Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2010

Есть идея!

Речевые действия

При чтении первых реплик Чацкого в комедии «Горе от ума» (имею в виду чтение вслух, в классе) можно рассказать детям о том, что такое речевые действия. Теорией речевых действий занимается серьёзная лингвистика, нам же для наших целей будет достаточно примерно следующего.

“Что делаете вы, говоря: «Я прыгаю на одной ножке»? Несомненно, говорите, а не прыгаете, то есть описываете действие, а не производите его. А если вы скажете: «Я поздравляю вас с окончанием учебного года»? Странно, вы как будто тоже говорите, но в то же время и делаете — поздравляете. Если дальше вы захотите пожелать окончившим учёбу прекрасного отдыха, то стоит только сказать «желаю» — и дело будет сделано. А вот предложение: «Дарю вам на память этот небольшой, скромный подарок!» действием, увы, не будет — сказать-то сказали, а подарка в руках у ваших слушателей не оказалось.

Значит, есть глаголы, которые не только описывают какое-то действие, но и сами его совершают — фактом своего произнесения. С их помощью можно построить такое высказывание, которое будет равносильно поступку, действию. Действую по-латыни — перформо, высказывания-действия называются в науке поэтому перформативами.

Именно перформативом пользуется разъярённая старуха Шапокляк, когда Крокодил Гена и Чебурашка отказываются принимать участие в её кознях: «Ах так?! Тогда я объявляю вам войну!!!» После этого высказывания война уже объявлена.

Вот примеры, в которых содержатся наиболее распространённые перформативные глаголы (во всех случаях принцип один и тот же: сказано — сделано):

Торжественно клянусь чистить по утрам зубы! Обещаю также причёсываться по утрам!

Дико извиняюсь, но в гостинице мест нет.

Настоятельно прошу, нет, даже приказываю очистить помещение!

Приглашаю вас на кулебяку!

Возвращаемся к Чацкому. Его появления на сцене зритель ждёт с нетерпением: ведь о нём только что говорили Софья с Лизой, в их разговоре много загадок. И вот под повисшую в воздухе рифму “дурацкий — Чацкий” на сцену выбегает герой с такими словами... Здесь затормозим и предложим ребятам вопрос: “Какие речевые действия совершает Чацкий, произнося свои слова?” Дальше читаем текст и считаем (картинно загибая пальцы) эти действия: “Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? Вот приём!..” И дальше: “Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ, Без думы, полноте смущаться...” Чацкий говорит, только говорит — но одновременно и с горячностью спрашивает, и требует, и изумляется, и упрекает, и пытается иронизировать... Целый каскад действий. Чтобы их выразить, актёру понадобится множество разных интонаций, жестов. Кстати, не упустим возможности послушать, как прочтут этот фрагмент наши ученики. А дальше спросим себя, во-первых, что скажет о герое такая насыщенность речи “действенностью”, а во-вторых, имеет ли право Чацкий так настойчиво и разнообразно обращаться к Софье после трёх лет молчания и отсутствия действий или каких-то знаков его интереса к ней? Отсюда разговор пойдёт к преды­стории отношений Софьи и Чацкого, к причинам разного понимания ими происходящего, то есть вглубь действия.

Строго говоря, всё это можно было бы объяснить и без теории речевых действий. А ещё строже — слова Чацкого по правде речевыми действиями и не являются (в приведённых цитатах есть только один перформатив — найдут ли его наши ученики?). Зачем же тогда было огород городить? Да просто уж очень девятиклассники покупаются на эту тему — проверено неоднократно. Кроме того, можно увидеть, что, даже не пользуясь перформативами, Чацкий строит свою речь так, что она превращается в действие —
а значит, в его арсенале есть другие важные ораторские приёмы (их будем коллекционировать позже).
И, наконец, самое важное: живые и непреднамеренные (хотя и тщательно запланированные) отходы в сторону от линии урока, связанные с языковым опытом учеников, существенно повышают общий интерес к предмету. Так что попробуйте!