Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2009

Курсы повышения квалификации
Педагогический университет «Первое сентября»

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы

 

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18 Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
20 Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
21 Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
22 Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы.
24 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г.

Лекция № 8.

Технология межпредметной деятельности
в 8–11-х классах: история и литература

 

В последние годы, как мы знаем, остро стоит проблема снижения качества гуманитарного образования. Учителя истории так же, как и мы, борются против некачественных учебников, ищут пути совершенствования предметных программ при малом количестве часов, выступают против ЕГЭ… Особенно непроста ситуация в старшем звене: школы переходят на профильное обучение, и в современном мире для выпускника приоритетными становятся в основном точные дисциплины.

Коллектив кафедры культурологии Экономико-математического лицея № 29 города Ижевска разрабатывает и в течение последних лет успешно осваивает форму межпредметных семинаров (МС) для 9–11-х классов, объединяющих несколько предметов гуманитарного цикла: историю, литературу и мировую художественную культуру (МХК). Эта форма как раз позволила нам поддержать качество гуманитарного образования, так как она развивает у учащихся целостное представление о взаимосвязи историко-культурных процессов, об особенностях диалектики культуры через учебные дискуссии и диалоги.

Какие задачи позволяет решить межпредметный семинар?

• Обеспечивает эффективное усвоение учащимися содержания курсов истории, литературы, мировой художественной культуры.
• Позволяет комплексно формировать обще­учебные и предметные умения и навыки и успешно применять их.
• Воспитывает творческую, высококультурную личность.
• Обеспечивает успешную социальную адаптацию личности школьника.

Межпредметные семинары могут быть частью любой программы по истории и литературе при отсутствии в школе предмета МХК: они ни в коей мере не противоречат содержанию учебных дисциплин и основным государственным требованиям. Наоборот, на основе интегративного и культурологического подходов к организации учебной деятельности старшеклассников в рамках гуманитарных дисциплин у них формируется единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке. Оно же, как показал опыт, меняет отношение учащихся к общим гуманистическим ценностям, которые составляют духовную основу любой нации.

Кроме того, форма межпредметного семинара определила новый уровень отношений между учащимися и учителями, выразившийся:

• в проявлении активной позиции ученика через полилог;
• в поиске учителями новых технологий организации учебной деятельности.

Ученик и учитель в подобном взаимодействии выступают как личности: изучение материала через совместные методы и приёмы организации урочного и внеурочного пространства в системе делает их соучастниками общего историко-культурного процесса.

В выборе тем МС мы основывались на широких программных темах по истории, которые охватывают большой промежуток исторического времени и отражены в литературных произведениях. Поскольку в старших классах изучаемые исторические периоды не совпадают с теми, что рассматриваются на литературе, то МС как раз позволяют систематизировать знания учащихся по гуманитарным дисциплинам, попутно решая задачи на повторение и, по необходимости, подготовки к экзаменам.

Общая подготовка учеников к семинару

1. Самостоятельное чтение указанной литературы и систематизация материала, в течение 1–1,5 месяца.
2. Консультации учителя по возникшим у учеников вопросам.
3. Контроль учителя за подготовкой учащихся к семинару: промежуточный и итоговый, за неделю до семинара.

Семинары обычно рассчитаны на 4–5 часов урочного времени, однако не обязательно проводить занятие непрерывно, расписание уроков не позволяет решить эту задачу. Семинар проводится в два-три этапа за счёт времени уроков литературы, истории, МХК (если есть) в последнюю или первую неделю четверти или семестра. Количество семинаров в год — 3–4. Основной метод работы на семинаре — групповой. Перед первым этапом подготовки к МС ученики знакомятся с информационным листом, где указаны основные требования и общие задания.

Приведём план к первому семинару в 9-м классе «Россия 1812 года в историческом и художественном осмыслении».

I. Прочитать и изучить: … (учитель указывает источники, художественные тексты…).
II. Основные направления: … (темы, по которым будут работать группы на семинаре, например: Мнения, впечатления иностранцев о России в 1812 г.).
III. Вопросы и задания для предварительной работы с источниками: … (пример см. ниже).

Основные
направления
Источники:
автор, выходные данные
Основные
тезисы
Примеры факты, аргументы Собственный комментарий
по теме на основе
тезисов
Роль Александра I
и Наполеона
       
Иностранцы
о России 1812 г.
       

