Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2010

Курс молодого словесника

Как сделать компьютерную презентацию эффективной?

Нерешённые вопросы

В последнее время всё большее распространение получают уроки с использованием компьютерной презентации (КП). При грамотном её включении в традиционный урок уровень школьного занятия качественно меняется.

Электронная презентация активно влияет на визуальное мышление школьников, напрямую связанное с процессами запоминания. Очевидно, что, подкрепляя информацию, воспринимаемую на слух, зрительными образами, мы интенсивнее воздействуем на процессы долговременной памяти учащихся. Сравните:

Тип сообщения Процент воспроизведения
информации через 3 часа
Процент воспроизведения
информации через 3 дня
Только рассказ 70% 10%
Только показ 72% 20%
Рассказ и показ 85% 65%

Однако “неграмотное” использование КП может мешать процессу обучения. Как показывает анализ открытых уроков и презентаций, размещённых в Интернете, большинство педагогов не учитывает, например, что включение КП в урок резко перестраивает процессы восприятия материала. Часто учитель, желая дать учащимся как можно больше информации, выносит на слайд слишком много текстового материала. Особенности чтения текста с большого расстояния при этом не учитываются. Дополняя такой слайд параллельным объяснением, учитель перегружает восприятие учащихся: ученики вынуждены одновременно читать один текст и слушать другой. В результате дезорганизуется и без того подвижное внимание подростков.

Подчас, увлекаясь ИКТ, учителя забывают о традиционных дидактических материалах. Так, КП используется для демонстрации одной-двух достаточно простых схем или формул, которые можно легко написать на доске. Такая — традиционная — запись является не меньшим средством привлечения и организации внимания учащихся, чем “мигание” компьютерных слайдов. Иногда на слайде предлагается развёрнутый текст для списывания и решения орфографических и пунктуационных задач, что методически неверно: количество непроизвольных ошибок при выполнении такого упражнения больше, чем при работе с раздаточным материалом или учебником.

Дизайн презентации играет первостепенную роль и напрямую определяет степень понимания и усвоения материала. Создание дидактического слайда, таким образом, требует от учителя не только компьютерной грамотности и знания предметного материала, но и продумывания цвета, размера, количества элементов на слайде, общего композиционного решения. Однако часто учителя либо вообще не учитывают элементарные требования дизайна, увлекаясь многообразием возможностей, предоставляемых компьютерной программой, либо полагаются на личные предпочтения в выборе цветовых и пространственных соотношений элементов.

Кроме того, часто игнорируются технические моменты, без которых использование КП на уроке не может быть эффективным:

  • сколько слайдов и за какой промежуток времени оптимально может быть продемонстрировано учащимся;
  • как переключить внимание учеников с презентации на собственное объяснение при выключении компьютера;
  • где в кабинете поставить экран и проектор, чтобы оборудование не мешало передвижению учителя и учащихся во время урока;
  • кто будет переключать слайды.

Таким образом, перед учителем, решившим провести урок-презентацию, встаёт ряд вопросов, от которых зависит результат обучения: целесо­образность и оптимальность выбора КП среди других средств наглядности, грамотное создание и использование КП, правильная организация работы и учебного пространства. Самостоятельная разработка и создание КП требуют (при всём удобстве и быстроте работы с компьютерными программами) большого количества времени для поиска качественных наглядных материалов, для “перевода” привычного учебного материала в форму, эффективную для зрительного восприятия, для разработки дизайна презентации в соответствии с существующей концепцией урока (что особенно важно для уроков литературы). По качеству представляемой учителем презентации можно судить о глубине знания им своего предмета, уровне методической грамотности и наличии эстетического вкуса.

Разработка презентации

Сначала учитель разрабатывает концепцию и конспект урока и лишь потом составляет к нему компьютерную презентацию. Использование на уроке дидактической презентации не заменяет активного взаимодействия учителя и учащихся, а сопровождает его. Поэтому важно, чтобы работа с презентацией была органично “вписана” в урок. Для этого при разработке КП к учебному занятию нужно учитывать:

1) цель, которую ставит учитель, организуя работу посредством конкретных слайдов, и применяемые при этом формы организации познавательной деятельности учащихся;

2) общие требования, предъявляемые к дидактическим пособиям, а также к наглядным материалам, предназначенным для восприятия с большого расстояния (3–5 м);

3) возрастные, а также индивидуальные перцепционные особенности учащихся;

4) содержательную наполненность конкретного слайда и предполагаемое время его демонстрации учащимся.

