Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2010

Я иду на урок
Современная поэзия

Поэзия постмодернистов в вопросах и заданиях

1. Прочтите несколько стихотворений поэтов-постмодернистов Дмитрия Александровича Пригова, Тимура Кибирова, Сергея Гандлевского. Какой теме они посвящены?

Д.А. Пригов

Нам нет прямой причины умирать
Да, но и жить нам нет прямого смысла
Отчизна лишь исполненная смысла
Положит нам — где жить, где умирать
Но лишь до той поры, где Бог вступает
Отчизну он рукой отодвигает
И жить как умирать нам полагает
Не положив вчистую умирать

Тимур Кибиров

Тимур Кибиров

Умом Россию не понять —
равно как Францию, Испанию,
Нигерию, Камбоджу, Данию,
Урарту, Карфаген, Британию,
Рим, Австро-Венгрию, Албанию —
у всех особенная стать.
В Россию можно только верить?
Нет, верить можно только в Бога.
Всё остальное — безнадёга.
Какой бы мерою ни мерить —
нам всё равно досталось много:
в России можно просто жить.
Царю с Отечеством служить.


Сергей Гандлевский

Сергей Гандлевский

Не сменить ли пластинку? Но родина снится опять.
Отираясь от нечего делать в вокзальном народе,
Жду своей электрички, поскольку намерен сажать
То ли яблоню, то ли крыжовник. Сентябрь на исходе.
Снится мне, что мне снится, как еду по длинной стране
Приспособить какую-то важную доску к сараю.
Перспектива из снов — сон во сне, сон во сне, сон во сне.
И курю в огороде на корточках, время теряю.
И по скверной дороге иду восвояси с шести
Узаконенных соток на жалобный крик электрички.
Вот ведь спички забыл, а вернуться — не будет пути,
И стучусь наобум, чтобы вынесли — как его — спички.
И чужая старуха выходит на низкий порог
И моргает и шамкает, будто она виновата,
Что в округе ненастье и нету проезжих дорог,
А в субботу в Покровском у клуба сцепились ребята,
В том, что я ошиваюсь на свете дурак дураком
На осеннем ветру с незажжённой своей сигаретой,
Будто только она виновата и в том, и в другом,
И во всём остальном, и в несчастиях родины этой.

Что, по-вашему, отличает эти стихотворения от известной вам ранее поэзии? Что объединяет прозвучавшие стихи и чем они всё-таки не похожи друг на друга? Какие строки, образы, особенности поэтического стиля вас удивили? Что показалось неожиданным, интересным, а что в этих стихах вы не приемлете? Какие строки и образы показались вам знакомыми? Можете ли вы назвать источники скрытых цитат? Какое из стихотворений понравилось вам больше? Можете ли вы объяснить, почему?

2. Прочитайте стихи Д.Пригова из цикла «Апофеоз Милицанера».

Нет, он не сам собой явился
Но его образ жил как ген
И в исторический момент
В Милицанера воплотился
О, древний корень в нём какой!
От дней сплошного Сотворенья
Через Платоновы прозренья
До наших Величавых дней

* * *

Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И Центр, где стоит Милицанер —
Взгляд на него отвсюду открывается
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
И с-под земли...
Да он и не скрывается.

* * *

Нет, он совсем не офицер
Не в бранных подвигах лучистых
Но он простой Милицанер
Гражданственности Гений Чистый
Когда проснулась и взошла
В людях гражданственности сила
То от природности она
Милицанером оградилась
И это камень на котором
Закон противопоставлен Силе

В чём пародийность этих стихов? На что направлена ирония автора? С какой интонацией стóит читать стихотворения? Что в них кажется вам глубоким, новаторским, а что вы бы отнесли к недостаткам? За что такие стихи могла бы ругать критика? Почему нельзя себе представить их опубликованными в советское время?

3. Прочитайте стихотворение Д.Пригова.

* * *

Наша жизнь кончается
Вон у того столба
А ваша где кончается?
Ах, ваша навсегда
Поздравляем с вашей жизнью!
Как прекрасна ваша жизнь!
А как прекрасна — мы не знаем
Поскольку наша кончилась уже

* * *

Бежит тропинка, Иван-чая
Кругом рассыпаны цветы
Присматриваюсь, замечаю
Ими написано: и ты
Бедный
Уже живёшь который год
А всё окрестный твой народ
Русский
Не поймёшь! —
Да — соглашаюсь — не пойму.

Проанализируйте концовки стихотворений. Являются ли они логичным выводом из основного текста? Почему, по-вашему, в них отсутствует рифма? Как бы вы объяснили причину нарушений стихотворной формы: ритмики, рифмовки, размера, стилистические «погрешности», полное или частичное отсутствие знаков препинания и т.п.?

