Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2009

Литературные прогулки

Прогулка по петербургским окраинам, или Маленький человек в большом городе

Наша новая литературная прогулка начинается в Коломне — петербургской окраине XIX века, где обитали некоторые персонажи А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В этом районе Петербурга после окончания Лицея жил и сам А.С. Пушкин (набережная реки Фонтанки, 185). Впечатления от жизни петербургской окраины легли в основу поэмы «Домик в Коломне», написанной поэтом в 1830 году в Болдине. В Коломне живёт и бедный чиновник Евгений — герой «Медного Всадника». Интересовала Коломна как совершенно особая часть Петербурга и Н.В. Гоголя: здесь живут персонажи его «Петербургских повестей» — Акакий Акакиевич («Шинель») и ростовщик («Портрет»).

По одной из версий, в Петербурге название “Коломна” появилось в XVIII веке вместе с мастеровыми из подмосковного села Коломенское, которых переселили в новую столицу в 30–40-е годы XVIII столетия. Район Коломны ограничен реками Фонтанкой, Мойкой и Невой и каналами Крюковым и Ново-Адмиралтейским и представляет собой пять островов — Коломенский, Покровский, Галерный, Матисов и Ново-Адмиралтейский. Сегодня Коломной называется муниципальное образование Санкт-Петербурга. В XVIII и XIX веках в Коломне селились небогатые люди: приказчики, служившие на Адмиралтейской верфи, торговые люди, мелкие чиновники, актёры. Вообще этот район был малонаселён. Когда в 40-х годах XVIII века Садовую улицу довели до устья Фонтанки, то в центре Коломны появилась большая прямо­угольная площадь — Покровская. Своё название она получила по церкви, которую возвели в её центре по проекту архитектора Стасова. Вокруг церкви расположился Толкучий рынок. Сегодня площадь носит имя И.С. Тургенева, но на ней уже нет храма.

Подробно о Коломне можно прочитать в книге Г.И. Зуева «Петербургская Коломна». Интересные материалы представлены на сайте «Литературный Петербург» (http://literatura5.narod.ru/kolomna.html). Виды Коломны представлены и на сайте «Ретро Петербург» (http://retro.arent.spb.ru/kolomna.html).

Попасть из Коломны в центр столицы можно разными путями. Ближе всего к ней Театральная площадь, расположенная на берегу Крюкова канала и ограниченная Офицерской улицей (ул. Декабристов), прямо напротив Коломны. А от Театральной площади с Мариинским театром уже недалеко и Сенатская площадь (пл. Декабристов) с Медным всадником и Исаакиевским собором (которого, кстати, ещё не было в 30-е годы, когда создавались «Петербургские повести»), и Васильевский остров, где стоит Академия художеств. Но пешеходу и сегодня понадобится около часа, чтобы дойти по Садовой улице от Покровской площади до Невского проспекта.

Начнём нашу литературную прогулку с чтения описаний жизни Коломны в поэме Пушкина «Домик в Коломне» (строфы IX–XI, XIII–XIV, XVI–XXI) и в повести Гоголя «Портрет» (от слов: “Вам известна та часть города, которую называют Коломною” — до слов: “И потому уже слишком рано умирает в душах их всякое чувство человечества”). После чтения фрагментов пытаемся воссоздать образы пушкинской и гоголевской Коломны и сравнить их между собой.

Напомним, что пушкинская Параша живёт с матерью в Коломне, у церкви Покрова, практически в самом центре округа. Быт Коломны, как в капле воды, отражён в повседневной жизни вдовы и её дочери. Выхватывая отдельные детали, Пушкин, безусловно, иронизирует, но не доводит пафос до осмеяния. Его Коломна прежде всего “мирная”, хотя начисто лишена истинной поэзии и романтики. Впрочем, мечты, свойственные юности, легко преодолевают прозаические преграды быта.

Образ графини, напротив, полон тайны. Она цветок явно не из этого сада, а потому не может не привлечь внимания. Анекдот о кухарке, оказавшейся мужчиной, тоже взрывает коломенское бытие. Тайна Мавруши остаётся нераскрытой, как и тайна графини. Но если вторая даётся в романтическом ключе, то первая — в комическом. Что ж, и в повседневности есть место неожиданным поворотам, что, впрочем, не меняет общего течения “мирной жизни”.

У Пушкина нет описания Коломны как таковой, а в повести Гоголя явлен её потрет. Рассказ художника Б. во второй части начинается с описания, в котором Коломна сразу же противопоставляется всем другим районам и округам столицы: “Тут всё непохоже на другие части Петербурга… тут оставляют тебя всякие молодые желания и порывы”. Анафоры “тут” сменяются анафорами “сюда” (с этого наречия начинаются три предложения подряд), вместе с ними задавая ритм. Но периоды между анафорами “сюда” неравны: между первой и второй — одно небольшое предложение, а вот между второй и третьей — сложная синтаксическая конструкция. Последнее из трёх предложений опять небольшое.

