Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2010

Курсы повышения квалификации
Педагогический университет «Первое сентября»

Способы построения и содержание интересного урока литературы

Продолжение. Начало в №№ 4, 6, 8.

Лекция 4. Текст и место читателя в нём

Чем раньше учитель задастся целью найти для школьников их место в литературном произведении, научит активно отзываться на развитие сюжета, тем больше надежды на то, что воспитание читателя состоится. В том возрасте, когда учитель литературы начинает работать с детьми (5-е классы), им близка и понятна любая игра. Этим и надо воспользоваться. Игрой в начале или в финале урока, во внеурочной деятельности мы настраиваем детей на оптимистичный по отношению к литературному произведению лад. Постепенно усложняя игры, мы формируем устойчивое положительное отношение к литературе, чтению как интересному и полезному занятию. Сверхзадачей игры на уроке/внеклассных мероприятиях является последовательное формирование у школьников литературного слуха, то есть умения слушать и слышать художественный текст
и интерпретировать его.

Литературные игры на уроке в средних классах

У многих литературные игры ассоциируются исключительно с внеклассными мероприятиями. Но игра может и должна стать и составной частью урока. Приведём несколько примеров.

  • В 5-х классах в процессе урока или в финале изучения произведения можно провести небольшую игру-разминку «Заверши фразу». Например, учитель произносит начало фразы из пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Золушка»: “Очень вредно не ехать на бал...” Ученики продолжают: “Когда ты этого заслуживаешь”. Есть возможность задать дополнительные вопросы: кто произносит эту фразу? В каком эпизоде она звучит? Это эпизод весёлый или грустный, почему? Какова роль этого эпизода в произведении? Кроме тренировки внимания и памяти, умения ориентироваться в пространстве произведения, мы даём ученикам возможность вернуться к тому, что говорилось на уроках, акцентируя внимание на определённой знаковой фразе и персонаже.
  • Весьма полезно провести прямо на уроке игру «Предмет-загадка». Раздаём записки со словом, обозначающим предмет, или сами предметы (работать можно по группам). По предмету просим отгадать, какое произведение из изученных “спрятано” в нём и объяснить своё решение. Например: очки — Ю.К. Олеша, «Три толстяка»; зеркальце — А.С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; солдатик — Х.К. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик» и т.п.
  • Важно, чтобы мы всё время давали возможность ребёнку по каким-то признакам запомнить произведение, героя, писателя, сюжет, зафиксировав его в памяти за счёт беспроигрышных ассоциативных заданий. Приступая к изучению произведения или завершая знакомство с разделом программы, предлагаем работу-игру по группам «Пластилиновый герой». Раздаём заранее приготовленный пластилин и просим каждую группу слепить героя, или предмет, характеризующий этого героя, или узнаваемую деталь любого из изученных в этом произведении/разделе литературных произведений. Отводим непродолжительное время, далее группы демонстрируют своё изделие, остальные отгадывают. Естественно, что за это ставятся оценки и тем, кто изобразил, и тем, кто быстрее других назвал героя, автора, произведение. “Теребя” так учеников, мы не даём им забыть то, что уже прочитано, обсуждено на уроках, игровыми формами проверки закрепляем эти произведения в памяти детей, одновременно побуждая к чтению.
  • Развитию литературного слуха способствует игра «Алфавит». В начале или финале урока мы предлагаем на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов, героев, явлений изучаемого в данный момент/заданного на этот урок произведения. Также хорошо задание «Герой», когда учитель просит назвать имена героев одного из изученных произведений — кто больше вспомнит.

Хорошо, когда эти и подобные им задания разнесены по всему курсу 5–7-х классов, а не фокусируются только на литературном внеурочном мероприятии. Тогда школьники позже, в старших классах, легче воспринимают большие, объёмные тексты с большим числом действующих лиц.

Литературные игры в старших классах

Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты1:

1) “Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё несколько слов… (Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у людей?)” (Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Ч. 1, гл. 2. «Максим Максимыч».)

2) “Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбие, львиные привычки, фатство. Ну, продолжал бы своё поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад… А впрочем, Бог с ним совсем! Я нашёл довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу.

