Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2010

События и встречи
Трибуна

Имеющий уши да услышит

Статья опубликована при поддержке компании Westek, основной сферой деятельности которой является предоставление выгодных безлимитных тарифных планов физическим лицам и корпоративным клиентам, и проектная работа с юридическими лицами по созданию эффективной системы связи в организации и оптимизации расходов на связь. Клиенты компании уже забыли, что такое учить наизусть и постоянно смотреть на сайтах операторов новые более выгодные опции, например, для поездок по миру или звонков по России — этим занимаются менеджеры Westek, постоянно отслеживающие используемые клиентами услуги и предлагающие им наиболее подходящие тарифные планы или опции. Кроме того, Westek — это база красивых номеров, среди которых обязательно найдется то особое сочетание цифр, наиболее привлекательное для абонента. Хотите и Вы пользоваться действительно безлимитной связью и забыть, что такое платные подписки на ненужные услуги? Тогда становитесь клиентом Westek и экономьте свое время, деньги и нервы.С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимостью можно ознакомиться на сайте westek.ru.

Я не первый год преподаю русский и литературу у "среднеклашек" и уже который год замечаю, как мало читают наши дети. "Проблема чтения была всегда", — говорят мне. Да, конечно, и десять, и сорок лет назад нам, учителям, хотелось, чтобы ребята не отрывались от книжек, читали вза­хлёб, по-настоящему, искренне, всем сердцем любили чтение.

Будем честны — порой мы даже слишком усердствовали в стремлении привить им любовь к чтению. Забывали, что рёбенок, погружённый в вымышленный мир, рискует недополучить опыта общения, социализации, вырасти не приспособленным к жизни мечтателем. Кроме того, ведь именно во время живого общения дети приобретают навыки устной речи, которая не менее важна, чем грамотное письмо. Но, к сожалению, как редко в наше время звучит правильная, литературная, красивая речь! Общаясь между собой и даже с родителями и учителями (всего пару часов в неделю), школьники не слышат настоящего русского языка — кругом сплошной жаргон, сленг, неологизмы…

Да, очевидно, что социофобия современным детям не грозит. Но так ли это хорошо?

Сегодня информация, самая разная — нужная (а по большей части бесполезная), визуальная, звуковая, реже текстовая, льется на них с экранов телевизоров и кинотеатров, с мониторов компьютеров и из мобильных телефонов. Она сама проникает в их уши, в юные головы, которые впитывают всё, что подаётся в легком и доступном виде. Что это за информация? Каким языком она преподнесена?

Кричащие заголовки, часто не имеющие отношения к содержанию статьи, единственная функция которых — привлечь внимание, заставить "кликнуть" ссылку. Рекламные слоганы, калькированные с иностранных языков неграмотными копирайтерами. Интернет-сленг, который редко бывает уместен даже в речи взрослого грамотного человека, а ребёнком воспринимается совершенно неадекватно — в качестве модели для подражания!

И как ни ограждай ребёнка от этого — все усилия будут бесполезны. Наши дети не просто лишаются целого культурного пласта — не знают сказок, поговорок, старинных игр, плохо помнят сюжеты классической литературы. Они попросту не приобретают навыков грамотной устной и письменной речи. Да, словарный запас сегодняшних школьников обогатился жаргонизмами, неологизмами и разного рода иностранными заимствованиями. Но как обеднел литературный, настоящий, великоросский язык! Он будто совсем уходит из нашего обихода — исчезает, стирается…

Конечно, можно по-стариковски брюзжать, что времена изменились, и критиковать новые порядки. Моё твёрдое убеждение — надо не ныть, а приспосабливаться к новым условиям!

Например, я уверена, что в Рунете должно быть гораздо больше современных, красивых, созданных профессионалами, а не начинающими веб-дизайнерами развивающих сайтов для школьников. И пусть государство спонсирует эти проекты! Мы сами, учителя, должны активно учиться, осваивать этот новый для многих вид коммуникации — Интернет. Делитесь с детьми интересными ссылками, будьте доступны по электронной почте, интересуйтесь новыми обучающими компьютерными программами! Анализируйте, в каком виде ваши дети лучше всего усваивают информацию, — и подавайте её именно в таком виде.

Именно так я открыла для себя аудио­книги. Оказывается, мои ученики не хотят читать, но готовы слушать! Начинала с классики — попробовала ставить понемногу на уроках, и оказалось — отторжения нет. Ребята с интересом слушают и запоминают всё — сюжеты, героев, новую лексику. Потом я увидела ещё один плюс — с ходу усваивается правильное произношение слов. Ученики просто "на глазах" начинают говорить по-другому — правильно, красиво! Конечно, в нашем расписании слишком мало времени для того, чтобы уделять его прослушиванию домашнего материала, но ведь можно вводить факультативы, рекомендовать аудиокниги родителям!

На самом деле, стоит объяснить родителям, что аудиокниги для них — это не просто альтернативный способ усадить чадо за уроки. Это увлекательная игра, прекрасная альтернатива телевизору, один из вариантов совместного досуга и способ налаживания контакта со своим ребёнком! Чем обычно заняты наши дети в машине во время поездки на дачу или по дороге на отдых? Они молчат, смотрят в окно, слушают музыку и переговоры мамы и папы. А если поставить им диск со сказками Андерсена, Салтыкова-Щедрина, рассказами Бунина? А потом всем вместе обсудить, поделиться мнения­ми и своими впечатлениями? Представляете, какая удивительная возможность быть в контакте с ребёнком, расширять его словарный запас, улучшать речь, да к тому же повышать свой собственный культурный уровень!

Кстати, в последнее время мне на глаза попадаются сборники, созданные специально на базе школьной программы. Недавно встретилась аудио­хрестоматия для 1–4-х классов, где есть всё — фольклорные сказки, частушки, пословицы, классическая поэзия, проза, "зарубежка", и ещё планируется продолжение для старших классов.

Конечно, аудиокниги не могут стать полной заменой привычных книг. Конечно, нам надо максимально настаивать на чтении, чтобы у детей не атрофировался этот навык и в дальнейшем не было проблем с грамотным письмом. Просто захотелось в конце привести позитивный пример того, что у любой проблемы всегда есть альтернативное решение!

Пусть красивый русский язык станет для наших детей не редкостью и исключением из правил, а привычным фоном их каждодневной жизни!

Рейтинг@Mail.ru