Сменив “тут” (где?) на “сюда” (куда?), рассказчик продолжает раскрывать уникальность Коломны: перед нами уголок, где жизнь остановилась, куда она не заглядывает. По сути, здесь уже нет жизни, а остаётся только её внешняя видимость, подобие — отсюда и размытость всех контуров.

Именно во втором предложении, начинающемся с “сюда”, предстают перед взором читателя жители Коломны. Рассказчик находит удивительный по своей ёмкости и выразительности эпитет для их характеристики — “пепельные люди”. Так создаётся мотив умирания. “Мирная” пушкинская Коломна превращается под пером Гоголя в своеобразное кладбище для живых. Хотя иерархия (о, чиновный Петербург!) присуща и этому царству смерти. О ней и сообщает рассказчик далее. И завершается портрет ещё одной, важнейшей деталью — ростовщиками — своеобразными властителями этого царства, властителями, в которых уже нет ничего человеческого, кроме внешности, так как “слишком рано умирает в душах их всякое чувство человечества”.

Никакого юмора нет в этом фрагменте: только укачивающий ритм фраз, неспешность повествования, многочисленные подробности, детали, поражающие читателя в самое сердце, и горькая ирония рассказчика, вызванная положением человека, превратившегося (или превращённого?) в “дробь и мелочь”.

Вопросы для беседы

— Какое настроение вызвало у вас описание Коломны в каждом произведении?
— Какие эпитеты вы бы подобрали к образу Коломны у Пушкина, какие — у Гоголя?
— С какой целью Пушкин так подробно описывает быт бедной семьи?
— Есть ли в описаниях Коломны у Пушкина и у Гоголя романтические образы? Если да, то какую роль они играют?
— В каком описании есть ирония? Приведите примеры. Как она создаётся? Над чем иронизирует автор?
— Как в тексте Гоголя проявляется пушкинский образ Коломны? Какую роль играет эта реминисценция?
— Как связаны в каждом описании Коломны образы города и человека?
— Какие чувства вызывает Коломна у Пушкина, какие — у Гоголя? Как бы вы определили дух Коломны, созданный каждым писателем?
— Созвучны или полемичны образы Коломны у Пушкина и Гоголя? Своё мнение обоснуйте.
— Рассмотрите репродукцию литографии Ф.Перро «Коломна. Площадь у Калинкина моста». Опишите чувства, которые у вас вызывает этот образ. Подберите эпитеты и метафоры, характеризующие эту часть города.

Для петербургских школьников можно предложить такие задания:

— Определите границы Коломны XIX века, выделите достопримечательности этого района. Какие из них сохранились до сегодняшнего дня? Появились ли новые? Что безвозвратно утеряно? Как выглядит Коломна сегодня? Сохранился ли прежним её дух? Почему? Какие уголки современной Коломны привлекают вас особо? Чем? Опишите один из них подробнее. Постарайтесь передать его атмосферу, создать определённое настроение. Вам жаль прежней Коломны или нет? Почему? Ответом на этот вопрос закончите сочинение.

Следующие задания расширяют культурные горизонты школьников.

— Кто населял Коломну в XIX веке? Каким был быт этих людей?
— Кто изображал Коломну в своих произведениях (писатели, художники)? Чьё изображение вам ближе? Чем?
— Представьте, что вы вдруг оказались в старой Коломне. Кого бы вы могли встретить, какие картины наблюдать? Опишите их.

Акакий Акакиевич Башмачкин — герой гоголевской «Шинели» — тоже живёт в Коломне, но ему приходится покидать её пределы, чтобы добраться до департамента, а потом и до дома сослуживца, устроившего вечеринку. Между Коломной и центром есть чёткая граница, но она существует прежде всего в душе Башмачкина. Выход за пределы своего маленького мирка оказывается для него смертельно опасным.

Попробуем в нашем воображении совершить путь из Коломны в центр Петербурга и обратно вместе с Акакием Акакиевичем.

Перечитаем фрагменты «Шинели», в которых автор описывает Петербург.

Уже в самом начале повести, в первом абзаце, мы найдём, казалось бы, незначительное замечание автора о петербургском климате. Именно он объявляется виновником геморроидального цвета лица чиновника, имени которого мы пока не знаем. Запомним эту деталь и попробуем раскрыть, что же вкладывает Гоголь в понятие петербургский климат.

Детали петербургского быта появляются в тексте, когда автор знакомит читателя с образом жизни Акакия Акакиевича, с его служением с любовью. Башмачкин так погружён в мир букв, что не замечает ничего вокруг, в том числе и того, что падает из окон ему на голову. А от проницательного взгляда автора эти подробности не ускользают, и он даёт им точное определение — всякая дрянь. Слово грубое, но необходимое писателю для выражения своего отношения к этой привычке петербуржцев, населяющих окраины.