С помощью дидактических презентаций могут быть продемонстрированы следующие материалы:
— текстовые и организационные схемы;
— рисунки, иллюстрации, фотографии;
— таблицы, диаграммы;
— аудиоматериалы;
— видеоматериалы.

Обратимся к общим принципам создания слайдов в дидактической презентации.

1. Каждый слайд должен содержать один информационный блок.

КП может состоять из неограниченного числа слайдов (в отличие, например, от такого вида наглядных материалов, как дидактические плакаты, число которых ограничивается пространством кабинета). При этом демонстрируемый слайд находится перед глазами слушателей определённое (ограниченное) время и воспринимается как единый зрительный образ, остающийся в памяти. Поэтому нецелесообразно размещать на компьютерном слайде одновременно несколько информационных блоков, если они не сопоставляются между собой. Это требование касается как текстового материала, так и зрительного. Нарушение данного правила приводит к тому, что внимание учащихся рассеивается: пока учитель объясняет первый блок, ученики непроизвольно начинают читать следующий, так как “картинка” сильнее держит внимание, чем информация, воспринимаемая на слух.

2. Фразы на слайде должны быть оптимально краткими и пониматься однозначно.

Особенности восприятия текстовой информации, демонстрируемой с расстояния 30–40 см (например, чтение учебника, книги), и текстовой информации, представляемой на экране с расстояния 3–5 м, различны. Текст, который читается с большого расстояния, требует большей концентрации внимания. Текстовый слайд поэтому должен строиться по так называемому “принципу шести”: на слайде — не более шести строк, количество слов в одной строке не превышает пяти-шести. В этом случае учащиеся успевают слушать объяснение учителя, параллельно прочитывать слайд и не испытывают при этом перебивов в распределении перцепционного внимания (слухового/зрительного). Если текста на слайде много, то ученики либо всецело переключаются с объяснения учителя на наглядность и урывками воспринимают слуховую информацию, либо бросают читать слайд на полдороге — просто потому, что это физически трудно. В результате и в том, и в другом случае слайд, переполненный текстовой информацией, рассеивает внимание учеников и эффективного восприятия учебного материала не происходит. Поэтому при разработке КП текстовой материал необходимо переработать: для вынесения на слайд нужно отобрать только основную (ключевую) информацию, отбросив второстепенную, и тщательно сформулировать фразы. Целесообразнее преобразовать текст как последовательность законченных предложений в текстовую схему, состоящую из графически организованных, однозначно понимаемых словосочетаний. Чем меньше слов на слайде, тем быстрее он воспринимается и запоминается.

3. Дизайн слайда должен соответствовать требованию качественного представления дидактического материала (текстового, изобразительного, схематического), который демонстрируется с большого расстояния.

Очень часто текст, представленный на слайде, является нечитабельным вследствие дизайнерских ошибок, допущенных автором презентации (выбран слишком мелкий шрифт; не соблюдено необходимое расстояние между строками; цвет букв и цвет фона недостаточно контрастны и др.). Фотографии, портреты, иллюстрации, представленные в маленьком формате или в некачественном изображении, теряют свою силу. Слишком тонкие/толстые или слишком яркие стрелки перетягивают внимание от содержания схемы на её форму.

Текстовые слайды должны хорошо читаться с самой дальней точки аудитории (это относится и к подписям под иллюстрациями). Все формальные характеристики представления дидактического материала (цвет, размер, количество элементов на слайде, композиционное решение всего пособия в целом) должны способствовать наиболее быстрому и устойчивому восприятию и запоминанию содержания, иначе КП перестаёт выполнять своё первоначальное предназначение.

Следует помнить, что презентация на экране монитора смотрится всегда ярче и контрастнее, чем на большом экране в освещённой аудитории. Иногда мультимедийный проектор не только рассеивает цвета, но и искривляет их (это зависит от настройки оборудования). Поэтому обязательно после того как презентация выполнена, необходимо проверить, как она будет восприниматься в той аудитории, где проводятся занятия.

4. Все слайды, составляющие одну презентацию или тематический цикл презентаций, в оформлении должны подчиняться принципу единообразия.

