Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2010

Спецвыпуск
«Захар-Калита»

Урок-путешествие по рассказу А.И. Солженицына «Захар-Калита»

Эпиграфы к уроку

В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчёта,
ценностно-объединяющую роль играет искусство.
Одно слово правды весь мир перетянет.

А.И. Солженицын. Нобелевская лекция

Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году.
В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, всё можно было вызвать:
и костры, и конские тёмные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы.

А.И. Солженицын. «Захар-Калита»

Мы сам-друг над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
Над Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.

А.Блок. Из цикла «На поле Куликовом»

Для урока потребуются: порт­рет А.И. Солженицына, кар­та автомобильных дорог Центрального района России, репродукции изображения Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, картина М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», схема Куликовской битвы, тексты рассказа, «История государства Российского» Н.М. Карамзина.

Перед уроком учащиеся получили задания.

1. Из исторических источников подготовить сообщение о Куликовской битве.

2. Выучить наизусть стихотворение (по выбору) из цикла «На поле Куликовом» А.Блока.

3. Поработать со словарём, объяснить значение слов.

1) Басурман, ражий, брюки офицерские диагоналевые третьего срока.

2) Почему пишутся с прописной буквы слова Поле, Книга Отзывов, Смотритель, Дух, Четырнадцатый, Девятнадцатый.

Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке мы обратимся к истории России и совершим путешествие вместе с А.И. Солженицыным и героями его рассказа «Захар-Калита» на поле Куликово.

Статья опубликована при поддержке книжной типографии "Буки Веди". Компания предоставляет услуги типографии в Москве - корректор и редактор текста, верстка, дизайн обложки и блока, печать книг в твёрдом или мягком переплёте, а также печать в типографии каталогов и журналов, издательский пакет, издание монографий и многое другое. Индивидуальный подход к каждому клиенту, гарантия качества, доступные цены, помощь и консультирование. Узнать подробную информацию о типографии "Буки Веди", цены, контакты и рассчитать стоимость онлайн Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://bukivedi.com/.

В основе композиции рассказа — путешествие, дорога. У Солженицына много предшественников: дорога была композиционной основой многих произведений Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина.

Я приглашаю вас в замечательное путешествие. Обратимся к карте. Наш путь начнём от села Есеновичи до Москвы. От стен Кремля до поля Куликова. (Учитель по карте показывает путь.)

Работа с текстом. Вопросы классу. (Здесь и далее курсивом даны примерные ответы.)

• Теперь обратимся к тексту рассказа: “Друзья мои, вы просите рассказать из летнего велосипедного? Ну вот, если вам нескучно, послушайте о Поле Куликовом”. Что сулит читателю такое начало? (Автор готовит читателя к началу серьёзного разговора. Наверняка автор расскажет что-то увлекательное, что-то незабываемое, что произошло с ним во время этого путешествия.)

• О чём эта история? Куда привела дорога автора и куда он зовёт нас? (Дорога привела автора на поле Куликово, вместе с ним мы и совершим путешествие. Дорога зовёт в прошлое. Обращаясь к этому рассказу, то есть читая его, мы попадаем на Куликово поле, и автор как бы переносит наше настоящее время в тот далёкий 1380 год. Задача автора — помочь читателю почувствовать ту атмосферу, которая царила в XIV веке, что чувствовали тогда, когда шли на верную смерть.)

Слово учащихся, готовивших сообщение о Куликовской битве.

• В каком году написан рассказ? (В 1965 году.)

• Как сейчас можно добраться до Куликова поля? (“Да ведь туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдёшь не на каждой, хотя битва та по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому”.)

• Что нас настораживает, тревожит в этой фразе? (Нет дороги, кроется затаённая обида: такой дорогой ценой досталась победа в кровавой битве — ни указателя, ни значка на карте. Забыто много, забыты дороги. Разочаровывают нас первые страницы. Люди, приезжая отдыхать, всё разбрасывают, чувствуется какое-то пренебрежение к Куликову полю. Не берегут святыню. “Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий — битва материков”.)

Наше движение не только к Куликову полю, но и во времена Куликовской битвы. Учащиеся зачитывают отрывки из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Слово учителя. Обратимся ко второму эпиграфу урока. Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов. Итак, от стен Кремля мы с войском Дмитрия Донского подошли к обширному полю Куликову… ещё тепло днём, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и над полями поднимается сказочный запах. Голубеет небо, высоко над землёй плывут облака. И по краям поля выступают могучие сторожевые полки — леса. Словно солдаты в строю — в один рост, неколебимые. “Легенда переживет легенду. И из соседней деревни Ивановки старик рассказывает всё по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силён крестьянский Бог!» — и так-то побежал”, — читаем в рассказе.