Подготовка к семинару требует от учащихся самодисциплины. Ученики с 9-го класса учатся планировать свою внеурочную деятельность: распределять объём необходимой для чтения литературы по срокам, уметь соотносить время подготовки к семинару со временем подготовки к основным учебным предметам и временем досуга. Это как раз те навыки и умения, которые необходимы им при учёбе в вузе.

Кроме того, при подготовке к семинару ученики самостоятельно на практике применяют приобретённые ранее умения и навыки, в частности умение работать с различными типами источников и оформлять информацию. Конспектирование статей, документов в этом случае не является продуктивной формой записи, необходима именно систематизация информации из нескольких источников. К первому семинару в 9-м классе ученикам необходимо изучить около двадцати различных текстов (статей, документов, художественных произведений), поэтому им предлагается формулировать тезисы по основным направлениям темы семинара и оформить материал в виде таблицы. Пример см. внизу стр.

Уже со второго семинара ученики сами выбирают форму для ведения записей, а также получают индивидуальные консультации по оформлению записей. Помимо таблиц это могут быть и схемы-тезисы, и тезисные планы, и комбинированные формы.

В ходе подготовки к семинару развивается и такой навык, как различные способы чтения информации: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на отбор необходимой информации, аналитический (детальное изучение, сопоставление отрывков, эпизодов, блоков) и др. Практическое применение этого навыка сопровождается другим — умением комментировать, или работать в жанре “заметки на полях”.

Готовясь к семинару, ученики не знают ни вопросов, ни заданий, кроме общих указаний: найти, выделить, оформить, выписать, их задача — изучить предложенную литературу. Только к первому семинару в 9-м классе (тему см. выше), помимо образца таблицы, на информационном листе подробно указываются основные направления работы, вопросы и задания для предварительной работы с источниками, так как семинар носит обучающий характер. Для следующих МС содержание информационных листов кратко, без рекомендаций по подготовке.

Во время индивидуальных консультаций учитель не только помогает ученику, отвечая на его вопросы, но и осуществляет промежуточный контроль: что читает ученик, как ведёт записи. Однако уже в 10-м классе потребность в промежуточном контроле исчезает, так как ученики овладевают всеми необходимыми навыками самостоятельной подготовки к семинару; осуществляется только итоговый контроль за неделю до семинара с целью узнать общее состояние подготовленности класса. Обычно ученикам предлагаются вопросы к содержанию источников, например: “Какие ценности, преимущества, характерные особенности российской цивилизации, по мысли Герцена и Чаадаева, являются основополагающими для дальнейшего развития России?” (семинар в 10-м классе «Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов»). Можно сделать и так: в начале семинара проводится блиц-опрос на знание содержания источников, но в ответах предполагаются “подсказки” к заданиям семинара, чтобы ученики использовали их во время работы на МС.

Овладев самостоятельно определёнными знаниями по теме семинара, ученики приходят на занятия, чтобы применить их практически при выполнении различных заданий: от исследовательских до творческих, и здесь уже реализуются иные навыки.

Одно из обязательных заданий на семинаре — сформулировать продуктивный (проблемный) вопрос (см. Лекцию № 5): к информации на карточке, к выступающему с сообщением, в ходе полемики “противнику” и др. Например, вот задание к семинару «Портрет российского общества в один из переломных периодов его развития в творчестве Н.Некрасова, Л.Толстого и художников-передвижников»: прочитайте стихотворения Н.Некрасова: «Памяти Добролюбова», «Пророк», «Поэт и гражданин», «Элегия» (1874) и сформулируйте вопросы к текстам так, чтобы они определяли социально-нравственную и гражданскую позицию поэта. Примеры: 1) Какое из выдвигаемых Некрасовым требований к личности общественного деятеля он считал главным и почему? 2) Почему вопрос о положении народов в «Элегии» соотносится с определением роли поэта в обществе?

Задание самостоятельно сформулировать разные типы вопросов используется и на контрольных работах. В частности, после семинара в 9-м классе «Россия 1812…» с целью проверить умение учеников выделять основную информацию в тексте, обращать внимание на детали, устанавливать связи между деталями и формулировать суждения учитель даёт домашнее задание: прочитать самостоятельно роман М.Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» и составить по два проблемных вопроса к теме войны и образу Наполеона в романе, сопровождая их краткими ответами с обязательным включением цитат. Например: 1) Каким образом в своём романе М.Загоскин противостоит мнению о России как о стране варваров? 2) Какие сильные и слабые стороны натуры Наполеона отразил М.Загоскин в характеристике образа императора?

