Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2010

Есть идея!

Использование рисования на уроках литературы

Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы (я имею в виду рисование как процесс творческого освоения и усвоения художественного текста). Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, всё больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5–6-м классе. Но потребность рисовать у тех же восьмиклассников или даже десятиклассников имеется (достаточно вспомнить разрисованные поля тетрадей). Значит, нужно использовать её в благих целях.

Хочу поделиться своим опытом использования рисования на уроке по рассказу «После бала» Л.Н. Толстого. Тема: «Особенности композиции рассказа».

Сначала прозвучало подготовленное выразительное чтение фрагмента текста (мальчик за Ивана Васильевича, а девочка за Вареньку) под аккомпанемент мазурки. А затем учащимся было предложено передать в цвете (просто цветовая гамма) или в рисунке свои ощущения, впечатления от эпизода. Работа проходила в группах (так существенно сокращается время для рассмотрения вариантов). Некоторые группы не ограничились одним вариантом. В итоге на магнитной доске появились рисунки (все предпочли создать именно рисунок, а не палитру цветов): фейерверк, вальсирующая пара, цветы, бабочка. Рисунок обязательно сопровождался устным комментарием с использованием текста рассказа.

Самой интересной интерпретацией была бабочка. Как объяснили ребята, бабочка — символ хрупкой и уязвимой красоты. Счастье героя и его любовь к Вареньке они ощущали именно так.

Затем в исполнении учителя звучала сцена экзекуции, и учащимся предлагалось в цвете передать свои ощущения. В итоге рисунок был только один — паутина. Все остальные передали свои впечатления подбором цвета: листы, полностью раскрашенные чёрным, серым и реже красным. Отсутствие рисунков ученики объяснили тем, что им трудно было найти образ, соответствующий ужасу, который пережил герой.

Расположение на доске таких контрастных изображений позволило ребятам самостоятельно сделать вывод об особенностях композиции рассказа. А следующий этап работы был направлен на выявление противопоставления уже внутри самих эпизодов и предполагал самостоятельный анализ предложенных учителем фрагментов текста.

После проделанной работы можно предложить ребятам самостоятельно конкретизировать тему урока: «Противопоставление (антитеза) — основа композиции рассказа».

Несколько дополнительных вопросов и заданий к уроку.

  • Помогают ли нам факты биографии Л.Н. Толстого, изложенные в статье учебника, понять, почему писатель обращается к истории взаимоотношений его брата и Вареньки Корейш?
  • Отражает ли заглавие рассказа особенности композиции этого произведения? Обоснуйте свой ответ, используя варианты заглавия «Дочь и отец», «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите …», «После бала». Сравните окончательное название с первоначальными вариантами.
  • Вспомните, при каком освещении происходит сцена бала, а при каком — экзекуция? Существенна ли эта разница для автора? Почему? Какое освещение можно считать искусственным, а какое естественным? В чём смысл этого различия?