Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2010

Есть идея!

От поэзии к музыке и обратно

В этом году, когда мы изучали лирику Бориса Пастернака, решили обратиться к музыкальным интерпретациям двух стихотворений — «Зимняя ночь» и «Снег идёт».

Ученикам выдаются тексты стихотворения «Зимняя ночь». Идея работы с текстом была заимствована из книги: Гордиенко Л.Л., Свирина Н.М., Фёдорова С.В. «Творчество Б.Л. Пастернака в школьном изучении» (СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005). Ученики выполняли такие задания:

1. Прочитайте стихотворение вполголоса, прислушиваясь к ритму, интонации и запишите свои ощущения.

2. Разделите страницу пополам. В одну колонку выпишите из стихотворения слова, относящиеся по значению к слову “метель” (мело, хлопья, лепила, седой и т.п.), а в другую — относящиеся к слову “свеча” (горела, пламя, жар) и т.п.

Продолжите те же колонки, но теперь найдите слова и словосочетания со значением “пространства”, относящиеся к каждому из слов — заглавий колонок. (Метель — по всей земле, во все пределы, к оконной раме, на стекле и т.п.; свеча — на столе, потолок, пол, из угла и т.п.)

3. Напишите текст, включив в него накопленный лексический материал.

Читаем несколько работ, а затем предлагаю ученикам прослушать пять песен (исполнители Сергей Захаров, Николай Носков, Алла Пугачёва, Александр Градский, Валерий Леонтьев). Обсуждая услышанное, ученики отмечали, что некоторые исполнители изменили текст стихотворения, при музыкальной интерпретации прочтение меняется.

Стихотворение «Снег идёт» прошу прочитать выразительно одного из учеников. Затем предлагаю найти доказательства для утверждения: “Всё стихотворение, настроенное по одному камертону, оказывается пронизанным духом музыки, что так характерно для творчества Пастернака”. Для этого слушаем музыкальные интерпретации этого стихотворения, которые принадлежат Г.В. Свиридову и Сергею Никитину.

После этого занятия ученики предложили свою помощь, и у нас возник ещё один урок, который назвали «Поэзия XX века в современной музыке». Вот список исполнителей и произведений, который лёг в основу нашего урока (если вы хотите найти записи, поручите это своим ученикам — они с удовольствием скачают их из Интернета):

Группа «Сурганова и оркестр» — «Неужели не я», альбом «Живой» (И.Бродский. «От окраины к центру», фрагмент); «Мне нравится», альбом «Unsorted» (М.Цветаева. «Мне нравится»); «Я знаю женщину», альбом «Возлюбленная Шопена» (Н.Гумилёв. «Она»); «Путник милый», альбом «Возлюбленная Шопена» (А.Ахматова. «Путник милый»).

Алла Пугачёва — «Мне нравится» (М.Цветаева. «Мне нравится»).

Группа «Сплин» — «Маяк», альбом «Раздвоение личности» (В.Маяковский. «Лиличке! (Вместо письма)»).

Группа «Кукрыниксы» — «Есенин», альбом «Фаворит солнца» (С.Есенин. «Пой же, пой, на проклятой гитаре..»).

Группа «Мельница» — «Змей», альбом «Дорога Сна» (Н.Гумилёв. «Змей»), «Ольга», альбом «Дорога Сна» (Н.Гумилёв. «Ольга»).

Список произведений и исполнителей можно дополнить или изменить, интересно поискать музыкальные прочтения разных стихотворений одного поэта. Этот урок позволил мне узнать много нового о своих учениках, о той культуре, в которую они погружены. В результате возникло общее желание провести урок, на котором бы мы могли прочитать наизусть свои любимые стихотворения. Так снова вернулись к поэзии. Урок запомнился мне как учителю: порадовал и выбор авторов, и выбор стихотворений, и то, как точно интонационно были они исполнены. А ученики в своих отзывах отмечали, что эти уроки запомнились тем настроением, которое на них возникло.