В результате того, что ученики владеют навыком формулировать вопросы, на межпредметном семинаре они без затруднений выполняют различного типа задания на сопоставление информации историко-культурного и историко-литературного плана, успешное решение которых и позволяет им участвовать в дискуссии. Основные виды заданий направлены на то, чтобы ученики смогли выполнить различные операции с текстом.

1. Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом, то есть:

— сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— отделить основные мысли от второстепенных и выявить главную;
— определить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— сделать выводы из сформулированных в тексте положений.

2. Осмыслить содержание текста:

— связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников (домашнее чтение);
— оценить утверждения, сделанные в предлагаемом тексте, исходя из знаний по истории, литературе, мировой художественной культуре.

3. Применять общеучебные умения и навыки:

— вести поиск информации во всевозможных информационных “местах”: в тексте, в вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях, в иллюстрациях, в схемах, в картах, таблицах;
— помимо умения задавать различные вопросы, уметь переформулировать вопрос, изменить его форму и в соответствии с вопросом отобрать ту информацию, которая может понадобиться.

При формулировке заданий к различным блокам (основных блоков три: исторический, литературный, по искусству) обязательно соблюдается принцип интегративности, чтобы ученики постоянно искали связи между культурными и историческими явлениями. Например:

Задания к блоку «Художественное осмысление образа войны» (первый МС в 9-м классе):

1. Прочитайте стихотворение К.Батюшкова «К Дашкову». Определите, какие художественные детали создают образ войны и какие чувства автора в этом образе выражены? Обратите особое внимание на метафору “неба мстительного кары” и попытайтесь определить философский её смысл. Подумайте, с какой целью в конце стихотворения поэт вводит исторический образ Москвы.

2. Прочитайте фрагменты из романа Л.Толстого «Война и мир». Сформулируйте вопросы на сопоставление точек зрения на войну Толстого и Батюшкова. В соответствии с вопросом отберите необходимую информацию, обратив внимание на тот факт, что поэт был участником событий, а Толстой жил десятилетия спустя.

а) “Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершили друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления”.

б) “Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие… Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью” (Л.Толстой. «Война и мир»).

Работа на МС заканчивается обязательным обобщающим заданием, которое должно объединить информацию нескольких блоков. Например, задание к первому МС в 9-м классе (к историческому и литературному блоку): определите, в чём отличие взглядов на войну 1812 года художников от оценок историков.

Объявляя вопрос для обобщения информации, полученной в ходе исследовательской работы, учитель просит учеников подумать над её письменным оформлением (подразумеваются известные ученикам на момент урока формы: таблица, схема, схема-тезис, справка в энциклопедию или учебник и др.). Предъявляются следующие критерии оценивания: умение выделить в информации главное, рациональный способ записи информации, точность формулировок, терминологическая (историческая и литературоведческая) грамотность, умение в сжатой форме отразить весь объём информации.

Критерии оценивания всех видов заданий как на семинаре, так и на любом уроке являются важнейшей составляющей в учебном процессе. С начальной школы у учеников в лицее развивается умение оценивать свои работы. В среднем и старшем звене, составляя задание, учитель формулирует критерии, по которым будет оценивать работу, а школьники, ориентируясь на подобные критерии, учатся не только правильно выполнять тот или иной вид заданий, но и оценивать ответы одноклассников.

Общая модель межпредметного семинара

1-й этап. Знакомство с направлениями, определяющими содержание темы семинара, постановка или обнаружение проблем(ы), отбор необходимой информации из источников домашнего чтения и представление информации различными способами: сообщение групп, вопрос-ответ между группами, блиц-опрос, ролевая игра и др.

2-й этап. Обобщение: формулирование вопросов к полученной в ходе представления информации 1-го блока и запись тезисов.

3-й этап. Изучение новой информации, предлагаемой в виде фрагментов исторических документов, научных статей и т.п., обсуждение обнаруженных проблем, анализ проблемы, дискуссия в группе и между группами, формулирование выводов.

