Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2010

Спецвыпуск
«Письмо вождям Советского Союза»

Работаем с публицистикой А.И. Солженицына

Рассмотрением публицистики как самостоятельного объекта урок литературы почти не занимается. И зря. Ведь по накалу эмоций, глубине мыслей и индивидуальности стиля проза “на злобу дня”, вышедшая из-под пера выдающегося мастера, ничуть не уступает художественной. А если мы ставим цель непосредственно на уроке заинтересовать ребят личностью писателя, организовать живой диалог “сквозь время”, то лучшего учебного материала и не придумаешь. Во-первых, сравнительно небольшие объёмы гарантируют, что с текстом поработают все. Во-вторых, публицистический пафос обострит восприятие автора как реального человека, собеседника, делящегося своей болью не опосредованно, через сюжет, а напрямую.

«Публицистическое путеводство для России и Запада» (определение В.Распутина), созданное Солженицыным, достаточно обширно. Выбор из него «Письма вождям Советского Союза» объясняется двумя причинами. Написанное в далёком 1973 году, оно во многом перекликается с днём сегодняшним, а значит, даёт возможность поразмышлять, в чём Александр Исаевич принадлежит своей эпохе, а в чём её опережает. Кроме того, именно с этого произведения началось когда-то моё собственное открытие писателя.

Теоретический этап

Вспоминаем, что такое публицистика (литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества), каковы её главные задачи (информирование читателя, внушение той или иной оценки событий). Делаем предположения, что нам может дать публицистическое произведение, написанное более тридцати лет тому назад.

Знакомство с вступительной частью
«Письма вождям…»

Чтение вслух учителем, параллельно текст на экране. Беседа по вопросам.

 Что из этого текста мы узнаём о сравнительно недавнем прошлом нашей страны? (Закрытость системы управления; жёсткая иерархическая структура общества; нежелание руководства учитывать иные, выходящие за рамки коммунистической идеологии, мнения; “хрущёвское чудо” — 1955–1956 годы.)

— Как вы можете охарактеризовать автора, его позицию? (Автор — свободно мыслящий человек, желающий такой же свободы и для своих соотечественников, неравнодушный к судьбе страны, хотя и пострадавший от её политического режима, ощущающий живую связь времён и поколений. Трибун, отстаивающий своё мнение и одновременно готовый к диалогу. Мастер слова, язык которого понятен и выразителен.)

— Почему это письмо может быть интересно нам, живущим в XXI веке? (Наступило то будущее, куда устремлял свои взгляды писатель. Оправдались ли прогнозы и опасения? Изменилась ли жизнь в стране, получившей новое название? Какие мысли не теряют своей актуальности и сегодня?)

Работа в группах (анализ)

Количество групп (7) определяется количеством частей письма, выделенных и озаглавленных автором. В процессе работы необходимо осмыслить предложенную часть и подготовить не менее трёх ответов с цитатами по каждому из вопросов.

1. О чём информирует автор?
2. Какими способами он воздействует на адресата?
3. Какие мысли и в современной России звучат актуально?

Важно, чтобы ответы по каждому вопросу курировал отдельный ученик, который бы также отвечал за оформление их на отдельных листах.
Например, вот как может выглядеть работа по первой части письма «Запад на коленях»:

1. а) После Второй мировой войны Советский Союз сумел стать сверхдержавой, “перед которой трепещет мир”.
б) Дипломатия приносит Советскому Союзу внешнюю мощь, “но приносит ли истинное добро его народам?”
в) Китай — враг в будущей войне, сила “в 900 миллионов топорищ”.

2. а) Жёсткая оппозиция “я — вы” (автор — адресат) то и дело сменяется дипломатичным обнадёживающим “мы” (коллективный разум, нация).
б) Неоднократно встречаются развёрнутые сентенции (“Но тем и отличаются мудрые от немудрых, что они принимают советы и опасливые соображения много ранее крайней необходимости”, “…во всей мировой истории ещё не бывало (и не будет никогда) такой силы, на которую не нашлось бы противосилы”).
в) Антитеза подчёркивает контрастность описываемых явлений и событий (“…в наших успехах можно увидеть… два удивительных провала”; “…величайшая заокеанская держава, вышедшая из двух мировых войн могучим победителем… вдруг проиграет войну с отдалённой маленькой азиатской страной”).

3. а) Китай в наши дни воспринимается скорее как партнёр, однако “та опасность”, о которой говорит автор, а именно опасность международных военных столкновений по территориальным или иным причинам, остаётся.
б) Руководители европейских держав сейчас, конечно, не “соревнуются за благосклонность России”, однако с интересами её считаются.
в) Внешняя политика не должна быть в ущерб “соображениям национальным”.

Второй вопрос, предполагающий выявление жанровых и стилевых особенностей произведения, вызывает определённые трудности. Поэтому предлагаем ученикам перечень направлений поиска:

1) эмоционально-оценочные выражения, шрифты;
2) риторические фигуры;
3) тропы;
4) вводные и вставные конструкции;
5) апелляция к мнению адресата, чужая речь;
6) фразеологизмы и изречения;
7) окказионализмы.

В непрофильных классах можно организовать работу так, чтобы каждая группа исследовала текст по одному или нескольким направлениям.

Работа в группах (синтез)

На этом этапе происходит формирование трёх новых групп. В первую собираются те, кто курировал ответы на первый вопрос, во вторую и третью, соответственно, кураторы по второму и третьему вопросам. Ребята знакомятся с выводами и записями друг друга, отбирают главное, формируют итоговый ответ по своему вопросу в масштабах всего «Письма…» (10–12 пунктов), готовят выступление с наглядностью (опорный конспект, текстовая презентация и т.п.).

Выступления групп (обобщение)

Возможно, мы не услышим исчерпывающих ответов, но главное, что будет положено начало диалогу, поддерживающему связь времён. Теперешние старшеклассники имеют весьма туманные представления о недавнем прошлом нашей Родины. «Письмо вождям…» поможет им не только ощутить идеологическую атмосферу той эпохи, но и задуматься, почему же, несмотря на все демократические преобразования последних лет, выводы автора относительно социальной сферы, экологии, геополитики звучат по-прежнему современно. Вот, к примеру, один из них: “Руководить нашей страной должны соображения внутреннего, нравственного, здорового развития народа, освобождения женщин от каторги заработков, особенно от лома и лопаты, исправления школы, детского воспитания, спасения почвы, вод, всей русской природы, восстановления здоровых городов, освоения Северо-Востока…”

Домашнее задание. Творческое задание «Письмо руководителям России». Обязательное условие — ссылка на информацию, полученную в ходе работы с «Письмом вождям Советского Союза».