В описание быта Акакия Акакиевича Гоголь вводит типичные черты образа жизни маленького столичного жителя вообще, давая при этом понять, что его герой стоит не на самой низкой ступени социальной лестницы: Башмачкин — титулярный советник. А Петербург живёт в повести своей жизнью, не замечая Башмачкина и ему подобных.

Перечитаем описание петербургского вечера, от слов: “Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо…” — до конца предложения.

Огромное предложение! Чтобы увидеть все картины, созданные Гоголем, понять их смысл, необходимо не просто медленно прочитать предложение, но и разобрать его, расчленить на простые единицы, посмотреть на содержание каждой и уже потом вновь соединить их в единое целое.

Выделим главное предложение в составе этой сложной синтаксической единицы: “Даже в те часы… словом, даже в то время… или даже… словом, даже тогда… Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению”.

Всё, что оказывается в середине, должно характеризовать “те часы”, “то время”. Какие же это часы? На этот вопрос отвечает целый веер определительных придаточных, вводимых союзным словом когда:

1) когда потухает небо;
2) когда чиновный народ наелся и отобедал;
3) когда всё отдохнуло;
4) когда чиновники спешат предать наслаждению время;
5) когда чиновники рассеиваются (по квартирам);
6) когда всё стремится развлечься.

Грамматические основы придаточных называют определённые приметы вечернего Петербурга. Интересен выбранный автором аспект рассмотрения: первое придаточное знакомит с природным явлением, то есть со временем действия, а второе — пятое — с действиями чиновников в вечернее время, в шестом содержится обобщение.

Каждое определительное придаточное имеет свои собственные придаточные предложения, поэтому перед союзным словом когда стоит тире, отмечающее границы смысловых частей. Одно из определительных придаточных с помощью бессоюзной связи развивает своё содержание. Благодаря такому разветвлению предложений, скреплённых рамками главного, в текст входят реалии быта петербургских чиновников. Мы узнаём и об их занятиях на службе, и об отдыхе: обеде, сообразно жалованию, наслаждениях, сообразно характеру и возможностям (театр, рассматривание барышень, вечеринка, вист с чаепитием и курением трубок). Но и у этих ветвей-предложений есть свои тоненькие веточки — второстепенные члены, выстраивающиеся в однородные ряды, обособленные обороты, вводящие всё более мелкие бытовые реалии. Подобная синтаксическая конструкция обладает уникальным свойством: она позволяет писателю отступить от заданной в главном предложении темы и значительно расширить хронотоп произведения. Как губка, вбирает главное предложение всё, что так или иначе с ним связано, имеет к нему хотя бы косвенное отношение. Но намерения автора не сводятся к тому, чтобы осветить быт петербургских чиновников. Насыщение предложения этими деталями необходимо Гоголю для того, чтобы мы могли представить себе жизнь Башмачкина, лишённую упомянутых, хоть и не ахти каких, но всё же развлечений. Акакий Акакиевич не нуждается в них, потому что у него есть своё — буквы.

Завязка в «Шинели» начинается с предложения: “Есть в Петербурге сильный враг всех получающих 400 рублей в год жалованья или около того”. Образ врага — северного мороза — отсылает нас к экспозиции повести и петербургскому климату. Гоголь разворачивает описание морозного утра, заставляя читателя испытать воздействие холода на себе. Метафора, в основе которой сжатое, свёрнутое сравнение мороза с врагом, помогает писателю представить влияние холода на спешащих на службу чиновников как злую забаву: мороз “начинает давать такие сильные и колкие щелчки, без разбору по всем носам”. Обстоятельство без разбору подсказывает нам, что мороз не подвержен петербургскому чинопочитанию. Однако чин и в этом случае играет не последнюю роль: высшие должности могут хоть как-то защитить себя от насмешек мороза, а вот титулярные советники (а значит, и наш Акакий Акакиевич) перед ним беззащитны. Как важен чин в Петербурге! Мир поделён по табели о рангах, и тот, кто в силу разных обстоятельств не перешагнул черту, отделяющую низших от высших, беззащитен не только перед петербургским климатом, но и перед петербургским образом мысли и чувств.

Посмотрите, как Гоголь описывает маленького человека вообще: мы не видим его лица — только тощенькую шинелишку. Уменьшительно-пренебрежительное значение придают образу суффиксы -еньк- и -ишк-. Сила холода передана ещё одной развёрнутой метафорой, завершающей этот фрагмент текста: “пока не оттают… все замёрзнувшие на дороге способности и дарования к должностным отправлениям”. Это удивительно глубокий образ! Мы понимаем, что чиновники промерзают не просто до костей, а насквозь, превращаются в ледышки. Но есть в этой фразе не только сочувствие, но и горькая ирония: предназначение человека, его способности и дарования сводятся лишь к должностной функции, то есть человек не важен, он винтик, элемент в бюрократическом аппарате Российской империи.

