Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2010

Спецвыпуск
«Захар-Калита»

Миражи и явь Куликова поля

Урок по рассказу А.И. Солженицына «Захар-Ка­ли­та» проводится мною в седьмом классе. Обычно он изучается в более старших классах, но и ребята среднего звена достойны хорошей литературы, они уже в состоянии понять замысел автора, высказать свои соображения, иногда очень неожиданные. Предыдущий урок посвящён биографии А.И. Солженицына. Для Тульской области изучение «Захара-Калиты» важно ещё и потому, что это произведение является частью “регионального компонента”.

Ход урока

Вступительное слово. Сегодняшний урок — это первая встреча с творчеством А.И. Солженицына. Мы будем говорить о его рассказе «Захар-Калита». Невозможно понять это произведение, не зная исторических событий, которые упоминаются в рассказе. Поэтому сначала вспомним историю. Сделаем это, ответив на вопрос: Что вы думаете о названии рассказа — «Захар-Калита»? Кто такой Калита? Деда Дмитрия Донского Ивана называли Калита (кошелёк, мешок). Некоторые считали его жадным, потому что он понапрасну не тратил деньги. Но потом оказалось, что благодаря его сбережениям русские войска смогли подняться на Куликовскую битву. В Москве появилась при Дмитрии первая серебряная монета.

Из сообщения о митрополите Алексии: “По Божьей воле возвысится и Русь. Много испытаний на её долю выпало, сколько пожаров Москва претерпела. А сейчас и свою серебряную монету имеем, Кремль-крепость каменную возвели. Не потратил на пиры Дмитрий серебро деда, Ивана Калиты. Митрополит Алексий сохранил его, и обернулось серебро белым камнем Кремля”.

Справка для учителя. Мы обычно слушаем короткие сообщения учеников об исторических личностях, которые сыграли огромную роль в XIV веке для России: Сергий Радонежский, митрополит Алексий, Дмитрий Донской, Иван Калита. Но о них может рассказать и сам учитель. Основная мысль этих выступлений — только вместе, собрав военные, духовные, политические, экономические средства, можно победить серьёзного врага. Основная цель — показать единение русских воинов, князей, духовенства и простых людей.

Беседа с классом. Легко ли, по мнению автора, попасть на Куликово поле? Почему? Чтобы попасть на Куликово поле, оказывается, дороги должны “лечь”. Можно просто посетить это место, послушать экскурсовода, запомнить исторические факты. А можно открыть душу навстречу “безмолвному заповеднику” и чувствами “понять”, о чём он безмолвствует.

Давайте наметим план нашего разговора. О чём мы будем говорить? Просто называйте “объекты”, живые и неживые, детали, особенности, которые вас в рассказе заинтересовали, произвели впечатление.

  • Игла памятника.
  • Неземная церковь.
  • Две церкви.
  • Игра ударений в названиях.
  • Местные и чужие.
  • Смотритель Захар-Калита.
  • Варварство.
  • Связь современности с Куликовской битвой.

Тема урока — миражи и явь в рассказе. Она раскрывается с помощью любого из названных вами образов. Проверим? Возьмём, к примеру, первые три образа. Игла памятника то видна, то нет. Колдовство какое-то, ведь поле, а не горы. Кругом разруха, а церковь какая-то “неземная”. Как сохранилась такая сказочная красота? А при ближайшем рассмотрении оказывается, что купола просто ободрали. И она тоже совсем разрушенная, а не сказочная.

Из сочинения: “Всё, связанное с Куликовым полем, то ли быль, то ли небыль. Каждый выбирай для себя, что милее, чему хочешь верить, а чему нет. Вот и путешественники, поднимаясь вверх, видят иглу в небо, стержень Куликова поля, а опускаясь, теряют его из вида. Да и церковь рядом как из сказки мерещится: с «неземными» куполами, прозрачная, воздушная. Но есть и другая церковь, как «добрая крепость», построенная во имя Сергия Радонежского. И её уже не спутаешь с миражом, потому что сплочённость русского народа, его героизм, Сергий Радонежский — это не миф. Не мираж и то, что жесть с неземных куполов ободрали, жить-то надо, но церковь всё равно «невиданная», как душа русская”.

Все мы знаем, что в слове “Куликово” ударение падает на третий слог. Почему же местные жители переносят ударение, ставят его в разных местах?

• Они хотят показать свою значимость близостью именно к тому самому полю. А у соседей ударение другое, значит, они не имеют отношения к их Куликову полю.

• Моя прабабушка именовала это поле Ку́ликовым, потому что птиц называла ку́ликами.

Из сочинения: “Неопределённость хороша тем, что даёт работу сердцу и разуму. Вот и с названиями, оказывается, тоже путаница. Куликово или Куликово поле, Куликовка или Кулико́вка? У местных жителей нет однозначного мнения, да и зачем оно, если всё на свете не чёрное и белое, а разное, имеющее полутона”.