Данное требование касается выбора фона, размера и вида шрифта, цветового решения текстовых и графических элементов для ряда слайдов, скреплённых одной темой. Иногда учитель в стремлении привлечь внимание учащихся к учебному материалу делает слайды излишне пёстрыми или выбирает разные цвета для сменяющих друг друга слайдов. При разработке концепции всей дидактической презентации нужно помнить, что явная композиционная и цветовая разнородность отдельных слайдов (в случае, если она не отражает логику учебного материала) влечёт большую затрату времени на восприятие и приводит к неустойчивости формируемых зрительных образов, вредит качественному усвоению учебного материала.

Выбор шрифта

1. На всех слайдах презентации необходимо применять один и тот же шрифт (по названию), используя для выделения курсив, полужирный и подчёркнутый шрифты. При этом подчёркнутый или полужирный шрифт используется для выделения заголовков или ключевых слов. Курсив (не полужирный) — для оформления комментариев, второстепенной информации. Здесь мы следуем устойчивым стереотипам, перенятым из оформления текста на бумажных носителях.

2. Размер шрифта для основного текста должен быть не менее 24 кегля (для отдельных подписей, комментариев можно использовать 22, 20 кегли). При этом нужно иметь в виду, что у разных по названию шрифтов один и тот же кегль выглядит по-разному.

3. При выборе шрифта следует учитывать особенности восприятия шрифтов различного типа. Различают шрифты с засечками, рубленые и витиеватые шрифты (неполная классификация).

Сравните:


Особенность шрифтов с засечками — наличие засечек на концах штрихов. Они хорошо подходят для набора больших массивов текста: буквы практически соединяются между собой, и слова начинают восприниматься как единое целое, что значительно ускоряет процесс восприятия.

Рубленые шрифты характеризуются чёткими очертаниями символов, без засечек на концах штрихов. Традиционное применение рубленых шрифтов — заголовки: чётко вычерченные надписи бросаются в глаза и хорошо заметны на большом расстоянии. Но большие текстовые блоки, набранные рубленым шрифтом, читаются хуже, чем текст, набранный шрифтом с засечками.

Витиеватые (фантазийные) шрифты, характеризующиеся причудливыми очертаниями и изысканными формами, плохо читаются с большого расстояния. Поэтому в случае их использования на дидактической презентации по литературе (с целью, например, “передать дух эпохи”, “мироощущение поэта” и т.д.) необходимо следить, чтобы текстовые блоки не были большими, а также выбирать больший размер (кегль) символов.

4. На слайде лучше использовать как строчные, так и прописные буквы, это улучшает восприятие. Но прописных букв не должно быть очень много.

Фон — текст (выбор цвета)

1. При выборе соотношения цветов фона и текста стоит придерживаться принципа контрастности: текст и фон должны быть контрастны по цвету и степени насыщенности выбираемых оттенков. Иначе может получиться так, что слайд в освещённой аудитории просто не будет читаться.

2. В выборе цветового соотношения фон — текст возможны два варианта: а) светлый фон — тёмный текст; б) тёмный/яркий (насыщенный) фон — светлый текст.

Не углубляясь в психологические вопросы восприятия цвета, отметим, однако, что информация в этих двух вариантах воспринимается по-разному. Поэтому полагаться только на личные цветовые предпочтения при создании презентации нельзя. Установлено, что при втором варианте (тёмный/яркий фон — светлый текст) информация воспринимается медленнее и чтение быстрее утомляет, хотя слайд смотрится “наряднее”. Поэтому для слайдов по литературе при изучении теоретического материала и по русскому языку при изучении грамматики и правописания лучше использовать первый вариант (светлый фон — тёмный текст), так как в этом случае важны скорость восприятия слайда и степень целостности и устойчивости зрительного образа. При этом для текста необходимо использовать чистые цвета, тёмные и насыщенные: чёрный, тёмно-красный, тёмно-синий, тёмно-зелёный (а не оранжевый, светло-коричневый и др., которые недостаточно контрастны), а для фона — белый и пастельные, соответствующие оттенку текста. В презентациях для уроков литературы или развития речи по русскому языку цветной фон вполне уместен, но он должен выбираться в зависимости от содержания учебного материала и тех целей, которые ставит учитель к данному уроку.