Описание в художественном тексте может будить чувства читателя, заставлять его сравнивать изображаемые автором явления, наталкивать на размышления о них, то есть подводить к пониманию авторского отношения и идеи произведения.

Постепенно и последовательно Гоголь вводит в текст всё новые и новые детали, создающие у читателя неизгладимое впечатление от Петербурга, точнее, от Коломны. Так, сообщая нам о планах Акакия Акакиевича, автор вроде бы вскользь, в деепричастном обороте, упоминает о времени: “взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу…” Но границы оборота раздвигаются, так как в него вторгаются и причастный оборот, и определительное придаточное предложение, эту лестницу характеризующие. Реалии бедности так и выпирают из этих предложений, бьют в нос запахами, разъедают глаза дурными испарениями. Гоголь заставляет своего читателя, не щадя его нежных чувств, испытать всё, что испытывают его герои. Горечь авторской иронии спрятана во вводных конструкциях (надобно отдать справедливость; как известно) и сказуемом умащена, управляющем таким дополнением, как помои. Не менее едок и эпитет, описывающий запах, — спиртуозный. Предложение, благодаря замечанию “на всех чёрных лестницах петербургских домов”, носит обобщающий характер.

Очередной петербургский пейзаж мы встречаем в рассказе о том, как шёл Акакий Акакиевич в новой шинели на вечеринку к своему сослуживцу. Шинель открыла герою дорогу в новый для него мир: не случайно Гоголь поясняет, что “чиновник жил в лучшей части города”. В этом же предложении мы вновь встречаем намёк на границу, разделяющую чиновников, и понимаем, что Башмачкин находится очень далеко от неё: “…в лучшей черте города, стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича”.

Перечитаем фрагмент повести от слов: “Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать…” — до слов: “Наконец достигнул он дома, в котором квартировал помощник столоначальника”.

Вопросы для беседы

— Как меняется облик Петербурга по мере движения Башмачкина? Какие средства языка использует Гоголь, чтобы передать эти изменения?
— Сколько иллюстраций и каких вы бы сделали к этому эпизоду? Своё решение объясните. Опишите одну из них. В какой технике вы бы выполнили свои рисунки: графика, акварель, пастельный карандаш, живопись и т.д.? Почему?
— Гоголь не описывает детально ту часть города, в которой жил Башмачкин. Опишите, какой она вам представляется. Что в анализируемом фрагменте помогло вам это сделать? Какой приём использует Гоголь?
— Проследите, как влияет Петербург на Акакия Акакиевича. Какие чувства и желания появляются у него?
— В этом фрагменте встречается слово “башмак”. От этого слова образована и фамилии героя. Постарайтесь обнаружить смысловую связь между картинкой, в которой упоминается слово, и судьбой Акакия Акакиевича.
— Напишите рассказ «Путешествие к центру Петербурга», введя в него образ рассказчика.

Кульминация повести, как и завязка, начинается с описания Петербурга: Башмачкин покидает дом чиновника и выходит на столичные улицы. Ему предстоит пройти тем же маршрутом, о котором нам уже рассказал Гоголь. Зачем же автор вновь вводит описание в текст?

Перечитаем фрагмент повести от слов: “На улице всё ещё было светло…” до слов: “…бежит к нему издали и кричит человек”.

Вопросы для беседы

— Почему, хотя действие происходит поздним вечером, Гоголь пишет “всё ещё было светло”?
— С помощью каких приёмов Гоголь создаёт образ Петербурга в этом фрагменте? С помощью каких деталей Гоголь передаёт эти изменения? Что в тексте помогает нам понять авторское отношение к герою и городу?
— Какие чувства вы испытали, читая этот фрагмент? Что в тексте воздействовало на ваши чувства?
— Какое настроение в этом фрагменте создают тропы?
— Найдите в тексте гиперболы, объясните их функцию.
— Меняется ли настроение Башмачкина по ходу путешествия? Каким он видит Петербург?
— Почему автор называет площадь полем только после того, как с Акакия Акакиевича сняли шинель?
— Как связаны в повести образы петербургского мороза с состоянием человеческих душ?
— Почему современники назвали «Шинель» “петербургской повестью”?
— Есть ли что-нибудь общее у образов Петербурга, созданных Пушкиным в «Медном Всаднике» и Гоголем в «Петербургских повестях»?
— Напишите сочинение «Прогулка с Пушкиным (Гоголем) по Петербургу».

Татьяна Рыжкова ,
кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.