Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2010

Есть идея!

Логическая цепочка

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Литература»!

С интересом просматриваю каждый вновь пришедший номер газеты, иногда возвращаюсь к ранее полученным номерам, чтобы использовать ценный материал в своей работе. Особенно нравится рубрика «Есть идея!». Диву даюсь, насколько изобретательны наши учителя-практики! Что только не придумают ради привлечения внимания учащихся к литературе! Некоторые идеи коллег мне пришлись по душе, и я уже их применила на своих уроках, какие-то из них уже существовали и в моей педагогической копилке (например, приём экспресс-опроса по первым буквам фамилии писателя).

Хочу предложить и свой приём, успешно апробированный на уроках. Известно, что повторять и обобщать обширные темы, связанные с большими биографическими данными жизни писателя или поэта, достаточно сложно. Порой ребята затрудняются выделить главное из полученной информации, плохо запоминают услышанное на уроке или самостоятельно прочитанное. В поисках выхода из затруднительной ситуации я решила прибегнуть к следующему приёму, который пришёлся по душе и мне, и моим воспитанникам. Его суть — в составлении логической цепочки, основанной на значимых фактах биографии и творчества того или иного писателя, поэта.

Например:

Грибоедов — Москва — музыкант — Благородный пансион — гусарский полк — Кавказ — Персия — дипломат…

Такая цепочка может составляться учителем, учащимися или коллективно в зависимости от того, какие цели ставятся на уроке. Она может быть и большей, и меньшей по объёму (всё будет зависеть от уровня обученности детей и замысла педагога). Ученики должны “расшифровать” звенья предложенной цепочки. Такой приём позволяет сразу обнаружить пробелы в изучаемой теме, которые можно восстановить сообща на уроке.
Задания с логической цепочкой можно усложнить: попросить учащихся добавить нужные на их взгляд звенья цепи, прокомментировав их необходимость, или найти лишнее звено, например:

  1. Грибоедов — Москва — музыкант — Благородный пансион — гусарский полк — Кавказ — Петропавловская крепость — Персия — дипломат.
  2. Музыкант — студент — писатель — гусар — дипломат — геолог — публицист — переводчик.
  3. «Горе от ума» — комедия — действие — конфликт — Чацкий — монолог — Софья — реплики — Правдин.
  4. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” — “А судьи кто?” — “Не человек — змея” — “Вот он на цыпочках, и не богат словами” — “Погибни, предатель! Конец твой настал” — “Молчит, когда его бранят!”

Данный приём можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении или повторении изученного, а также в домашнем задании или в самостоятельной работе учащихся. Работа с подобными логическими цепочками, на мой взгляд, помогает учителю разнообразить урок, заинтересовать учащихся, которые могут по-новому взглянуть на типичные биографические справки писателей и поэтов, а также развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников на уроках литературы.