Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2010

Читальный зал
Стенд

Ответы на вопросы «Литературы»

По нашей традиции, в конце каждого года мы проводим экспресс-опрос главных редакторов российских литературных журналов. Их круг мы не ограничиваем, он складывается на основе активности наших коллег, их заинтересованности в диалоге с читалями-педагогами, а также с учётом сложившегося круга чтения учителей словесности.

На этот раз вопросов всего два, но, как всегда, серьёзных. Ответы публикуются в порядке их поступления.

1. Не так давно при встрече российского премьера с писателями вновь зашла речь о государственной поддержке литературных журналов. Представим — сказка стала былью: Ваш журнал пришёл во все российские школы и вузы. Что интересного и полезного для себя найдут в нём учителя (не только словесники), преподаватели в 2010 году?

2. Всем известно, что ныне Интернет — серьёзный соперник печатных изданий. Учитывает ли Ваша редакция это соперничество в выстраивании своей журнальной программы и деятельности?

Игорь ШАЙТАНОВ,
главный редактор журнала «Вопросы литературы»

1. Журнал «Вопросы литературы» входит в так называемый «Клуб толстых журналов», но у нас там особое место. Всё-таки мы существуем только в сфере non-fiction и в этом качестве едва ли не в полном объёме своих публикаций обращены к тому, кто хотел бы узнать и понять как историю литературы, так и её современность. Сейчас я даже веду переговоры о том, чтобы начать издание особой учебной библиотеки на основе публикаций в «ВЛ» за последние, скажем десять лет. Я могу поручиться, что по целому ряду направлений преподаватель литературы не найдёт столь современной и глубокой информации как на страницах нашего журнала: «Перечитываем классику», «Литературное сегодня», «Новейшая русская литература», «Теория после теории», «Современный зарубежный роман»… Это лишь некоторые из возможных томов будущей серии.

По всем этим направлениям мы продолжим публиковать материалы и в 2010 году. Продолжится рубрика «Лица современной литературы», которую мы начали в этом году и которая привлекла очень напряжённое внимание. Это эссе о тех, кого мы сегодня читаем. Вот лишь несколько ближайших портретов: Владимир Маканин, Александр Кабаков — сегодняшние классики; Алексей Иванов, Андрей Геласимов, Роман Сенчин — новое поколение; Леонид Юзефович, Елена Чижова — лауреаты основных литературных премий 2009 года.

Мы открываем новые рубрики: «Новейшая антология» — разбор произведений, появившихся в последние годы; «Современные имена» — о самых известных зарубежных писателях (Орхан Памук, Дж. М.Кутзее); «Литературный музей» — рассказ о судьбе музеев с публикацией новых материалов из их архивов.

Мы начинаем разговор о том, какой должна быть история русской литературы, обращённая к читателю и учителю, с участием подобного рода книг за рубежом. Есть интереснейшие статьи о литературной классике — от «Слова о полку Игореве» до Серебряного века.

2. Мы не столько соперничаем с Интернетом, сколько используем его. Уже несколько лет существует полная цифровая версия журнала, продающаяся на CD. Это, разумеется, для библиотек, но любой пользователь может купить себе ту статью, которая его заинтересовала (информация о том, как это сделать, есть в каждом номере журнала). Вот почему в «Журнальном зале», где мы по-прежнему присутствуем, журнал размещён далеко не полностью. Мы учитываем интересы тех, кому по какой-то причине недоступна бумажная версия, но не можем забыть, что мы всё-таки не интернет-издание.

Мы уже не раз откликались на существование литературы в Интернете и будем делать это в дальнейшем.

