Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2009

Интернет-кладовка

«Лесковиана» как поле деятельности для учителя

“Имя моё шляется везде как гулёвая девка, и я её не могу унять”1. “Меня порицали напрасно ряды лет: мне вредили и повредили ужасно; на меня явно клеветали…”2 Всё это слова Н.С. Лескова. Так говорил он о своей трудной судьбе писателя и публициста. “Порицания” и тем более “клевета” давно ушли в прошлое, и для сегодняшнего читателя имя Лескова звучит как имя художника первого ряда. Однако прочитан писатель далеко не весь, и прочитан поверхностно — это тоже известно. Работы по освоению написанного им осталось много. Отвечая на этот запрос, молодой литературовед Дмитрий Викторович Неустроев предложил гуманитарному сообществу новый проект: научную интернет-конференцию «Лесковиана». Про­ект постоянно действующий и развивающийся.

Первая такая конференция проведена. Статьи её участников опубликованы и в Интернете, и в книжном варианте под названием «Лесковиана-1 (2008)». В поле зрения авторов попали многие не осмысленные ещё произведения Лескова. Такие как «Старинные психопаты», «Час воли Божьей», «Некрещёный поп», «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме», «На краю света», «Павлин», «Юдоль», «Железная воля» и некоторые другие. Есть здесь работы, посвящённые и постоянно толкуемым литературоведами произведениям — «Соборянам», «Запечатлённому ангелу», «Левше».

Открывает сборник статья Л.А. Аннинского. Она и задаёт основной ракурс прочтениям и интерпретациям. Не раз писавший о поисках русскими писателями “почвы” (см., например, «Три еретика. Повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове», 1988), Аннинский вновь пытается осмыслить творчество Лескова в связи с его интересом к национальному народному сознанию и тем ценностям, которые для этого сознания дороги. Присланные на конференцию работы показывают, насколько плодотворен этот ракурс. Одни авторы обнаруживают источники произведений Н.С. Лескова и отдельных их мотивов в старообрядчестве (Е.А. Агеева). Другие — в фольклоре, например, в былинах (Н.В. Ангелова) и в сказках (В.А. Зарва). Третьи — в древнерусской литературе, скажем, в агиографическом жанре (И.Е. Мелентьева).

Однако сюжет о корнях лесковского творчества развивается в сборнике и в совершенно ином, не заданном Аннинским направлении. Так, проявляются связи произведений писателя с западноевропейской литературой. Например, рассказ «Зверь» — со святочными рассказами Ч.Диккенса, с одной стороны, и  (через балладу В.А. Жуковского «Эолова арфа») с романтической традицией — с другой (М.А. Кучерская). Повести «Очарованный странник» — с «Приключениями Телемака, сына Улисса» Фенелона и его переводами на русский язык (Г.А. Косых) и т.д.

Ряд статей посвящён анализу имён и прозвищ героев Лескова. Интересно, что этот анализ тоже показывает, что антропонимы могут быть как средством изображения национального характера героя (В.Н. Наседкина, Л.И. Король), так и способом проявления в этих персонажах общеевропейского культурного (в том числе христианского) содержания (В.В. Вязовская).

Особенно полезны учителям будут статьи, посвящённые поэтике произведений Лескова. Например, повествовательным экспериментам писателя: форме сказа (В.И. Забурдяева, О.А. Кукатова), субъектной организации текстов (В.Н. Наседкина, Л.И. Король), их стилевой многослойности (Г.В. Сепик). Своеобразие лесковского словотворчества хорошо видно при рассмотрении переводов его произведений на другие языки (Н.В. Мудрова). Можно было бы и дальше перечислять проблемы, поставленные участниками интернет-конференции и авторами сборника, но читатель с лёгкостью найдёт все статьи сам по такому адресу: http://leskoviana.narod.ru/index.htm.

И, пожалуй, главное: любой читатель газеты «Литература» (каждый, кто захочет) может выступить и в роли исследователя творчества Н.С. Лескова. В этом можно убедиться, зайдя на указанный сайт. Нерешённых проблем и неизученных текстов хватит на всех. В этом году приоритетными будут такие направления исследований.

• Изучение творчества Н.С. Лескова в России и за рубежом.
• Творчество Н.С. Лескова и мировая литература XIX–XX веков.
• Творческая история и источники произведений Н.С. Лескова.
• Поэтика заглавий произведений Н.С. Лескова.
• Поэтика имён в произведениях Н.С. Лескова.
• Жанровая природа произведений Н.С. Лескова.
• Сказ как художественная доминанта произведений Н.С. Лескова.
• Сюжетно-композиционная структура произведений Н.С. Лескова.
• Особенности языка и стиля произведений Н.С. Лескова.
• Творчество Н.С. Лескова в современной школе.

Примечания

1 Из письма Н.С. Лескова И.С. Аксакову. 9 декабря 1881 г., Петербург.  
2 Из письма Н.С. Лескова А.С. Суворину. Ночь на 3 февраля 1881 г., Петербург.   

 

Евгения Абелюк ,
учитель литературы лицея № 1525 "Воробьевы горы", Москва