Значит ли это, что местные жители враждуют, хотят переманить на свою сторону гостей, чтобы насолить соседям? Нет, конечно. Это же всё миражи. Это как игра. Все они — патриоты Куликова поля. И даже чужаки, приехавшие понять ценность и магию этого места, становятся своими. Потому что все мы — русский народ, и Куликово поле нас объединяет.

А как же всем известное русское гостеприимство? И здесь много миражей?

• Местные жители очень ревниво относятся к своему Куликову полю. Это для них не история, не памятное место, это в крови, это их жизнь.

• Поэтому Захар так недобро принимает чужаков, только потом понимая, что не чужаки они вовсе. Ведь Солженицын, ощущая связь с тем, четырнадцатым веком, пишет: “И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами”.

• Потому что это мы — русские люди, это наша история, наша боль и победа ценою жизни. И это уже не “кажется маревом”.

Давайте обратимся к образу главного героя рассказа — Захару-Калите. Всё ли понятно в этом человеке? Если нет, задайте свои вопросы.

• Настоящий защитник или делать нечего? Любящий людей или одиночка? Законный смотритель или доброволец? Защищает памятник или втайне гордится тем, что на нём пишут? Пойдёт к министру или нет?

• “Смотритель” Куликова поля Захар — личность сложная. Иногда нелеп, даже смешон, но он — настоящий хранитель славы Куликова поля.

• Захар — не просто русский мужик, это гремучая смесь русской истории: длинная ситцевая рубаха (крестьянин!), армейский ремень с пятиконечной звездой, брюки “диагоналевые”, в сапоги заправленные (военный!), звёздочка октябрёнка (“Всё помню, ни от чего не отказываюсь”). Опять миражи.

• Солженицын, подчёркивая незаменимость Захара, называет его Калитой, как князя, проводя параллели со значимыми для России личностями. Захар — настоящий русский богатырь, потому что богат, но не деньгами, а памятью, своей нужностью, наконец, Книгой Отзывов.

• Нет, Захар — не князь и не богатырь! Он не богат, подумаешь, мешок. И Солженицын говорит, что “для богатыря был жидковат”.

• Нет, Захар — богатырь! Только не знает, как жить, “как будто все лёгшие на этом поле легли только вчера и были ему братья, свояки и сыновья”. И всё, что он может хранить, — книгу, ведь даже когда спал, то полу с книгой “не мял под животом, а выпростал рядом на траву”. И это настоящий Захар.

• Да, Захар — богатырь, всегда готов к защите, только измельчал из-за отсутствия конкретного врага. Ведь туристы — не враги, хоть и построже с ними надо быть. А для настоящего защитника нет борьбы — нет смысла жизни. Но он всегда на месте, даже ночью, потому что считает себя нужным только на Куликовом поле.

• Захар ругается на туристов, выгоняет из разрушенных храмов, но как-то не очень старается, создаёт мираж вокруг себя.

• Он даёт шанс людям хотя бы так оставить свое имя в истории.

• Ему лестно, что их выбор пал именно на Куликово поле. Вот он себя и ведёт хозяином, поднимая престиж святого для него места. Он же настоящий дипломат!

• Захар — это русский мужик с его вечной угрозой (кому только?) дойти до справедливого царя-батюшки, в данном случае — до министра культуры.

• Да никогда этого не случится! Автор сам говорит об этом: “Кричал нам в успокоение”. У Захара нет ни желания, ни возможности. Вот и олицетворяет он собой вечное русское ничегонеделанье и душевные муки. Так и мучиться ему всю свою жизнь.

• Может быть, правда в этом есть. Но не всё так безнадёжно. Для полноценной жизни у Захара всё есть: и душа живая, и цель, и смысл жизни, пусть не глобальный. Может быть, не хватает ему близких по духу людей. Не все его понимают. Но без таких людей не было бы и России. К сожалению, русские Захары встают во весь рост только в тяжёлые, опасные для Родины времена. Но и сейчас Захар очень нужен. Ведь он — “дух этого Поля, стерегущий, не покидавший его никогда”. И этот дух — не мираж, а реальность.

Итоги урока. Учитель читает стихотворение А.А. Ахматовой.

Меня влекут дороги
Подмосковья,
Как будто клад я закопала
там,
Клад этот называется
любовью,
И я его тебе сейчас отдам.
И в кронах лип столетняя
дремота
И Пушкин, Герцен. Что за
имена!
Мы близки от такого
поворота,
Где вся окрестность на века
видна.
А там дорога, где Донской
когда-то
Вёл рать свою в немыслимый
поход,
Где ветер помнит клики
супостата
И клич победы на крылах
несёт.

Домашнее задание. Написать сказку, рассказ, эссе на тему «Моё Куликово поле».