Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2010

Есть идея!

Вера Белкина из Новосибирска делится с читателями «Литературы» идеей о том, как можно быстро и интересно организовать повторение на первом уроке после долгого перерыва (например, каникул). Дана ситуация: биография и лирика Лермонтова изучены в мае, а с сентября нужно говорить о «Герое нашего времени». Как же вспомнить и обобщить то, что уже известно о Лермонтове, — и не потерять живой нерв разговора? Задание придумалось такое: взять фамилию “Лермонтов” и от каждой буквы построить предложение или словосочетание, в котором говорилось бы о биографии (по принципу акростиха). Свой вариант записать в тетради; потом — зачитывание и коллективное обсуждение.

Интересное повторение

“Конечно, — пишет В.Белкина, — просмотрев после урока тетради, стихотворных шедевров я не обнаружила. Да и времени для них было мало. Но сама идея оказалась очень эффективной в том плане, что заставила напрячься даже самых беспомощных бездельников: были варианты всего с одной-двумя строчками — Тарханы... Роман «Герой нашего времени»... На 15 лет младше Пушкина... 

Интересно было отметить, что путями шли самыми разными. Кто-то, например, просто открыл оглавление сборника стихотворений: «Листок», «Еврейская мелодия», «Родина», «Молитва», «Отчего», «Небо и звёзды», «Три пальмы», «Оправдание», «Валерик».

Кто-то пытался создать связный текст.

Лермонтовская судьба складывалась драматически.

Его бабушка была властной, хотя внука любила.

Раннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Мать умерла, когда сыну было всего три года.

Он рос очень влюбчивым и самокритичным.

Написав стихотворение, посвящённое смерти Пушкина, обрёл известность.

Творческий путь был недолгим.

Одиночество — вот что мучило Лермонтова всю жизнь.

Выстрел Мартынова поставил фатальную точку.

А на доске в ходе урока у нас получилось следующее.

Лирика — основная часть творческого наследия Лермонтова.

Елизавета Алексеевна Арсеньева — бабушка Лермонтова, его воспитавшая.

Романтизм — литературное направление, ярким представителем которого был Лермонтов.

Мама Лермонтова умерла, когда ему было три года.

Отец Лермонтова почти не встречался с сыном.

Необыкновенные, глубокие, грустные глаза Лермонтова запомнились современникам.

Тарханы — место, где рос Лермонтов и где он похоронен.

Одиночество — главный мотив творчества Лермонтова.

«Выхожу один я на дорогу…» — одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Понятно, что этот усреднённо-учебный вариант меркнет перед живой непосредственностью (пусть даже с пропусками или ошибками), но, независимо от того, что осталось в каждой тетрадке, задача урока — восстановить в памяти то, о чём шла речь три с лишним месяца назад, — была выполнена с лёгкостью”.

Интересно, что почти одновременно с письмом В.Белкиной мы получили материал на конкурс по произведениям А.И. Солженицына, где схожий приём был применён Татьяной Поповой из г. Вихоревка Иркутской области: “Рассказ на тему «жизнь и судьба» заменяю экспресс-формой, побуждающей ребят самостоятельно искать ключ к великой судьбе… в фамилии автора. Дома они формулируют фразы, отражающие главные события биографии, причём начинаться эти фразы должны с согласных букв, образующих фамилию. Таким образом, сколько согласных букв, столько ключевых моментов судьбы.

С 1942 по 1945 год воевал на фронтах Великой Отечественной.

Лишён свободы на 8 лет из-за обнаруженной в переписке критики Сталина.

Жизнь на волоске в возрасте 35 лет.

«Новый мир» в 1962 году опубликовал рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший автора знаменитым.

Цюрих — город, с которого в 1974 году началась эмиграция писателя, лишённого советского гражданства.

Нобелевская премия, присуждённая в 1970 году.

Приём не бесспорный, однако достаточно эффективный в плане развития мыслительных и творческих способностей, при этом процесс знакомства с биографией обретает личностную значимость. Варианты, предлагаемые учениками, могут различаться как по сути, так и по форме. Обсуждение станет хорошим началом разговора о различии человеческих мнений вообще и способов их выражения в частности”.