4-й этап. Формулирование проблемы по результатам выводов, изучение новой информации (эпизоды художественных произведений, иллюстративный материал и др.), соотнесение её с информацией второго блока, отбор необходимой информации, обмен оценочными суждениями — диалог.

5-й этап. Обобщение: формулирование тезисов к полученной в ходе дискуссий и диалогов информации, рациональное письменное оформление тезисов и выводов.

6-й этап. Письменная работа по теме семинара.

Примечание: 1) модель семинара позволяет изменять количество этапов; 2) не обязательно учителям вести уроки совместно; практика показала, что определённый этап учителя истории или литературы могут вести самостоятельно, предварительно договорившись о тематических связках между блоками.

Таким образом, межпредметные семинары помогают комплексно реализовать учебно-познавательные, эвристические умения и навыки, коммуникативные, творческие способности учащихся и готовят их для самостоятельной работы в высших учебных заведениях. Подобная форма проведения учебных занятий позволяет решить ряд проблем: дефицита времени и необходимости повторения материала; систематизировать знания, полученные в предыдущих классах, и успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Приведём в качестве примера разработку семинара «Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов» (10-й класс).

I. Информационный лист для учащихся

Прочитать:

  1. Иванов-Разумник. История общественной мысли: указанные страницы (ксерокопия).
  2. Учебник истории России под ред. Зырянова: о западниках и славянофилах и общинный социализм Герцена.
  3. Учебник литературы под ред. В.Маранцмана: с. 37–44 о гоголевском периоде русской литературы.
  4. Чаадаев П.Я. «Философическое письмо» (первое).
  5. Герцен А.И. Русские немцы или немецкие русские (ксерокопия).
  6. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Главы: VIII, IX, XVII, XIX, XX, XХV–XХVIII.
  7. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю (1847).
  8. Учебник литературы под ред. В.Маранцмана: биографические данные о Белинском (с. 46–55),
    о Герцене (с. 56–74).

Повторить:

1. Темы по истории Отечества: принятие христианства; правление Ивана III, Ивана Грозного; деятельность Петра I; политико-философская мысль Европы XVIII — первой половины XIX (общественный договор, формы правления, разделение властей, гражданское общество, правовое государство, утопический социализм, буржуазная революция).

2. Понятийный аппарат: славянофилы, западники, Просвещение, реализм, эстетика, общинный социализм, прогресс, католичество, православие, эволюция, революция.

Примечание: фрагменты из специальной (научной исторической, по литературоведению, по искусству) литературы, статьи учителя ксерокопируют в нескольких экземплярах и отдают в библиотеку, где ученики их изучают.

Задания

1. При чтении указанных источников и учебного материала выявить основания (вопросы) для спора между западниками и славянофилами.
2. Оформить выявленный материал в виде таб­лицы.
3. Определить, по каким вопросам спорят Гоголь и Белинский, выявить суть этих споров и оформить результаты в виде самостоятельно составленной таблицы (пример см. внизу).

Вопросы для дискуссии на семинаре

1. В чём заключалась проблема разделения двух течений общественной мысли в 30–40-е годы XIX века?
2. Каковы противоречия внутри каждого течения и чем они обоснованы?
3. Какие конкретно пути, способы изменения сложившегося положения в России предлагают Чаадаев, Герцен, Гоголь, Белинский?
4. Какие из требований западников и славянофилов оказались исторически оправданны, а какие нет? Почему?
5. Проблема эволюции взглядов Чаадаева и Герцена в вопросе о роли и месте России в историческом процессе.

Источник: автор, выходные данные Рассматриваемый вопрос или
основание для спора
Тезис
западников
Тезис
славянофилов
Собственные комментарии, доказательства,
аргументы по выявленным позициям
         

 

Вопросы и задания для работы с источниками

1. Что предлагает Чаадаев в качестве основных двигателей прогресса? В чём, по его мнению, смысл исторического развития России?
2. Определить корни мировоззрения Чаадаева и Герцена.
3. Доказать, что Чаадаев стремился к благу России и был её патриотом.
4. Чем социализм Герцена отличался от западного?
5. Определить черты общинного социализма; почему Герцен считал его реальным для России?
6. Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х годов, а их спор — историческим?

Примечание учителю: на предшествующем семинару занятии учитель проверяет знание текстов, источников, документов, задав вопрос для письменного ответа. При ответе разрешается пользоваться материалами таблиц, составленных самостоятельно к работе на семинаре.

