Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2010

Я иду на урок
Современная поэзия

Художественные миры поэтов военного поколения Бориса Слуцкого и Давида Самойлова

В начале урока прослушиваем песню В.Берков­ского на стихи Д.Сухарева «Вспомните, ребята…». Можно начать занятие и с чтения стихов о войне, чтобы имена поэтов и их самые яркие строки запомнились школьникам, например: «В полях за Вислой сонной…» Евг. Винокурова, «Зинка» Ю.Друниной, «Музыка» А.Межирова, «Я вздрогнул: одноногий паренёк…» К.Ваншенкина, «Век двадцатый войной исковеркан…» Н.Глазкова, «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы и др. Что повлияло на становление художественного мира поэтов военного поколения? Почему поэты-фронтовики так остро воспринимали действительность? Какой страшный опыт XX века отражён в их творчестве? Вот вопросы для обсуждения с классом.

Разговор о Борисе СЛУЦКОМ (1919–1986) можно начать с чтения стихотворения «Лошади в океане» или прослушивания песни на эти стихи в исполнении В.Берковского (http://mlmusic.38th.ru/album.phtml?id=288). Какие черты личности автора проявились в этом стихо­творении? Что можно сказать о человеке, который так остро воспринимает гибель лошадей?

Краткое содержание сообщения о Борисе Слуцком. Осенью 1941 года, сдав досрочно выпускные экзамены, студент Литературного института им. М.Горького Борис Слуцкий ушёл добровольцем на фронт. Первые стихи поэт опубликовал в 1941 году, но они были исполнены такой суровой правды о войне, что не укладывались в привычное русло советской поэзии. Поэтому первый сборник стихов Слуцкого «Память» появился только в 1957 году, когда поэту было без малого сорок лет. (Материалы о Борисе Слуцком и тексты его стихов можно найти на сайтах www.litera.ru/stixiya/authors/sluckij.html, www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/slutskiy/ и др.).

Чтение стихотворений «Кёльнская яма» и «Рейд». Сопоставьте эти стихотворения со стихотворением другого поэта-фронтовика Семёна Гудзенко «Перед атакой». Художественный мир поэта жесток и трагичен. Его стихи отличают суровость описаний, материальность поэтических картин. Важная тема поэзии Слуцкого — это тема долга. Его лирический герой идёт на смерть, чтобы мир сохранился, а не распался. По мысли поэта, созвучной Льву Толстому, “самые лучшие люди” — это “солдаты простые”, народ. Сюда же Слуцкий включает и интеллигенцию. Чтение стихотворения «Интеллигенция была моим народом…». Каким строкам Ахматовой созвучна первая строка стихотворения Б.Слуцкого? Почему поэт считает, что каждый свой поступок нужно “корректировать Толстым”? Какой день жизни поэта “попусту прошёл”? Что значит измерять “уровень свободы” “зарплатою библиотекаря”? Какие книги поэт считает “правильными”? Какие антитезы являются в этом стихотворении ключевыми?

В 1960-е годы, в эпоху научно-технической революции, поэт создаёт стихотворение «Физики и лирики», строки из которого сегодня стали крылатыми. В последние годы жизни, сражённый тяжёлой болезнью, Слуцкий пишет стихи, в которых осмысливает пройденный путь. Чтение стихотворения «Анализ фотографии». В конце восьмидесятых посмертные подборки стихотворений Слуцкого опубликовали почти все крупные литературные журналы. Затем вышли сборники, которые включили в себя стихи поэта, многие годы писавшиеся в стол. Чтение стихо­творения «Человечество делится на две команды…».

Закончить презентацию лирики Б.Слуцкого можно чтением и обсуждением стихотворения «Голос друга», посвящённого его товарищу, поэту Михаилу Кульчицкому, погибшему под Сталинградом в январе 1943 года. Какие литературные ассоциации вызывает это стихотворение? Найдите в нём скрытые цитаты. Какие ценности переосмысливает лирический герой Б.Слуцкого? Сопоставьте стихотворение Б.Слуцкого «Голос друга» со стихотворением М.Кульчицкого «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..».

Разговор о Давиде САМОЙЛОВЕ (1920–1990) начинаем с беседы о стихотворении «Сороковые, роковые…». Как поэт создаёт в своём стихотворении образ времени? Здесь важны и детали, и композиция. Стихотворение построено по “кинематографическому” принципу. Первая картина — 1–2-я строфы — заканчивается знаком многоточия. Фрагментарность описаний, общий план увиденных, как в кино, картин в 1–8-м стихах приводит читателя к мысли, что военные “кадры” поэт воссоздаёт в своей памяти после войны, когда он уже не мальчишка. Вторая картина — 3–5-я строфы — рисуется с некоторой самоиронией. Зрелый человек вспоминает себя юным солдатиком, когда он для важности хотел показать себя старше. Приметы этой напускной взрослости — “табак в кисете”, “мундштук наборный”; он и весело “с девчонкой балагурит”, и хромает “больше нужного”. С иронией звучит строка “и всё на свете понимаю”. Так старый солдат подшучивает над собой, вспоминая юность. Почему в 6–7-й строфах так много восклицательных интонаций? В чём трагизм последних двух строк стихотворения? Поэт сожалеет об опалённой войной юности, когда в жертву войне были принесены жизни миллионов мальчишек. Поэт, как и они, был “худым, весёлым и задорным”, может быть, не осознавая тогда всего ужаса происходящего и осмыслив это только значительно позже. Но вместе с тем он понимает, что война — это школа жизни, и она закалила характер, научила стойкости и мудрости. Его юность совпала с войной, но ему повезло: его на войне не убили. Поэтому много лет спустя в нём “очнулись” воспоминания о войне, которая, наверное, и сделала его настоящим человеком.