— Я тебе обещался рассказать его историю, — начал (Аркадий).

— (Историю жука?)”

(Тургенев И.С. «Отцы и дети». Гл. 6.)

3) “Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди… (Любят деньги, но ведь это всегда было)” (Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Ч. 1, гл. 12. «Чёрная магия и её разоблачение».)

Эти и многие другие символичные для литературных героев фразы закрепляют в памяти школьников-старшеклассников не только сами произведения, как это было в 5–6-х классах, но важнейшие интонации этих произведений, позволяющие говорить об авторском отношении, о характерах героев, об их своеобразии и неповторимости при всём богатстве русской классики. Интересно, что, последовательно проводя такую работу, достаточно быстро получаем почти точное воспроизведение “ключевых” фраз программных текстов, а это уже немало. Немало — потому что далее, идя от игровых заданий и развивая литературный слух, мы будем сравнивать близкие по смыслу темам фрагменты произведений и распознавать авторов. Понимание авторской позиции, отношения к происходящему, всей интонационной гаммы произведения — вот важнейшая ступень, достигнув которой человек уже остаётся читателем: ведь тут и наступает момент сопричастности, сопровождающейся не только сопереживанием, но и желанием спорить, не соглашаться, любить или ненавидеть того или иного героя, а подчас и самого автора…

Постепенно выстраиваем и ассоциативные ряды к произведениям, усложняя задания за счёт сопоставления. Раздаём, например в 10-м классе, при изучении романа Гончарова «Обломов», три приведённых ниже фрагмента, без указания авторов и названий.

1. “Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это было похоже на плавание судна по бурному морю... Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою быстрой езды.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония” (Пушкин А.С. «Капитанская дочка». Гл. 2).

2. “Maman играла второй концерт Фильда — своего учителя. Я дремал, и в моём воображении возникали какие-то лёгкие, светлые и прозрачные воспоминания. Она заиграла Патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжёлое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали. Чувство это было похоже на воспоминание; но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было” (Толстой Л.Н. «Детство». Гл. 11).

3. “— Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой? — сказал он опять шёпотом. Веки у него закрылись совсем. — Да, отчего?.. Должно быть... это... оттого... — силился выговорить он и не выговорил.

Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека.

Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенёс его в другую эпоху, к другим людям, в другое место, куда перенесёмся за ним и мы с читателем в следующей главе” (Гончаров И.А. «Обломов». Ч. 1, гл. 8).

Просим подумать, какими известными ученикам авторами написаны произведения, из которых приведены цитаты? По каким признакам это можно предположить: словоупотребление, авторская лексика, географическое пространство, или же просто что-то интуитивно подсказывает — но что именно? Обратите внимание, предлагается общая тема — «Сон», а к 10-му классу наши ученики уже знают, что сон в литературном произведении появляется не случайно. Беседа проходит живо, так как мы говорим заранее, что все эти фрагменты из известных школьникам произведений, и просим нащупать в памяти “узелок”, а на самом деле в процессе проговаривания примет, признаков, по которым можно вспомнить произведение, автора, героя, мы и создаём в памяти наших десятиклассников такие “узелки”. При этой работе полезно не только раздать ученикам распечатки с текстами, но и читать их вслух, приучая к звучанию классической прозы. При этом просим ребят отмечать в тексте слова, словосочетания, которые им помогают вспомнить автора (интересно, что нынешним ученикам труднее всего вспомнить в этом примере Пушкина).

Работа со сравнением сложна, но её нельзя избегать: она приучает школьников к обобщению. Начало этой работы лежит в игре, и реакция на предлагаемые задания сохраняется у старшеклассников. Вместе с тем, развивая литературный слух, мы не только усложняем, но и разнообразим задания. Усложняется игровой компонент в старших классах и в связи с большим числом изученных в курсе литературы произведений. Но, чтобы не растерять все воспоминания, в конце 9-го класса, а затем вновь в 11-м классе проводится небольшая игра «Набор слов» (по группам). По набору слов мы просим определить художественное направление, в рамках которого могло быть написано литературное произведение, где часто встречались бы эти слова, и объяснить свой выбор, приведя как пример одно произведение.

