Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2009

Интернет-кладовка

«Филолог»: электронная версия

Журнал «Филолог» Пермского государственного педагогического университета после долгого перерыва возобновил своё существование — уже в качестве интернет-издания (адрес http://philolog.pspu.ru/). В этом качестве он становится наконец доступным для всех учителей литературы, что не может не радовать.

В первом интернет-выпуске «Филолога» (№ 8, 2009) читатель прочтёт “прямую речь” Н.Д. Солженицыной — запись выступления на встрече с читателями в Перми, куда Наталья Дмитриевна приезжала по случаю премьеры оперы «Один день Ивана Денисовича», состоявшейся в Пермском театре оперы и балета в мае 2009 года. Искренние и подробные ответы на вопросы в совокупности своей образуют интереснейший рассказ о времени, о семье и о себе, который служит замечательным дополнением и уточнением к многочисленным материалам о жизни и творчестве Александра Исаевича Солженицына.

Самый острый на сегодня дискуссионный вопрос — о ЕГЭ по литературе — обсуждается нашими авторами в рубрике «Экспертиза». По справедливому замечанию М.А. Лебедевой, “как только что-то происходит с преподаванием литературы в школе, волны (а иногда цунами) захлёс­тывают всех, для кого значима наша культура, наша страна, духовная составляющая нашей жизни. Ни с математикой, ни даже с русским языком такого не происходит, что неудивительно, ведь литература — единственный предмет, напрямую связанный с нравственным уровнем общества и его во многом определяющий”. Резкость оценок, данных ЕГЭ по литературе большинством участников импровизированного коллоквиума, которые являются практиками, работающими в школе или вузе и знают проблему не понаслышке, — это наглядное свидетельство крайнего неблагополучия в сфере образования и государственной политики в области образования.

Наряду с традиционными текстовыми материалами обновлённый «Филолог» содержит материалы демонстрационные, визуальные. Статья Г.М. Ребель, предлагающая оригинальную трактовку романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сопровождается тремя презентациями («Кто управляет миром в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”?», «Евангельский Иисус», «Образ Иисуса в живописи»), которые призваны помочь учителю сделать работу на уроке более выразительной, наглядной, занимательной и в то же время выдержать необходимые содержательные рамки и логику разговора о романе. Статьи Г.Н. Толовой «Французское “гнездо” И.С. Тургенева — Буживаль» и «Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Благовещение» снабжены множеством интереснейших иллюстраций, что опять-таки позволяет использовать их на уроках литературы и МХК в качестве наглядного материала.

Особое место в новом «Филологе» отведено спецпроекту, посвящённому событию отдалённому, но чрезвычайно значимому — двухсотлетию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Хрестоматийный классик, Тургенев всё-таки остаётся менее адекватно прочитанным и менее глубоко понятым, чем его великие современники. Ровно сто лет тому назад, в 1909 году, Д.С. Мережковский писал: “Тургенев, говорят, устарел. Две исполинские кариатиды русской литературы — Л.Толстой и Достоевский — действительно заслонили от нас Тургенева. Навсегда ли? Надолго ли? Не суждено ли нам через них вернуться к нему?”
Желанием вернуться к Тургеневу, вывести его из тени, актуализировать его творчество, сделать доступными новые материалы о писателе широкому кругу читателей продиктовано появление спецпроекта, который является журналом в журнале и имеет собственные подразделы: «Библиография», «Библиотека», «Новые публикации», «Фотогалерея».

В целом обновлённый «Филолог» сохраняет свою научно-методическую, культурно-про­светительскую направленность и сложившуюся структуру. Рубрики «Прямая речь», «Дискуссия», «Литературные штудии», «Постижение языка», «Энциклопедический словарик», «Экспертиза», «Методика. Опыт», «Искусство», «Память» отражают разнонаправленную филологическую деятельность наших авторов, предлагают филологическую точку зрения на общекультурные и социальные явления. Произведение как эстетический феномен характеризует в соответствующей статье М.М. Гиршман; новый взгляд на стихотворение О.Мандельштама «Silentium» и его соотношение с одноимённым стихотворением Ф.И. Тютчева пред­лагает Д.И. Черашняя; но­вы­ми словами-заимствованиями и их трактовками пополняют «Эн­циклопедический словарик» Л.А. и А.А. Грузберги; о современной социально-культурной ситуации на Украине рассказывает Г.М. Ребель.

На сайте «Филолога» читатель найдёт весь архив журнала — пуб­ликации разложены не только по соответствующим номерам, но и по авторам и рубрикам, так что ориентироваться в поисках необходимого материала легко и удобно. Редколлегия журнала приглашает коллег посетить сайт «Филолога» — и стать не только его читателями, но и авторами.

Сергей Волков