Андрей АРЬЕВ,
соредактор журнала «Звезда»

1. Прежде всего: подписка на 2010 год уже прошла, но никто ни в каком виде обещанных В.В. Путиным денег на поддержку журналов так и не увидел. Пребываем в положении гоголевского персонажа: “Чертокуцкий очень помнил, что выиграл много, но руками не взял ничего…” Тем не менее любые материалы «Звезды», независимо от обстоятельств, с пользой прочтут равно преподаватели и ученики. Например, постоянные рубрики: «Исторические чтения», «Россия и Кавказ», «Люди и судьбы», «Уроки изящной словесности», «Школьный балл», «Из города Энн», «Философский комментарий» и др. Что касается отдельных публикаций 2010 года, имеющих установку на педагогический эффект, то мы бы отметили документальное повествование о своей семье «Нас было трое» Игоря Золотусского; завершающий цикл романов о положении Русской Православной Церкви в ХХ веке «Там, где престол сатаны. Завещание» Александра Нежного; окончание документальных записок о Борисе Пастернаке «Перевёрнутое небо» Вяч. Вс. Иванова; мемуары о Ленинградском университете и Пушкинском Доме «Накануне» Ирмы Кудровой; документальное повествование Евгения Степанова о Н.С. Гумилёве на войне «И святой Георгий тронул дважды» и многое другое.

2. Интернет — слишком серьёзный соперник. Выставляя в Интернете журнал, мы очевидным образом сокращаем количество подписчиков на бумажный оригинал, не получая взамен, кроме “славы”, ни копейки. Как преодолеть это положение, кроме вынужденного закрытия некоторых материалов номера, мы пока не придумали.

Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ,
главный редактор журнала «Новый мир»

1. Вот именно — для учителей. «Новый мир» не рассчитан даже на старшеклассников, не говоря уже о более младших возрастах. Мы делаем журнал “для взрослых”, для зрелых, образованных и умных читателей со сложившимися вкусами, интересами, убеждениями.

Среди публикаций минувшего года отмечу главы из книги Вл. Новикова «Блок» (2009, № 4, 9), главы из книги Захара Прилепина «Леонид Леонов» (№ 7, 8), статью Александра Белого «О Пушкине, Клейсте и недописанном “Дубровском”» (№ 11), статью Наталии Румянцевой «Возможно, было так. Версия смерти Владимира Маяковского» (№ 8) и рассказ Олега Павлова «Учитель входит в класс…» (№ 1).

А вот что касается года наступающего (который для «Нового мира» юбилейный — 85 лет), то тут я могу говорить уверенно только о первой его половине. Будут продолжаться наши постоянные рубрики «Комментарии» Аллы Латыниной, «Рецензии. Обзоры», «Библиографические листки» и др. Это неплохой ориентир в сегодняшнем книжном море. В январском номере мы печатаем две большие обзорные статьи под общей шапкой «Итоги десятилетия»: Лев Данилкин пишет о современной прозе, Илья Кукулин — о поэзии. Весной мы планируем напечатать главы из новой книги Павла Басинского об уходе и смерти Льва Толстого. В майском номере — к юбилею Победы — обширные фронтовые дневники военного журналиста и писателя Д.Фибиха. Будут также напечатаны и “сегодняшние” дневники — записки современного поэта Юрия Кублановского за 2008 год — о литературе, культуре, общественной жизни. Как всегда, будет много поэзии и прозы.

2. На мой взгляд, никакой особенной “сетевой литературы” не существует. Есть литература на двух носителях. Почти все “бумажные” публикации тут же (или чуть позже) получают свои электронные версии. Электронные публикации, того заслуживающие, сразу (или позже) печатаются на бумаге. Непроходимой границы нет.

«Новый мир», как и другие “толс­тые” журналы, существует одновременно в двух ипостасях — бумажной и электронной. Влияет ли это на нашу литературную политику? Наверно, нет. Мы знаем, что аудитория, постоянно и бесплатно читающая наш журнал в Сети, превышает аудиторию “бумажной” версии (даже если учесть, что в библиотеках один номер журнала читают много людей). И аудитория в Сети стабильно увеличивается. Но я уверен, что для наших интернет-читателей существование “бумажного” «Нового мира» очень важно, даже если они никогда не держали его в руках.