1. Идеал, любовь, забвенье, тоска, одиночество, свобода, мученье, поэма, воспоминанье, мечта, очарованье.
2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония, пропорциональность, ода, герой.
3. Чувственность, душевность, слёзы, ах, природа, мечтанья, пастушок, трепет, свирель, надежда, потрясенье, страдания.
4. Область неведомого, мистика, тайна, непознаваемое, зыбкий слог, свободный стих, метафора, таинственная мудрость, вознесённость превыше всего, вечная женственность.

(Ответы. 1. Романтизм. 2. Классицизм. 3. Сентиментализм. 4. Символизм.)

Школьникам 6—8-х классов, а затем и старшеклассникам полезно давать блиц-задания для быстрого выполнения. Например: раздаём листы, где слева на странице названы произведения, справа беспорядочно — авторы. Надо стрелочками свести автора с названием (то же можно сделать с героями и авторами). Причём совершенно не обязательно, чтобы в вашем перечне были только программные произведения, напротив: разбавляя программные произведения не программными, часто произведениями из классического детского и подросткового чтения, мы усложняем задание, делая его более интересным2.

1. Собачье сердце Лермонтов
2. Дама с собачкой Шекспир
3. Женщина в белом Толкин
4. Остров сокровищ Коллинз
5. Властелин колец Достоевский
6. Приключения Оливера Твиста Чехов
7. Детство. Отрочество. Юность Пушкин
8. Бесы Эзоп
9. Три мушкетёра Л.Толстой
10. Золотой телёнок Дюма
11. Янки при дворе короля Артура Стругацкие
12. Лиса и виноград Булгаков
13. Малыш и Карлсон Марк Твен
14. Двенадцатая ночь Ильф и Петров
15. Беглец Стивенсон
16. Понедельник начинается в субботу Линдгрен
17. Медный всадник Диккенс

Каждый учитель может составить свои листы, но работу непременно надо делать за определённое, равное для всех время и на оценку.

Литературные игры за рамками урока

Литературная игра — оптимальный путь для продолжающегося ежегодно знакомства с творчеством одного классика. В этом случае хорошо устраивать отдельно от урока внеклассные литературные игры (для одного класса, для параллели, для классов одной возрастной группы: 5–6-е или 7–8-е классы) в средних классах и литературные турниры в классах старших. В этих играх, как правило, играет роль состязательный аспект, он придаёт азарт всей игре, потому большинство игровых заданий готовим для команд.

Литературный турнир рассчитан на учащихся 9–11-х классов. Может одновременно играть практически любое число команд. Наиболее удобный состав команды — не более восьми человек. Команды могут быть собраны из учащихся разных классов (если соревнуются разные школы), также в турнире могут участвовать команды от каждого класса. В этом случае ведущий турнир учитель должен отбирать из предложенного ниже тот материал, что был уже изучен на уроках литературы или на уроках внеклассного чтения. Ряд вопросов из конкурса «Разминка» может быть адресован и учащимся 5–7-х классов. Ниже комментируем эту форму работы на примере игровых заданий по творчеству А.С. Пушкина. Учитель может взять за основы данные алгоритмы для игр/турниров по творчеству любого изучаемого в школе писателя.

1. Первое задание настраивает школьников на состязание: нужно дать название команде и представиться в стихах. Для учеников 5–6-х классов эту форму можно упростить, предложив назвать команду в честь одного из пушкинских героев. Старшеклассникам, напротив, стоит усложнить задание, рекомендовав дать название командам в духе пушкинской эпохи.

2. Далее команды (и в средних классах, и в старших) получают такое задание на выбывание: чтение строк из произведений Пушкина (цитаты) по кругу (остающаяся команда объявляется победителем этого конкурса).

3. Разминочные вопросы — какая команда быстрее ответит.

