Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2010

Есть идея!

Проект «ЛИГА»

Расскажу об одной идее, которая помогает мне приобщать школьников к чтению. Очень люблю интегрированные уроки с включением разных предметов учебного цикла — всегда замечала, что именно такие вставки в урок особенно интересны учащимся. Так возникла идея создания целого проекта «ЛИГА». Лига — это союз, объединение, в том числе и учебных дисциплин:

Л — Литература, лексика…
И — История, ИЗО…
Г — География, геометрия…
А — Алгебра, астрономия…

Объяснив это школьникам, предлагаю следующее литературное произведение изучать “по ЛИГЕ”, то есть рассмотреть с точки зрения всех возможных зашифрованных в нём учебных дисциплин.

Наши проекты «Лига» собраны в целые отдельные книги, особым образом оформленные (ведь И — это ИЗО). Их всегда внимательно рассматривают приходящие ко мне на уроки ученики всех классов. Они постоянно спрашивают, каким будет следующий проект, по какому произведению. Оказалось, вместо того чтобы заставлять учащихся прочитывать книгу, их надо просто попросить самим написать её…

Вот несколько примеров.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» (6-й класс)

Л — Литература: «Элементы сказки и были».

И — Исследования: «Уроки Пришвина», «Торф как ценный источник горючего», «Лесные ягоды в сказке-были и особенности их произрастания», «Сосны и ели в сказке-были», «Гончая собака как группа пород охотничьих собак».

И — ИЗО: «Мое видение образа Насти и Митраши», «Гончая собака в сказке-были», «Хозяйство Насти и Митраши», «Дом Насти и Митраши».

Г — География: «Карта-схема расположения Блудова болота».

А — Астрономия: «Как найти путь в лесу по небесным светилам?»

«Образ журавля в литературе» (8-й класс, урок внеклассного чтения)

Л — Литература «Образ журавля в стихотворениях русских поэтов» (С.Маршак. «Король журавлей»; П.Орешин. «Журавлиная»; К.Фофанов. «Жу­равли»; А.Майков. «Журавли»; А.Жемчужников. «Осенние журавли»; Н.Заболоцкий. «Журавли»; Н.Рубцов. «Журавли»; В.Сикорский. «Журавли»).

И — ИЗО: рисунки, фотографии, иллюстрации с изображением журавлей.

И — Искусство оригами: «Журавлик».

И — Исследования по биологии: «Журавли — род птиц журавлеобразных», по экологии: «Журавль — краснокнижник», «Они нуждаются в защите».

Г — География: «Места обитания журавлей в России» (карта с флажками), сообщения о местах обитания серого журавля, красавки, канадского, белого, даурского, чёрного, маньчжурского и японского журавлей.

А — Авторская песня: Петлюра. «Журавли, вы опять прилетели», песня ученицы 8-го класса «Журавлиная проблема»; аудиокассета с записью “голоса” журавлей, песни: «Журавли» Я.Френкеля и Р.Гамзатова, «Песня об учителе».

«Слово о полку Игореве» (9-й класс)

Л — Лексика: «Устаревшие слова в “Слове…”».

Л — Литература: «Стрибог в “Слове…”», «Образы Карны и Жели в “Слове…”».

И — ИЗО: «Загадка обложки», иллюстрация «Плач Ярославны», «Моё восприятие образов Карны и Жели в “Слове…”».

И — История: «Происхождение Бояна», «Отношения северян со степными кочевниками», «Личность Кончака», «Личность Игоря», «Личность Владимира», «Тмутараканское княжество», «Половцы как народность в “Слове…”», «Поход Игоря», «Русская земля в годы создания “Слова…”».

Г — География: «Чернигово-Се­верское княжество в конце XII века», «Половецкая земля», «Река Дон в “Слове…”», «Города: Новгород, Курск, Чернигов, Тмутаракань в “Слове…”».

А — Алгебра: «Экономическое положение славян в XII веке».

Э.Хемингуэй. «Старик и море» (11-й класс)

Л — Литература: «Сантьяго-рыбак», «Значение снов старика в повести», «“Сказка о золотой рыбке” А.С. Пушкина и “Старик и море” Э.Хемингуэя», «Синквейны по книге В.П. Астафьева “Царь-рыба” и по повести Хемингуэя “Старик и море”».

И — Имя: «Тайна имени главного героя».

Г — География: «Куба — родина Старика».

А — Алгебра: «Расчёт стоимости продуктовой корзины Старика».

P.S. Все задания придумываются и находятся ребятами самостоятельно. В книгах, созданных школьниками, каждому в классе отводится один стандартный лист А4, на котором он и размещает найденный материал. Все листы по порядку (по логике изученного) скрепляются, пишется содержание, указывается авторство каждой работы. По замыслу оформителя (всегда находится такой человек в классе) всё помещается в специальную папку (или прошивается), готовится обложка, отдельно пишется содержание. Очередная книга из серии «ЛИГА» готова.