Наталья ГРАНЦЕВА,
главный редактор журнала «Нева»

1. Для того чтобы учителя (не только словесники) нашли для себя что-то интересное и полезное в журналах в 2010 году, надо самим учителям быть людьми начитанными, имеющими широкий кругозор. А между тем некоторые из них (а может быть, и многие) вообще не имеют представления о деятельности “толстых” литературных журналов, вообще не подозревают об их существовании. Школьник-старшеклассник, выходя в большой мир, не знает писателей и поэтов, исследующих художественным образом актуальную современность. Мне эта ситуация кажется прискорбной. В конце 60-х годов прошлого века, когда я училась в старших классах, ученики открывали для себя молодых авторов “толстых” журналов на уроках литературы, обсуждали повести и поэмы, писали сочинения о произведениях тех, кого сейчас называют “шестидесятниками”. Мы выходили из школы, понимая, что литература — живой, интереснейший предмет. Кстати, и о существовании журналов, посвящённых науке, мы тоже узнавали на уроках физики, астрономии и химии.

В 2010 году, объявленном Годом учителя, журнал «Нева» планирует продолжить систематическое знакомство читателей с творчеством молодых авторов (не только петербургских). Будут опубликованы и тексты, посвящённые анализу биографии и творчества литературных корифеев — Александра Блока, Ивана Бунина, Иосифа Бродского (в уходящем году мы поместили в журнале внушительные подборки материалов, связанных с изучением творчества Н.Гоголя, А.Чехова и других классиков, могущие служить подспорьем для работы учителя). Под рубрикой «Год учителя» мы будем публиковать интереснейшее исследование о том, как в XX веке менялись учебники литературы. Будут помещены статьи о проблемах современного образования, очерки о людях, посвятивших себя российскому просвещению. Это то, что запланировано. Но журнал — живой организм, и его деятельность определяется самой жизнью.

2. Интернет — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы учитываем его возможности. Электронная версия журнала уже на протяжении нескольких лет вывешивается целиком в ЖЖ. Мы вывешиваем также номера нашего журнала и на сайте «Невы» — сайт ещё далёк от совершенства, он будет развиваться, но уже сейчас посетители сайта могут высказать свои впечатления и предложения, к которым мы непременно прислушаемся.

Сергей СЕРГЕЕВ,
главный редактор журнала «Москва»

1. Они найдут там прежде всего достойные образцы современной русской прозы, поэзии, критики, публицистики. Особо хотел бы выделить новые крупные вещи двух замечательных прозаиков — роман Бориса Агеева «Хорошая пристань» и повесть Веры Галактионовой «Спящие от печали». «Москва» планирует продолжить публикации из наследия С.Н. Дурылина — его малую прозу и литературоведческие работы. Учителям-словесникам, думаю, будет интересна статья Дмитрия Капустина о малоизвестных эпизодах азиатского путешествия Чехова, публикуемая к 150-летию Антона Павловича. Педагогам-историкам рекомендую обратить внимание на работы Вадима Каргалова (о попытках присоединения Сибири к Московскому государству ещё до Ермака, в XV веке) и Андрея Фурсова (о проблеме ответственной национальной элиты в нашем прошлом и настоящем).

2. На самом деле, у “толстых” журналов и Интернета — разные читательские аудитории. Традиционный читатель журналов, как правило, не дружит с Интернетом, а активный пользователь последнего порой и не подозревает о существовании «Москвы» или «Нового мира». Так что в отношении наших постоянных подписчиков Интернет нам не соперник, но беда в том, что их круг чрезвычайно узок. Для «Москвы» (как, впрочем, и для любого другого “толстяка”) задача номер один — привлечь к себе внимание новых читателей из молодёжной среды, ориентированной на Интернет. Насколько это выполнимая задача — большой вопрос, но пытаться её решать — необходимо. Сейчас мы заняты серьёзной реконструкцией нашего сайта, надеемся сделать его более разнообразным (не просто электронной версией журнала) и, следовательно, более посещаемым. А через сайт, глядишь, и к журналу повысится интерес.