Для учеников 5–8-х классов

— Кто из героев Пушкина носил золотую цепь? (Дуб.)
— Кто из пушкинских героев никогда не спит? (Кот учёный.)
— Какой пушкинский герой всегда говорил только правду? (Зеркальце.)
— Сколько витязей в поэме «Руслан и Людмила»? (Четыре действующих и Голова — “...и я был витязь удалой”.)
— В каком необычном транспорте путешествовали два пушкинских героя? (“Бочка по морю плывёт”.)
— Какого острова нет на карте? (Острова Буян.)
— Кто и где у Пушкина называет свою жену так: “барыня сударыня дворянка”? (Старик в «Сказке о рыбаке и рыбке».)

Для старшеклассников

— Труды какого английского экономиста читал Евгений Онегин? (Адам Смит.)
— Какую идею Пушкин подарил Гоголю? («Ревизор», «Мёртвые души».)
— Как звали барышню, а как — крестьянку в повести Пушкина? (Лиза — Акулина.)

4. Конкурс «Эпиграф» (объявляется без названия). Первый этап конкурса — узнать, что объединяет эти цитаты? (Может проходить в виде чтения вслух, или каждая команда получает все эпиграфы в виде распечаток.) Первая команда, сказавшая слово “эпиграф”, является победителем этого этапа. Учитель увидит сам, какие задания для какого класса он может взять из приведённых ниже примеров.

Второй этап — указать те произведения, к которым Пушкиным были выбраны следующие эпиграфы.

1. “Г-жа Простакова
То, мой батюшка, он ещё сызмала
к историям был охотник.
Скотинин
Митрофан по мне”.
(«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)

2. “Стрелялись мы”
Боратынский
“Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)”.
Вечер на бивуаке.
(К повести «Выстрел»)

3. “Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий.
......................................
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы...”
Жуковский
(К повести «Метель»)

4. “Пиковая дама означает тайную недоброжелательность”.
Новейшая гадательная книга
(К повести «Пиковая Дама»)

5. “Береги честь смолоду”.
Пословица
(К повести «Капитанская дочка»)

6. “Изыде сеятель сеяти семена своя”.
(К стихотворению «Свободы сеятель пустынный...», 1823 г.)

7. Exegi monumentum*.
*Я воздвиг памятник (лат.).
(К стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», 1836 г.)

5. Конкурс «Имена пушкинских героев» (учитель подбирает на этот конкурс имена тех героев литературных произведений, которые уже были изучены на уроках). Задание: к фамилии присоединить имя.

Этот конкурс проводится на сцене, каждая команда выставляет одного человека, возможна помощь команды, но жюри должно ориентироваться на выступающих; за ответы, данные при помощи команды, жюри выставляет меньше баллов. Ведущий называет фамилии героев литературных произведений. Представители команд по очереди должны назвать их имена. Пример такого конкурсного задания для старшеклассников: “Онегин — Евгений, Ларина — Татьяна, Миронова — Маша, Дубровский (молодой) — Владимир, Ларин-отец — Дмитрий, Ленский — Владимир, Вырин — Самсон, Берестов — Алексей, Муромская — Лиза, Гринёв — Петруша, Пётр Андреич, Пугачёв — Емельян, Швабрин — Алексей Иваныч”.

6. Конкурс «Литературоведы». Задание: узнавание пушкинских фрагментов среди других. Конкурс может проводиться в двух вариантах: 1) каждая команда получает одну тему, где среди данных фрагментов надо узнать пушкинский: «Признания в любви», «Дорога», «Мечты»; 2) поочерёдно вслух читается каждая тема, далее — кто первый назовёт именно пушкинский фрагмент и объяснит выбор. Для учеников 5–6-х классов читаются фрагменты из сказок в стихах разных авторов, среди них одна — сказка Пушкина.

Игра должна быть прочно связана с уроками литературы, тогда только она будет работать на интерес и к самой литературе, и к урокам. Приведём примеры двух тем, которые можно предложить для конкурса.

Признания в любви
Пушкин. «Метель»

“Я вас люблю, — сказал (он), — я вас люблю страстно... (Она) покраснела и наклонила голову ещё ниже. — Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно... Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остаётся исполнить тяжёлую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду...”

Толстой. «Война и мир»

“(Он) подошёл к ней, опустив глаза.

— Я полюбил вас с той минуты, как увидел вас. Могу ли я надеяться? — Он взглянул не неё, и серьёзная страстность выражения её лица поразила его. Лицо её говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».