Критерии оценивания: 1) умение в формулировке ответа отразить достоверность информации из источников; 2) умение правильно выбрать информацию из источника; 3) соблюдение научного стиля изложения; 4) умение структурировать ответ: параллельное изложение информации либо последовательное с обобщением или выводом;
5) речевая грамотность.

Вопрос для контроля

Какие ценности, преимущества, характерные особенности российской цивилизации являются, по мысли Герцена и Чаадаева, основополагающими для дальнейшего развития России?

Ход семинара

I этап

Блиц-опрос на понимание прочитанных источников, понятий, обозначенных в домашнем задании, на формулирование продуктивных вопросов и кратких и точных ответов. Группы готовятся 5 мин.: формулируются по два продуктивных вопроса (на понятие, указанный учителем источник). Основа — домашняя таблица. Учитель распределяет номера групп для вопросов-ответов.

Примеры вопросов, задаваемых учениками: 1) В чём заключается воспитание человеческого рода и каково занимаемое нами место в общем строе?
2) О чём может свидетельствовать решение вопроса о расширении избирательных прав? 3) Почему социалистические идеи развивались в России самобытно, а не были взяты у Запада в готовом виде?

Критерии оценивания: 1) правильный отбор информации; 2) точность формулировки; 3) краткость ответа; 4) самостоятельность суждений (опора на таб­лицу из домашнего задания); 5) грамотная речь.

II этап

Обобщение информации. В ходе блиц-опроса ученики обмениваются информацией, которую они получили самостоятельно при подготовке к семинару. Задаваемые ими друг другу вопросы позволяют выделить наиболее существенную для последующей дискуссии информацию. Коллективно отметив эту информацию, учащиеся самостоятельно оформляют её в виде схем, тезисов, логических цепочек и т.п.

III этап

Подготовка к дискуссии. Учитель раздаёт карточки с основными вопросами для дискуссии и критериями оценивания, сообщает условия работы: 1) от каждой группы должно быть минимум одно дополнительное выступление по обсуждаемому вопросу; 2) за три существенных дополнения учитель может поставить ещё одну положительную оценку.

Подготовка к дискуссии осуществляется через диалог в группах.

1-я группа. В чём заключалась проблема разделения двух течений общественной мысли в 30–40-е годы XIX века? Для решения проблемы:

1. Выявите причины возникновения двух направлений общественной мысли.
2. Определите, что в позиции Чаадаева могло привлечь западников и славянофилов и вызвало поляризацию взглядов.
3. Подумайте, в каких литературных произведениях и каким образом отразился процесс поляризации общественной мысли.

2-я группа. Каковы противоречия западников и чем они обоснованы?

1. Выявите противоречия внутри течения западников.
2. Объясните, в результате чего они могли возникнуть.
3. Определите, какие из взглядов оказались исторически оправданны, а какие нет; почему?
4. Проиллюстрируйте выводы по вопросу примерами из литературы.

3-я группа. Каковы противоречия славянофилов и чем они обоснованы?

1. Выявите противоречия внутри течения славянофилов.
2. Объясните, в результате чего они могли возникнуть.
3. Определите, какие из взглядов оказались исторически оправданны, а какие нет; почему?
4. Проиллюстрируйте выводы по вопросу примерами из литературы.

4-я группа. Какие пути, способы изменения положения в России предлагают Чаадаев, Герцен, Гоголь, Белинский?

1. Определите основные исторические периоды, когда вопрос о выборе пути развития России стоял особенно остро. Объясните, в связи с чем.
2. Используя произведения указанных в вопросе авторов, представьте их аргументы в пользу того или иного варианта развития России. Дайте собственную оценку этих аргументов, основываясь на материале домашней таблицы.
3. Акцентируйте внимание на том, как каждая позиция могла способствовать развитию России.

5-я группа. Какова проблема эволюции взглядов Чаадаева и Герцена в вопросе о роли и месте России в историческом процессе?

1. Выявите корни взглядов Чаадаева и Герцена, кратко охарактеризуйте их.
2. Определите, в каком направлении происходила эволюция взглядов Чаадаева и Герцена, почему?
3. Каким образом позиция Чаадаева и Герцена отразилась в творчестве Тургенева, Гончарова, Достоевского, Лескова?