Максим ЛАВРЕНТЬЕВ,
главный редактор журнала «Литературная учёба»

1. Ситуация с государственной поддержкой напоминает не сказку, а мистический триллер. До сих пор не опубликован список журналов, которым эта поддержка будет оказана. Некоторые основные литературные “толстяки”, по всей видимости, кулуарно уже решили свои проблемы и теперь, как говорится, умывают руки. Совершенно очевидно, что государство не обязано содержать всех, но критерии отбора пока скрыты от заинтересованной общественности. Всё указывает на то, что выделенные средства пойдут куда угодно, кроме умеренно-консервативных изданий, таких как «Литературная учёба», отмечающая в 2010 году 80-летие с момента своего основания А.М. Горьким. Мы не стали “своими” в иерархии тусовщиков от литературы, осуществляющих в ней свои имитаторские миссии. Поэтому и шансы на поддержку, в которой мы нуждаемся всё же не менее других, у нас невелики. Зато велик шанс собственными свежими силами осуществить задуманную программу по возвращению отечественной литературе её некогда высокого общественного статуса. Весь прошлый год мы боролись за читателя. И читательский интерес к «ЛУ» возродился. Что же мы можем предложить школе? У нас, конечно, функционируют специальные учебные рубрики «Культура речи», «Штудии», «Мастерство писателя», «Мастерство художественного перевода», но литературно-критический журнал — это не просто учебное пособие для преподавателей. На страницах издания затрагиваются более широкие проблемы, связанные в большей степени с современной литературой. Школьный учитель, по нашему мнению, должен обладать достаточным кругозором, чтобы не вдалбливать в головы учеников вызубренные знания, а уметь объяснить, например, важность и необходимость именно сегодня следовать литературе в русле её великой традиции. Путём профессионального и популярного освещения современного литературного процесса «Литучёба» помогает учителям и педагогам, библиотекам и обычным читателям, в особенности молодёжи, правильно ориентироваться в сегодняшнем книжном рынке, компетентно использовать литературу для образования и культурно-нравственного развития, для школьного и семейного чтения.

2. Интернет — не столько серьёзный соперник, сколько серьёзный помощник журнала. У «Литературной учёбы» активно функционирует сайт www.lych.ru, где мы, с определённой временной выдержкой, размещаем уже опубликованные “в бумажном варианте” статьи. Электронная версия журнала (не путать с сайтом!) распространяется по подписке за рубежом — в тех университетах, где имеются кафедры славистики. При этом там выписывают и сам журнал, что только помогает, возможно, большему количеству наших читателей постоянно быть в курсе свежих тенденций в современной литературе.

Валерий ДУДАРЕВ,
главный редактор журнала «Юность»

1. Творческая группа журнала «Юность» часто выступает в школьных и вузовских аудиториях по всей стране. Привезённые нами журналы расхватывают! Школьники и студенты спрашивают, где взять следующие номера. Проблема распространения и подписки чисто техническая! “Глянец” платит и пролезает во все щели, но это всё к чтению и языку отношения не имеет. Наш журнал для тех, кто думает и познаёт красоту мира. Более того. Работы школьников и студентов со всей страны мы отмечаем премией имени Соколова-Микитова — это победители конкурса «Дерзай, школяр!». Вручаем книги, подарки, по тридцать тысяч рублей и оплачиваем проезд из любого уголка страны.

2. Это соперничество надумано. Интернет — техническое средство! А журнал на бумаге — всё-таки произведение со своими законами и тайнами. В перелистывании страниц есть особая магия. У бумаги — великое прошлое, а у Интернета — сомнительное будущее!

К журналу «Литературная учёба» у нас особое внимание (см.: Литература. 2006. № 1; 2009. № 1). Учреждённый большевиками по предложению А.М. Горького в 1930 году как издание в помощь молодым литераторам, прежде всего из рабочих, он постоянно выходил за рамки предлагаемых ему программ. Закрытый из-за начавшейся в 1941 году Великой Оте­чественной войны и возрождённый в 1977 году в связи с активизацией опеки комсомола над литературой, он знаменательно одним из первых перестроился, напечатав «Машеньку» Набокова, тогда ещё полузапрещённого на родине.

