческий журнал»

Нередко в «Литературоведческом журнале», издаваемом Институтом научной информации по общественным наукам и Секцией языка и литературы РАН, номер имеет общую тему. Так, основная часть № 25 (2009) отведена исследованиям проблем истории европейской поэтики, начатым в № 23 (см. обзор: Литература. 2009. № 3). И вновь любознательный учитель найдёт в публикуемых статьях немало для себя полезного, ведь иметь представления об основах теории литературы, поэтики необходимо всем школьникам. Не только тем, кто решил получить высшее образование, всем, кто стремится к полноценному выражению своих мыслей и чувств: как при объяснении в любви, так и в общении с начальством.

Печатаются статьи А.Е. Махова «Средневековая латинская поэтика: Основные идеи и концепции» и «Немецкое Просвещение: поэтика в союзе с эстетикой»; Н.Т. Пахсарьян «Французские трактаты по поэтике XII–XVIII вв.», Е.В. Лозинской «Дискуссия о “Божественной Комедии” Данте в контексте теории поэзии эпохи Чинквеченто»; Е.А. Цургановой «Джон Драйден и его “Опыт о драматической поэзии”» и «Джозеф Аддисон о вкусе, “удовольствиях воображения” и возвышенном». Пусть не отпугнёт коллег пространственно-временная отдалённость в некоторых названиях. В мире литературы особая топография и топология, не говоря о времени. Многое, ставшее расхожими местами риторики и стилистики, зарождалось столетия тому назад, и сегодня увидеть эти истоки — значит обновить многие наши представления о логике развития словесности. Вот, например, что писал о воспитании художественного вкуса Аддисон, автор и редактор знаменитого журнала «Зритель» (The Spectator), серьёзно повлиявший на развитие русской прозы, критики и журналистики: “Человек <...> каждый раз, изучая великого автора, либо открывает новые достоинства, либо получает более сильные впечатления от его совершенного письма. Кроме того, он естественным образом приучает себя к такой же манере выражения мысли в разговоре и на письме”.

В номере также публикуются подготовленные А.Н. Стрижёвым биография и стихи забытого русского стихотворца Ивана Срезневского (1770–1819) — отца выдающегося русского слависта и деда Всеволода, Владимира, Бориса и Ольги Срезневских, также внёсших свой вклад в русскую словесность и науку («Иван Срезневский — родоначальник учёной династии»). На мой взгляд, блестящий пример последовательного формирования вкуса к “удовольствиям воображения”.

Как уже знают читатели, тема следующего номера нашей газеты — «Украина на карте русской литературы». И вот по этой теме в № 25 «ЛЖ» статья В.Н. Аношкиной «Истоки украинского мотива в творчестве Ф.И. Тютчева», где впервые рассматриваются эстетические впечатления и реминисценции в стихах и письмах Тютчева, связанные, в частности, с книгами выдающегося русского писателя-паломника А.Н. Муравьёва «Путешествие по святым местам русским» (1846) и «Киев и его святыня» (1861). Обратите на эту статью вниман ие!

В № 26 (2010) «Литературоведческого журнала» печатаются материалы обсуждения «Розановской энциклопедии» (мы о ней писали: Литература. 2009. № 12), а также статьи «Василий Васильевич Розанов и священник Павел Флоренский в их переписке» игумена Андроника (Трубачёва) и С.П. Донцова «Политическая мысль В.В. Розанова».

Мощным свидетельством о реальностях катастрофического для России и всего мира 1917 года выступает статья Е.М. Криволаповой «События 1917 года в дневниках русских писателей (З.Гиппиус, М.Пришвин, С.Каблуков)».

Редакция продолжает печатать материалы по истории Русского зарубежья существенно расширяющие наши представления об этой галактике, в связи с которой в последние годы естественным образом стали возникать легенды, апокрифы, мифы. Известный историк литературы Русского зарубежья О.А. Коростелёв (см. интервью с ним: Литература. 2009. № 15) подготовил роспись литературных материалов в варшавском еженедельнике «Меч» (1934–1939), само чтение которой есть удивительное путешествие в литературу, которую мы потеряли. (Один из ближайших номеров «ЛЖ» редакция предполагает посвятить теме «Русские писатели-эмигранты в Польше (1920–1940)».)

Наконец, более трети номера посвящено памяти замечательного мыслителя Георгия Дмитриевича Гачева (см. посвящённую ему «Школу филологии»: Литература. 2008. № 24). Печатаются статья С.Р. Федякина «В поле напряжения между жизнью и мыслью: Творческий портрет Георгия Гачева» и гачевские «Жизнемысли» о литературе (публикация А. и Л.Гачевых). Отрывками из этого своеобразного сочинения и завершим обзор последних номеров «Литературоведческого журнала».

“Ясно, почему литература и книжный рынок не любят издавать дневники: ревность Горизонтали к Вертикали, ближних — к Богу. Дневник своею глубиной и искренностию и настоящестью и истинностию как бы отменяет литературу, что вымысел и сказка = ложь. Отменяет игровое отношение к бытию и слову <...> в письменности мира Дневник — партия Абсолюта, а художественная литература — партия относительностей. Два слоя в толще словесной культуры”.

“...и дело Иисуса-плотника строительство Души как обитателя Дома Царствия небесного.

Да, плотник — строит Дом. Земледелец же Муж Земли, участник в Рождении, в «гонии», а не в Творении, «ургии».

Плотник — обитатель надземья, воздушного пространства, вперен в мир и уровень идей и форм: оттуда черпает и выбирает: платоник и аристотелик-рассудочник. Да, плотник = платоник! Земледелец же — натурфилософ, досократик, со стихиями имеет дело: земля, вода, воздух, огонь. И главное: с землёй и водой — с сырой землёй. А плотник — платоник — уже с сухим, высушенным миром световых видей.

Отчего ж я — так и не поднялся на уровень плотника, а так и застрял на уровне земледельца-копателя, хотя всю жизнь завидовал и собирался: вот бы плотничать — самому мастерить в доме и столики и шкафы, ну и крыльцо и ограду?!”

Сергей Дмитренко
Рейтинг@Mail.ru