Она приблизилась и остановилась. Он взял её руку и поцеловал.

— Любите ли вы меня?

— Да, да, — как будто с досадой проговорила (она), громко вздохнув, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала”.

Булгаков. «Мастер и Маргарита»

“И, вообразите, внезапно заговорила она:

— Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчётливо помню, как прозвучал её голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от жёлтой грязной стены. Я быстро перешёл на её сторону и, подходя к ней, ответил:

— Нет.

Она поглядела на меня удивлённо, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!”

Дорога
Пушкин. «Капитанская дочка»

“Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё было покрыто снегом... Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

— Барин, не прикажешь ли воротиться?”

Гоголь. «Мёртвые души» (ч. 1, гл. 2)

“Едва только ушёл назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги; кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Несколько мужиков по обыкновению зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах”.

Гончаров. «Обыкновенная история» (гл. 1)

“Здесь ты один всему господин, а там, может быть, всякий станет помыкать тобой. И ты хочешь бежать от такой благодати, ещё не знаешь куда, в омут, может быть, прости Господи... Останься!

Он молчал.

– Да ты не слушаешь, — сказала она. — Куда это ты так пристально загляделся?

Он молча и задумчиво указал рукой вдаль. Анна Павловна взглянула и изменилась в лице. Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала в лес, дорога в обетованную землю, в Петербург”.

7. Конкурс «Стихотворец» (для всех возрастов). Задание: сочинить стихотворение по заданным рифмам и дать ему название: “свист — лист; слух — бух”. Рифмы взяты из стихотворения А.С. Пушкина «История стихотворца» 1818 года. В конце конкурса после чтения стихотворных проб всех команд читается это пушкинское стихотворение.

8. Конкурс «Пушкинские герои среди других литературных героев». Задание письменное, может даваться как одному представителю каждой команды, так и всей команде: рядом с узнанным вами героем А.С. Пушкина написать название литературного произведения. Задание может быть усложнено: тем, кто назовёт произведения других авторов, добавляются баллы. Пример задания для учеников старших классов:

Алеко
Дмитрий Ларин
Анна Снегина
Доктор Астров
Балда
Бильбо Бэггинс
Бедная Лиза
Владимир Ленский
Ванька Жуков
Пётр Гринёв
Воланд
Андрей Болконский
Борис Годунов
Мария Ивановна (Маша) Миронова
Макар Девушкин
Лиза Муромская
Алексей Швабрин
Княжна Мери
Вера Павловна
Дон Жуан
Владимир Дубровский
Германн

9. Музыкальный конкурс. Задание: вспомнить и процитировать (или назвать) те произведения А.С. Пушкина, где герои поют, играют на музыкальных инструментах, где звучит музыка.

Некоторые примеры для учителя.

«Моцарт и Сальери»

Моцарт

Не вытерпел, привёл я скрыпача,
Чтоб угостить тебя его искусством.
Войди!

Входит слепой старик со скрыпкой.

Из Моцарта нам что-нибудь!

Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.

Сальери

И ты смеяться можешь?

«Пир во время чумы»

Председатель

... спою вам гимн
Я в честь чумы, — я написал его
Прошедшей ночью, как расстались мы.
Мне странная нашла охота к рифмам
Впервые в жизни. Слушайте ж меня:
Охриплый голос мой приличен песне.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

«Евгений Онегин» (гл. 1 , строфа ХХХIХ)

В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоды в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)

Песня девушек

Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему.

«Руслан и Людмила» (“У Лукоморья...”)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит...

Из лирики

«Зимний вечер» (1825; “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...”)

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

«Зимняя дорога» (1826; “Сквозь волнистые туманы пробирается луна...”)

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

«Арион» (1827; “Нас было много на челне...”)

Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

10. Конкурс «Пантомима». Для учеников 5–6-х классов: каждая команда получает фрагмент одной из сказок Пушкина и ставит по нему пантомиму, остальные команды должны узнать сказку. Жюри оценивает актерскую игру и реакцию команд-соперников. Для более старших школьников имеет смысл дать фрагменты из «Повестей Белкина», «Капитанской дочки».