Мелькают спицы велосипедных колёс. Вьётся тропка — вот впереди деревенька, вот лесок; от леса до леса, от маковки до маковки ведёт дорога. Как хорошо думается в пути, как легко читаются эти травяные строчки! И выступают из небытия лица, звучат голоса. Никуда это не ушло. Это здесь — в земле, в небе, в сверкающей на пригорке маковке, в нас, живущих на земле.

Работа с текстом. Вопросы классу.

• Какие сюжетные планы мы можем выявить в рассказе? (Можем выявить два плана. Внешний, событийный: поездка рассказчика на Куликово поле, знакомство со Смотрителем Захаром Дмитриевичем. Внутренний — погружение рассказчика в глубину истории, его размышления.)

• Какую роль выполняет сюжетный внутренний план? (Он выводит читателя на темы исторической памяти, осознания себя частью нации, живой души народа.)

• Какие основные проблемы высвечивает внутренний план? В чём причины беспамятства людей? (Проблемы исторической памяти, совести человека. Люди стали плохо относиться к памятникам истории. Туристы, местные жители оставляют после себя мусор, надписи в храме, на памятнике. И только Смотритель приводит в порядок окружающее пространство.)

• Как случилось, что на родной земле человек чувствует себя не рачительным хозяином, а временщиком, которому только бы успеть утащить? (В погоне за сиюминутным человек забывает о вечном. Надо постоянно ему об этом напоминать.)

• Почему человек, по-настоящему болеющий за свою землю, за её культурное и историческое наследие, системе не нужен? (На культуре и истории невозможно заработать огромных денег. Болея за свою землю, человек всё отдаёт ей, ничего не беря взамен. Сейчас таких людей мало, каждый думает о своей личной выгоде.)

Задание классу. Сопоставьте два отрывка. 1-й отрывок: “Просто это выпало нам так в тот день… и прошли как по священному безмолвному заповеднику”; 2-й отрывок: “Нам без помех думалось… чтоб только Русь встряхнулась от басурманов”.

• Почему “без помех думалось”?

• Почему именно в такую ночь, именно в это место привёл писатель своего читателя? (Думалось без помех, потому что ничего не изменилось на этом Куликовом поле. Так же всё и осталось: тот же Дон, та же Непрядва, впадающая в Дон. Поэтому, попадая на это поле, попадаешь в ту атмосферу, которая царила в 1380 году. Именно в такую ночь с 7 на 8 сентября собралось русское войско, сильное, уверенное в своей победе. И каждый знал, что 9 из 10 погибнет в предстоящей схватке. Но всё равно настроение было приподнятое, это было общее настроение. Путешественники, а вместе с ними и мы, можем видеть и чувствовать то же самое.)

Слово учителя. Перемещение во времени и пространстве — эта способность литературного произведения перенести нас в прошлое, в места, где мы никогда не были, открылась нам, когда изучали «Слово о полку Игореве». Это приём ретроспекции — один из способов композиционного воплощения замысла автора. “…Вдыхай дикий воздух. Оглядывайся и видь! — как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга, как монгольская конница… гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона. И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами”.

Работа с текстом. Задания классу.

• Найдите описание Смотрителя. Героев каких произведений он напоминает?

• Каково отношение к Захару Дмитриевичу, меняется ли оно по ходу разговора? (Представление о Захаре у приезжих вначале складывается как о пьянице. Он не охраняет Поле, а просто это его случайный заработок, и ему наплевать на то, что творится там. Но затем постепенно отношение к Смотрителю меняется. Мы видим, что он многое знает о Куликовской битве, следит, чтобы туристы не оставляли надписи. Дотошно расспрашивает каждого путешественника о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Когда он говорит о разорении, то выражение его лица меняется. Он не умеет скрывать свои чувства. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле. Сторожит его день и ночь.)

• Как относится Захар Дмитриевич к посетителям? К памятнику? (В начале с недоверием. Старается понять цель их путешествия, отношение к истории России. Если видит, что туристы с уважением и интересом отзываются о Куликовской битве и её героях, становится доброжелательным. Памятник для него святыня. Хочет, чтобы все поняли ценность событий, происходивших здесь в XIV веке.)

• Что меняется с появлением на поле Куликовом Смотрителя? (Становится больше порядка. Появляется уважение.)

• Какая нужна власть, чтоб не царапать памятник, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор? (Не надо никакой власти, только власть совести.)

Чтение учащимися стихотворений из цикла А.Блока «На поле Куликовом».

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему: «Какое значение для современного россиянина имеет историческое прошлое Родины?»