4. В литературоведении Д.Пригова принято относить к такой ветви поэтического постмодернизма, как концептуализм. Вот трактовки этого термина.

М.Эпштейн: “Концептуализм — система языковых жестов, относящихся к материалу советской идеологии, массового сознания социалистического общества. Официальные лозунги и клише доводятся до абсурда, обнажая разрыв между знаком, от которого остаётся голый концепт, партийное ядро, и его реальным наполнителем — означаемым. Поэзия опустошённых идеологем, близкая тому, что в живописи именуется соц-артом”1.

В.Руднев: “Концептуализм — направление в искусстве, прозе и поэзии последних двадцати лет советского строя, возникшее как эстетическая реакция на «зрелый» социалистический реализм, на искусство застоя и его реальность. Концепт — это затёртый до дыр советский текст или лозунг, речевое или визуальное клише. С этим материалом и работали представители русского концептуализма, бывшие одновременно представителями авангардного искусства и примыкающие к европейскому постмодернизму своей поэтикой «всеядности», игрой на явных цитатах, вышедшем на поверхность интертексте…”2

Дмитрий Александрович Пригов

Проиллюстрируйте эти трактовки примерами из стихотворений Д.Пригова.

5. Прочитайте стихотворение Т.Кибирова «Юноша бледный, в печать выходящий…» и фрагмент из поэмы «Сквозь прощальные слёзы».

Юноша бледный, в печать выходящий!
Дать я хочу тебе два-три совета:
первое дело — живи настоящим,
ты не пророк, заруби себе это!
И поклоняться Искусству не надо!
Это и вовсе последнее дело.
Экзюпери и Батая с де Садом
перечитав, можешь выбросить смело.

Сквозь прощальные слёзы

(отрывок)

Эх, заря без конца и без края,
Без конца и без края мечта!..
Это есть наш последний денёчек,
Блеск зари на холодном штыке!..
Никогда уж не будут рабами
Коммунары в сосновых гробах…
Покоряя пространство и время,
Алый шёлк развернув по ветру,
Пой, моё комсомольское племя,
Эй, кудрявая, пой поутру!

Найдите в этих стихотворениях скрытые цитаты, определите, откуда и зачем их взял поэт. К одному из стихотворений составьте историко-культурный комментарий и “словарь реминисценций”. Какие реалии советского времени возникают в текстах? Как про-явились в них черты поэтики “концептуализма”?

6. Прочитайте стихотворения Т.Кибирова из сборника «Кара-Барас». Прокомментируйте упомянутые в них приметы современной жизни и литературные реминисценции.

* * *

У монитора
в час полнощный
муж-юноша сидит.
В душе тоска, в уме сомненья,
и, сумрачный, он вопрошает Яndex
и другие поисковые системы —

“О, разрешите мне загадку жизни,
мучительно старинную загадку!!”

И Rambler отвечает,
на все вопросы отвечает Rambler!
Проще простого
сlick — и готово:

Вы искали: Смысл жизни,
найдено сайтов: 111444,
документов: 2724010,
новых: 3915.

Инфинитивная поэзия

(по мотивам Жолковского)

Сникерснуть
Сделать паузу — скушать Твикс
Оттянуться по полной
Почувствовать разницу

Попробовать новый изысканный вкус
Быть лидером
Мочить в сортире
Не дать себе засохнуть

Убить Билла-1
Убить Билла-2
Играть в Джек-пот — жить без забот
Не париться

Пиарить
Клубиться
Позиционироваться
Зачищать

Монетизировать и растаможить
Зажигать

Бесстыдно, непробудно —

И не такой ещё, моя Россия,
бывала ты, не падая в цене!

7. Прочитайте фрагмент из цикла стихов Т.Кибирова о Родине «Нищая нежность».

Ну, была бы ты, что ли, поменьше,
не такой вот вселенской квашнёй,
не такой вот лоханью безбрежной,
беспредел бы умерила свой —
чтоб я мог пожалеть тебя, чтобы
дал я отповедь клеветникам,
грудью встал, прикрывая стыдобу,
неприглядный родительский срам!
Но настолько ты, тётка, громадна,
так ты, баба, раскинулась вширь,
так просторы твои неоглядны,
так нагляден родимый пустырь,
так вольготно меж трёх океанов
развалилась ты, матушка-пьянь,
что жалеть тебя глупо и странно,
а любить… да люблю я, отстань.

