Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2010

Есть идея!

Романы Дефо

Для тех, кто на своих уроках читает и изучает с учениками два романа эпохи Просвещения — Дефо «Приключения Робинзона Крузо» и Свифта «Путешествие Гулливера», предлагаем, как вариант, провести заключительный урок-турнир «Робинзоны против Гулливеров». Сама идея не является новой, так как известно, что писатели во многом были антиподами: по происхождению, по вероисповеданию, по образованию, по роду занятий… Социальные, общественные, а также мировоззренческие противоречия всегда лежат в основе интеллектуальных игр, посвящённых творчеству Дефо и Свифта. В частности, Т.В. Себар предлагает разыграть несколько гипотетических ситуаций (см.: Уроки мировой художественной культуры: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Б.Я. Табачникова. М.: ТЦ «Сфера», 2000). В нашем варианте предлагаем разыграть не отдельные гипотетические ситуации, а некий сюжет — от встречи, через решение ряда проблем, которых писатели касаются в своих романах, до расставания. Каждая пара получает “билет” с темой и условиями (в зависимости от количества участников можно сократить или увеличить число ситуаций). Пользоваться книгами нельзя — так можно проверить и знание текстов. Общая задача: вспомнив соответствующие места из романов, за пять минут составить небольшой диалог, в котором отражается позиция авторов и героев; использовать в репликах лексику и стиль романов. Цель:
в игровой форме обобщить сведения о мировоззрении английских писателей эпохи Просвещения. В этой игре есть ещё одна особенность: поскольку ситуации выстроены в некий сюжет, то участники выступают в роли соавторов английских писателей — они творят свою робинзонаду.

Критерии оценивания

• Знание текста (правильно ли выбраны эпизоды и детали из романов).
• Понимание характера героя.
• Верное отражение позиции автора.
• Соответствие лексики и стиля авторскому тексту.
• Выразительная, живая, интересная игра.

Робинзоны против Гулливеров

1. Гулливер и Робинзон приходят к цирюльнику, и кажется им, что они уже где-то встречались. Представить внешность обоих: Робинзон разглядывает Гулливера, тот, в свою очередь, — Робинзона. Составляя диалог, постарайтесь выразить характер героев.

2. Робинзон и Гулливер оказались вместе на судне, которое потерпело кораблекрушение. Оба волнами выброшены на берег. Какие чувства и мысли испытал каждый и какие действия каждый предложил осуществить в первую очередь?

3. Гулливер и Робинзон на необитаемом острове, где они оказались волею судьбы вместе, повстречали аборигена и решили его воспитать — сделать из него “современного англичанина”. Как они это сделали?

4. Прожив после кораблекрушения на острове некоторое время отдельно, Гулливер и Робинзон встретились и стали говорить о своих успехах в освоении острова. Чем похвастался каждый?

5. После всех морских злоключений, обретя покой и материальный достаток, Гулливер и Робинзон, вернувшись в Англию, сидят у камина и рассуждают о материальных ценностях. Каково отношение каждого к этим ценностям?

6. Знаменитых путешественников, Гулливера и Робинзона, пригласили в английскую школу на урок общения по теме «Что важнее для человека — разум или чувство?». Какую позицию в этом вопросе занял каждый?

7. Гулливера и Робинзона пригласил на приём французский король, и каждый по-своему представил Англию. Восстановите диалог: два англичанина рассказывают при французе об отношении к Отечеству.

8. Гулливер и Робинзон встретились в английском парламенте на обсуждении вопроса о рабстве. Кто к какой партии принадлежит и каково отношение каждого к рабству?

9. Гулливер и Робинзон вновь встретились в порту, но теперь они плывут в разных направлениях и на прощание описывают друг другу идеальное место, где хотели бы поселиться до конца дней своих. В каком государстве хотел бы жить каждый?

Публикация статьи произведена при поддержке сайта «e-english.ru». Перейдя по ссылке http://www.e-english.ru/courses/calendar/view.php?view=day&cal_d=12&cal_m=10&cal_y=2013, Вы узнаете все о преподавании разговорного английского языка онлайн от опытного репетитора Игоря Игоревича Хохлова. Мечатаете свободно разговаривать на английском языке, уметь грамотно и легко излагать свои мысли на языке? Игорь Хохлов поможет вам совершенно бесплатно. После простой регистрации Вы получите доступ ко всем учебным материалам, урокам и заданиям.