Краткое содержание сообщения о Давиде Самойлове. Давид Самойлов — псевдоним Давида Самуиловича Кауфмана, который известен в русской культуре не только как поэт, но и как переводчик, драматург, эссеист, автор книг по стихосложению. Наиболее любознательным или пишущим стихи школьникам можно порекомендовать познакомиться с его увлекательной «Книгой о русской рифме». В предвоенные годы Д.Самойлов учился в знаменитом московском ИФЛИ — Институте философии, литературы, истории. С началом войны он ушёл добровольцем на фронт и был солдатом-разведчиком. Начало литературного поприща Д.Самойлова сходно с началом поэтического пути Б.Слуцкого. Первые стихи Самойлов также опубликовал в 1941 году, но первая книга его стихов увидела свет только в 1958 году. Затем было выпущено девять поэтических сборников, последний — посмертно. В последние годы Д.Самойлов жил в Эстонии, где и умер.

Для рассказа о Д.Самойлове могут быть использованы ресурсы Интернета: slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/1/16/1006901.htm/, www.litera.ru/stixiya/authors/samojlov.html/ и др., где можно найти тексты стихотворений, портреты поэта, записи песен на стихи Самойлова в исполнении В.Берковского (http://www.bards.ru/Berkovsk/part4.htm/) и фрагменты автобиографии поэта (http://lib.ru/POEZIQ/SAMOJLOW/stihi2.txt).

Война не стала единственной темой лирики Д.Самойлова. Другая его творческая привязанность — Пушкин, осмысление его традиций в русской поэзии. Самойлов многократно подчёркивал, что Пушкин для него — это ориентир не только поэтический, но и человеческий, нравственный. Первый поэт России для Самойлова — олицетворение светлого начала жизни. Чтение стихотворения «Пестель, поэт и Анна». Дайте к стихотворению историко-культурный комментарий. Какой факт биографии Пушкина отражён в этом стихотворении? Какими поэт представляет Пушкина и Пестеля? Какой смысл придаёт тексту включённый в него обширный диалог? Зачем нужен образ поющей Анны? Напишите небольшое исследование на тему «Что в стихотворении “Пестель, поэт и Анна” созвучно темам, стилистике и интонациям лирики А.С. Пушкина?».

Значение творчества Самойлова-поэта в полной мере начинает осознаваться только в 1970–1990 годы. Тональность его стихов, лёгкость и ироничность стиля противоречили официальной поэзии эпохи “застоя”. Он пишет будто бы не о главном — о случайных, сиюминутных чувствах и настроениях, но так, что мы ощущаем всю сложность восприятия поэтом действительности. Размышления о законах бытия пронизывают и те стихи, где поэт вспоминает о собственном детстве. Чтение стихотворения «Из детства». Что так взволновало мальчика в отцовском исполнении «Песни о вещем Олеге»? Как понять строку “И плачу над бренностью мира…”?

Впечатления детства осмысляются “взрослым” поэтом и поэтому приобретают философское наполнение и в стихотворении «Выезд». О чём это стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя? Как в стихотворении воплощён образ времени? Какие жизненные реалии видятся лирическому герою особенно значимыми? Почему именно они? Какие слова повторяются в тексте многократно? Как вы думаете, с какой целью?

Атмосфера недосказанности, сиюминутности, “чудного мгновенья” пронизывает и любовную лирику поэта, хотя её только условно можно назвать любовной. Чтение стихотворений «Названья зим» и «Была туманная луна…». Только ли о любви эти стихотворения? Почему поэт даёт зимам женские имена? Символом чего стал для лирического героя “март-апрель”? Это простое указание на весенние месяцы или нечто большее? Докажите, что повторяющиеся слова и выражения во втором стихотворении каждый раз приобретают новый смысл. Что сближает эти стихи?

Д.Самойлов в своём творчестве не обошёл вниманием и традиционную тему поэта и поэзии. В поздней лирике поэт ещё раз осмысляет своё место в строю поэтов, но делает это легко, непринуждённо, “играючи”. Провозглашая поэзию игрой, как во времена Пушкина, Самойлов скрыто высказывает своё несогласие с официальной установкой, обязывающей поэзию быть серьёзной. Поэтической “кольцовкой” из стихотворений о поэтическом труде можно завершить занятие. Чтение стихотворений «Слова», «Стансы» и «Я сделал вновь поэзию игрой…». Что в этих стихотворениях созвучно “золотому” и Серебряному векам русской поэзии? Можно ли отыскать в них “пушкинский подтекст”, пушкинские ассоциации? Какова, по мнению Самойлова, должна быть роль поэта в мире?

Итоговый вопрос: Что и как Борис Слуцкий и Давид Самойлов рассказали читателям о своём времени?

Тексты стихотворений, о которых идёт речь в статье, см. на диске.