Критерии оценивания: анализ информации на межпредметном уровне с самостоятельными выводами:

1. Умение сослаться на различные источники информации: указание автора, названия, главы, раздела, параграфа… через введение речевых оборотов. Например: согласно... как говорит... по мнению… и т.п.

2. Умение обосновать свои суждения различными способами: аргументы, доказательства, комментарии, цитирование и др. Грамотное включение в ответ.

3. Умение дать полный, содержательный ответ: отбор наиболее существенной информации, содержащей различные подходы, взгляды, мнения… автора(-ов) информативного(-ых) источника(-ов).

4. Умение структурировать ответ: сообщение информации по вопросу — её анализ — обобщение или вывод.

5. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность, риторика.

IV этап

Дискуссия. Сначала группам предлагается представить полученную в ходе микродиалога информацию. Остальные участники семинара фиксируют в тетрадях спорные моменты или те детали, которые их заинтересовали. После того как все группы представили свою информацию, учитель предлагает группам обменяться мнениями, затем происходит дискуссия между группами по тем вопросам, которые группы сами выявили в ходе прослушивания информации и микродиалогов.

V этап

Обобщение новой информации. Новую информацию можно включить в ту схему или текст, которые ученики частично оформили на втором этапе. Предварительно учитель вместе с учениками отметит главное в информации, полученной в ходе дискуссии.

VI этап

Письменный контроль обобщающего характера в форме ответа на вопрос: Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х годов, а их спор — историческим?

Критерии оценивания:

1. Умение выявить суть вопроса.
2. Умение провести историческую аналогию взглядов Белинского и Гоголя со взглядами представителей общественной мысли.
3. Умение выразить собственную позицию.
4. Умение правильно цитировать источник.
5. Умение грамотно выразить свои суждения: научный стиль, орфографическая и пунктуационная грамотность, соблюдение речевой нормы.

Вопросы для повторения

1. Какие задачи позволяет решить форма межпредметных семинаров?
2. Каковы этапы общей подготовки учеников к МС?
3. Каковы обязательные элементы информационного листа для учеников?
4. Какие методы работы на МС необходимо сочетать с основным, групповым?
5. В чём специфика каждого этапа работы на МС?
6. Чем форма МС отличается от межпредметных уроков и межпредметных контрольных работ?

Литература

Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003/2004 учебный год. Сайт ИД «Первое сентября».

Ванюшева Н.Р., Ярославцева М.Ю. Дворянская культура 20–30-х годов XIX века: воспитание, образование, обычаи: Как провести интегрированный семинар в профильных классах. М.: Чистые пруды, 2008.

Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Отв. ред. акад. В.В. Давыдов. М.: Наука, 1990.

Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004/2005 учебный год. Сайт ИД «Первое сентября».

Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы. Кн. для учителя. СПб.: Фирма «Глагол», 1999.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Оценка итоговой работы будет производиться по системе “зачёт/незачёт”.

Для получения зачёта необходимо выполнить оба приведённых ниже задания:

I. Представить разботку межпредметного урока или блока уроков с методическим обоснованием по одной из предлагаемых ниже тем:

1. Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве.
2. Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.
3. Человек на изломе эпохи 50–60-х годов XIX века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы») или Н.А. Некрасова (лирика).

Выберите тему, которая позволяет углубить и расширить литературно-исторический контекст через межпредметные связи и является частью тех программ по истории и литературе, по которым вы работаете. При составлении заданий учитывайте предметную специфику, необходимость развития общеучебных навыков и знаниевый компонент.

II. Разработать межпредметную конт­рольную работу по одной из указанных ниже тем:

1. Отражение общественного сознания в языке и стиле «Жития протопопа Аввакума».
2. Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их “мятежной” лирики.
3. Проблема выбора социально-нравственной и гражданской позиции человеком в условиях реформ императора Александра II.

При выборе темы межпредметного урока и межпредметной контрольной учтите тематическую связь. Составляя задания для МК, обратите внимание на то, чтобы они отражали основные общеучебные умения и навыки.

Для получения удостоверения об окончании обучения также необходимо прислать до 28 февраля 2010 года в Педагогический университет «Первое сентября» справку о проведении урока, заверенную директором вашего учебного заведения.

Наталья Ванюшева ,
учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29