Ныне «ЛУ» всё чаще обращается к проблемам литературного образования не только в профессиональном, но и в общекультурном смысле этого понятия. Мы очень надеемся, что этот журнал станет полезен не только многим словесникам, но и старшеклассникам, будем развивать наше сотрудничество. А пока — о нескольких материалах недавних номеров.

На обороте титульного листа «ЛУ» есть предупреждающая фраза: “Редакция может не разделять мнения, публикуемые в журнале”. Суждение вполне понятное, если речь идёт о материалах, вызывающих споры, разноречивые доводы “про” и “контра”. Можно понять редакцию даже в том случае, когда она публикует сочинения, откровенно эпатажные, вызывающие на скандал, но не кухонного свойства, а с выходом на гамбургский счёт.

Так, в «ЛУ» № 4/2009 под рубрикой «Субъектив» была напечатана статья «Гримасы новой гражданственности», подписанная псевдонимом “Евлампий Салопов”. Она и другие материалы, опубликованные в журнале, стали причиной круглого стола «О проблеме “либерализма” и “патриотизма” в современном литературном процессе» (№ 6/2009). Плодотворного, честного круглого стола. Надо надеяться, что эта линия в «ЛУ» будет продолжена, и не только в рамках рубрики «Субъектив». В конце концов, что это за молодость без литературных драк?!

Но порой появляются материалы, объяснить происхождение и тем более публикацию которых затруднительно в любом издании и под любой шапкой. Таково помещённое в № 6/2009 (под рубрикой отнюдь не «Субъектив», а «Культура речи») сочинение под длинным названием «Все точки над “ё” ставить рано: (Полемические заметки): Из дневника языковеда» известного лингвиста, профессора Льва Ивановича Скворцова. Предупрежу охотничьи стойки: слову “сочинение” я не придаю какого-то фельетонного окраса, свойственного, например, публицистам советской эпохи. Я действительно не могу понять как жанровую форму, так и сам смысл этого труда, главная идея которого, собственно, вынесена в заголовок. Почтенный профессор, хорошо известный многим как пропагандист экологии языка, предлагает не допускать самостоятельности буквы «ё» в русской азбуке. В обзоре у меня нет возможности для серьёзного спора, но надеюсь, он состоится на должном уровне. Удивляет сама по себе нелепость этого покушения на родное, исторически протяжённое слово. (Это при том, что сама статья Л.И. Скворцова, как и весь журнал, печатаются полноценно, то есть с буквой «ё».)

К счастью, в той же рубрике «Культура речи» помещена замечательная статья словесника-ветерана Петра Семёновича Пустовалова «О языке школьных сочинений», которую попросту хочется перепечатать в «Литературе». А в интервью П.С. Пустовалова, которое печатается в номере в связи с его 80-летием, он даёт, по просьбе редакции, советы начинающему учителю. Вот некоторые из них.

• Всегда надо чётко понимать, что вы за личность, каков ваш нравственный, эстетический, интеллектуальный багаж. Ведь воспитывают и формируют не только уроки, знания учителя, а главным образом он сам. Большинство учеников лет через пятнадцать будут вспоминать именно вас, а не ваши уроки. Никогда нельзя забывать, что на каком-то этапе ученик смотрит на учителя как на свой идеал.

• Нужно всё время изучать возрастную психологию детей, следовать за всеми нюансами памяти, интеллекта, эстетического развития ученика.

• Девизом каждого учителя должны стать слова: “Не навреди”.

• Учительство — это подвижничество. Поэтому прежде чем избирать эту профессию, надо спросить себя, сможете ли вы быть таким подвижником, какими всегда были наши учителя-просветители К.Ушинский, В.Ост­рогорский, В.Стоюнин, А.Мака­ренко, С.Соловейчик.

2010 год для «Литературной учёбы» — юбилейный, и хочется верить, что он станет для редакции журнала источником энергии для дальнейшего успешного развития.

Рейтинг@Mail.ru