Кто такая “ты”? К кому обращено это стихотворение? Оно кажется вам комическим или драматическим (трагическим)? Найдите в тексте скрытые отсылки к А.С. Пушкину («Клеветникам России»), М.Ю. Лермонтову («Родина»), А.А. Блоку («Россия», «Грешить бесстыдно, непробудно…»), К.М. Симонову («Родина»). Какие традиционные российские черты и пороки подчёркивает автор? Чем отличается образ России у Кибирова от традиционного образа родины, изображавшегося в облике прекрасной женщины, жены, матери? Какие контекстуальные синонимы к слову “Родина” появляются в этом стихотворении? Почему они стилистически снижены? В чём неожиданность финала стихотворения?

8. Прочитайте стихотворение С.Гандлевского «Есть в растительной жизни поэта…».

Есть в растительной жизни поэта
Злополучный период, когда
Он дичится небесного света
И боится людского суда.
И со дна городского колодца,
Сизарям рассыпая пшено,
Он ужасною клятвой клянётся
Расквитаться при случае, но

Слава Богу, на дачной веранде,
Где жасмин до руки достаёт,
У припадочной скрипки Вивальди
Мы учились полёту — и вот
Пустота высоту набирает,
И душа с высоты пустоты
Наземь падает и обмирает,
Но касаются локтя цветы...

Ничего-то мы толком не знаем,
Труса празднуем, горькую пьём,
От волнения спички ломаем
И посуду по слабости бьём.
Обязуемся резать без лести
Правду-матку, как есть, напрямик.
Но стихи не орудие мести,
А серебряной чести родник.

Как в этом стихотворении выражено отношение автора к поэтическому творчеству? Чего в нём больше: следования традициям русской классической поэзии или поэтического новаторства?

9. С.Гандлевский как-то заметил, что “критическое отношение к действительности должно сочетаться с любовью к ней”3. Как в стихотворении «Растроганно прислушиваться к лаю…» отразились черты “критического сентиментализма”?

Растроганно прислушиваться к лаю,
Чириканью и кваканью, когда
В саду горит прекрасная звезда,
Названия которой я не знаю.
Смотреть, стирая робу, как вода
Наматывает водоросль на сваю,
По отмели рассеивает стаю
Мальков и раздувает невода.
Грядущей жизнью, прошлой, настоящей,
Неярко озарён любой пустяк —
Порхающий, желтеющий, журчащий —
Любую ерунду берёшь на веру.
Не надрывай мне сердце, я и так
С годами стал чувствителен не в меру.

10. Прочитайте стихотворения С.Гандлевского «Когда волнуется желтеющее пиво…» и «Стоит одиноко на севере диком…».

Когда волнуется желтеющее пиво,
Волнение его передаётся мне.
Но шумом лебеды, полыни и крапивы
Слух полон изнутри и мысли в западне.
Вот белое окно, кровать и стул Ван Гога.
Открытая тетрадь: слова, слова, слова.
Причин для торжества сравнительно немного,
Категоричен быт и прост как дважды два.

О, искуситель змей, аптечная гадюка,
Ответь, пожалуйста, задачу разреши:
Зачем доверил я обманчивому звуку
Силлабику ума и тонику души?
Мне б лётчиком летать и китобоем плавать,
А я по грудь в беде, обиде, лебеде
Знай камешки мечу в загадочную заводь,
Веду подсчёт кругам на глянцевой воде.

Того гляди сгребут, оденут в мешковину,
Обреют наголо, палач расправит плеть...
Уже не я — другой — взойдёт на седловину
Айлара, чтобы вниз до одури смотреть.
Храни меня, Господь, в родительской квартире,
Пока не пробил час примерно наказать.
Наперсница-душа, мы лишнего хватили —
Я снова позабыл, что я хотел сказать.

* * *

Стоит одиноко на севере диком
Писатель с обросшею шеей и тиком
Щеки, собирается выть.
Один-одинёшенек он на дорогу
Выходит, внимают окраины Богу,
Беседуют звёзды; кавычки закрыть.

Какие особенности этих текстов сближают их со стихами Д.Пригова и Т.Кибирова? Найдите в стихо-творениях скрытые цитаты, определите их первоисточники и смысловые функции.

Примечания

1 Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. М.: Изд-во Р.Элинина, 2000. С. 138.

2 Руднев В. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 1999. С. 137.

3 Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты: Антология. С. 324.

Фото Тимура Кибирова работы Александра Тягны-Рядно с сайта http://www.photographer.ru/nonstop/picture.htm?id=498775; фото Сергея Гандлевского с сайта http://www.mhpi.ru/institute/salon/gandlevskiy; фото Дмитрия Александровича Пригова с сайта http://st.free-lance.ru/users/dhatu/upload/sm_file7yXAkq.jpg.

Рейтинг@Mail.ru