11. Конкурс «Акростих». Задание: сочинить акростих на тему, связанную с Пушкиным (например, чтобы по вертикали читалось имя “Пушкин”). Задание письменное, возможна помощь болельщиков.

12. Конкурс «Узнавание адресата» (для старшеклассников). Стихи читаются вслух, без названия.

1. Вопрос: “Чьим портретам адресованы эти стихотворения?”

Он вышней волею небес
Рождён в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он — офицер гусарской.
(«К портрету Чаадаева», 1818–1820)

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
И резвая задумается радость...
(«К портрету Жуковского»,1818)

2. Вопрос: “Кто является адресатом этих пушкинских эпиграмм?”

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
........... грошевой солдат.
(А.А. Аракчеев)

Эпиграмма

Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман.
(Ф.В. Булгарин)

13. Конкурс «Знатоки классической музыки». Проводится при наличии фрагментов музыкальных произведений, написанных на пушкинские сюжеты. Можно пригласить учителя музыки, который сыграет несколько музыкальных тем. Ход конкурса таков: звучит музыкальная тема, затем пауза, во время которой команда совещается и на листочке записывает название произведения и желательно фамилию композитора. Листки раздаются с нумерацией по вертикали. Всего мы предлагаем семь музыкальных фрагментов: они доступны для исполнения и довольно популярны. В конце конкурса листочки отдаются в жюри. Пока жюри работает, вновь звучат эти же музыкальные фразы, и все имеют возможность показать свои знания. Это необходимо сделать для того, чтобы ребята, не узнавшие мелодий, услышали хотя бы о существовании такого произведения. Кроме того, при наличии в зале болельщиков им даётся дополнительная возможность помочь своей команде. Вот какие музыкальные фрагменты можно предложить.

• Тема белки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
• Баллада Томского из оперы Чайковского «Пиковая Дама»
• Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье...»
• Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»
• Музыкальная фраза “Что наша жизнь? Игра!” из арии Германна (опера Чайковского «Пиковая Дама»)
• Тема Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин»
• Марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила»

По аналогии с предложенным пушкинским турниром учитель может составить и провести любой литературный турнир. Важно, чтобы такого рода игры проводились регулярно — один-два раза в год, и не только внутри одного класса, а с выходом на команды параллельных классов (в старших классах — на команды других школ). Литературные турниры собирают (и дают) те знания, которые не всегда ученики могут показать или приобрести на уроке, а главное, такие литературные турниры будоражат, поддерживают интерес школьников к литературе.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина Дом Велеса. Перейдя по ссылке http://www.domvelesa.ru, Вы сможете быстро и удобно заказать подходящий товар, не отходя от экрана компьютера. Интернет-магазин предлагает богатый ассортимент товаров для дома, дачи и здоровья, таких как ингаляторы, солевые лампы, а также товары для отдыха и дачи. Удобная навигация сайта и постоянно обновляющийся каталог позволят в считанные секунды найти необходимый Вам продукт.

Литература

Авлова Т.Г., Гербильская И.Е., Краснова Н.В., Преображенская А.С., Тельнова В.М. Тайны словесного искусства: Книга для учителя. Программа и методические рекомендации к одноимённым учебным пособиям по литературе для 5 и 6 классов. СПб.: Специальная литература, 1996.

Зырянова В. И.С. Тургенев. «Муму». Литературная игра «Умники и умницы» // Литература. 1998. № 31.

Пономарёва Л.Д. “Со струнами души созвучья согласуя…”: художественное речетворчество учащихся старших классов. СПб., 2004.

Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе. 5–8 классы. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. М.: Владос, 1999.

Харитонова О. “Раз в крещенский вечерок…”: Литературная игра для старшеклассников // Литература. 2000. № 1.

Примечания

1 В скобки в цитате заключены слова, которые школьники должны восполнить как можно ближе к тексту.

2 Последние два из представленных заданий придуманы вместе с Е.Л. Королёвой, учителем литературы Второй Санкт-Петербургской гимназии, и Е.К. Лифоренко, учителем литературы школы № 348 Невского р-на Санкт-Петербурга.