Если в аудитории слишком яркое освещение (солнце в окна), можно использовать вариант чёрный текст на белом фоне, который читается при любом освещении, при этом для выделения используйте красный цвет.

3. При разработке цветового решения КП в целом нужно помнить, что на слайдах должно быть задействовано не более трёх-четырёх цветов (при этом цвет фона также учитывается), иначе наглядное пособие будет выглядеть аляповатым, что рассеивает внимание и мешает восприятию.

4. При выборе фона для дидактической презентации нужно помнить, что фон — это тоже знак, несущий определённую информацию, и поэтому его выбор должен осуществляться исходя из содержания учебного материала, а не из личных предпочтений автора.

Иногда в качестве фона используется рисунок или фотография. Данный вариант интересен в плане оформления, но необходимо учитывать, что, во-первых, фотография или рисунок в качестве фона отвлекают внимание и снижают эффективность усвоения материала, во-вторых, трудно подобрать цвет текста, который читался бы на фоне рисунка. Поэтому в случае необходимости использования фотографии (рисунка) в качестве фона нужно выбирать иллюстрации без большого количества мелких деталей и многообразия оттенков цвета. Возможно, потребуется такую иллюстрацию обработать (осветлить, размыть или уменьшить насыщенность красок). В качестве фона лучше не использовать портреты людей и сакральные образы (из этических соображений).

“Картинки” и спецэффекты

У учителя сегодня есть все возможности подобрать необходимые иллюстрации для КП. При этом нужно следить, чтобы они были хорошего качества и не деформировались при “растягивании” на весь экран. Под любой иллюстрацией необходимо размещать подпись, в которой бы указывались фамилия, имя, отчество изображённого на ней либо название и автор работы, а также время создания портрета или фотографии.

Вариант слайда «картинка, обтекаемая текстом», не очень эффективен в плане методики преподавания предметов гуманитарного цикла. Целесообразней размещать на слайде только иллюстрацию и подписи к ней (возможно, основные даты, ключевые слова), а вся текстовая информация должна восприниматься учащимися на слух (развитие слушания, одного из видов речевой деятельности, входит в задачу уроков гуманитарного цикла).

Как показывает анализ, второй по частотности ошибкой презентаций (после “обилия текста” на слайдах) является наличие в них большого объёма нефункциональной анимации и посторонних звуков (побуквенное “вылетание” текста, мигание или круговорот картинок, сопровождающиеся “звуком пишущей машинки”, движущиеся анимационные картинки и т.д.), которые удерживают внимание учащихся на бессмысленном передвижении объектов и, как следствие, отвлекают от дидактических задач урока. Нужно помнить, что анимация должна использоваться по минимуму и только в том случае, если она несёт функциональную нагрузку.

И ещё несколько советов

Презентация может стать основой урока и продолжаться в течение всего занятия, а может составлять лишь его часть. В последнем случае необходимо чётко продумать время показа презентации, цель её использования и задания, определяющие работу с конкретными слайдами (презентация не должна выступать модным “фоном” урока). В любом случае урок или выступление учителя не должны начинаться и заканчиваться презентацией. Слушателям необходимо видеть и воспринимать говорящего, а потом уже переключаться на “яркую картинку”.

Если на протяжении какого-то времени урока презентация не нужна, можно использовать так называемый пустой слайд (с фоном, который является основным для всей презентации): внимание учащихся в этом случае будет направлено на учителя, а не на светящийся экран.

Следует также помнить, что:

1) уроки-презентации не должны быть бессистемными и одиночными;

2) презентация не должна дублировать учебник и объяснение учителя;

3) учитель или ученик, выступающий с презентацией, не должны быть привязаны к компьютеру: взаимодействие должно осуществляться на уровне человек–человек, а не человек–машина.

Компьютерная презентация — это лишь средство обучения, а не самоцель. Она позволяет сделать урок красивым, активизировать внимание и восприятие учащихся, сформировать устойчивые зрительные образы. Но учителю при разработке урока и презентации к нему важно задавать себе вопрос: “Что даёт использование компьютерной презентации на данном конкретном уроке? Что она привносит такого, чего нельзя добиться другими средствами?” И если внятных ответов на эти вопросы нет, то презентация на этом уроке не нужна.