Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2009

Курс молодого словесника

Как “делают уроки”

Мы не обязаны буквально выполнять свой план урока. Но написать его — в какой угодно форме — мы всё-таки должны. И это правильно, то есть, если хотите, честно по отношению к ученикам и вообще к своей работе. Того, что мы явились на урок, для дела явно недостаточно.

Создание этих планов требует времени. Как-то раз мне пришлось объяснять одному начальнику, почему у всех людей рабочая неделя (ставка) 36 часов, а у учителей — 18. Его это ужасно возмущало. Расчёт же тут простой: на 18 часов, проведённых в классе, приходится как минимум 18 же, потраченных на подготовку. (Иначе говоря, нам за эту работу тоже платят.) Чёрный юмор давнего спора заключается в том, что у учителя рабочая неделя гораздо больше 36 часов. Даже если не учитывать ни проверку тетрадей, ни внеклассную работу, ни составление бюрократических отчётов, всё равно — далеко не каждый урок можно придумать и подготовить за час. На иные уроки по полдня уходит: пока перелопатишь гору книг, пока наберёшь и распечатаешь “раздаточный материал”, пока сформулируешь вопросы и задания… В былые времена (так говорили очевидцы, но я не проверяла) на Кубе учительской ставкой считалось не 18 часов, а 9. Мне кажется, это правильно и справедливо. Ну да что говорить?..

Создание уроков — процесс творческий и сугубо индивидуальный, однако существуют и ремесленные ноу-хау, которыми пренебрегать не стоит: они вам сэкономят и время, и силы, и нервы.

  • Если нет вдохновения, не ждите его. Работать-то всё равно придётся. Начните с рутины: соберите в одну “кучу” материал, который вам потребуется на уроке: что надо спросить, что задать, о чём рассказать, что прочитать… Довольно часто всё это само подсказывает план и логику урока.
  • Кстати, не забывайте задавать домашнее задание, а потом его спрашивать (со мной бывало…). И лучше записать, что было задано в каждом из классов, а то можно и перепутать.
  • Не забывайте и другую азбучную истину: чем младше дети, тем чаще по ходу урока нужно менять род деятельности. Для 5-го класса идеальный интервал — 5–7 минут; для 7-го — 10. Да и для более старших удерживать внимание на чём-то одном дольше 15–20 минут — мучительное над собой насилие. И чем больше ваши дети привязаны к телевизору или компьютерным играм, тем интервал внимания у них короче, к сожалению. Что ж, нам приходится подстраиваться. Какой у нас ассортимент работ? Читаем, пишем, говорим (думаем и записываем свои мысли — но этому ещё надо научить). Значит, все планы — это вариации на тему трёх основных занятий.
  • Записывая примерный “ход урока”, имеет смысл разделить листок с планом вертикальной линией. С одной стороны писать, что делает учитель, с другой — чем в это время заняты ученики. Следите, чтобы они всё время были заняты делом — больше, чем даже вы. Иначе вы их не “удержите”: пока учитель говорит да говорит, можно найти множество интересных занятий. «Морской бой», «точки», «палочки», «крестики–нолики», «виселица», «наборщик», записки, ярлычки на спине соседа — да мало ли что?.. Каюсь: в старших классах я развлекалась построением сечения куба по трём точкам. Красивая, между прочим, игра и даже полезная, но не для физики или военной подготовки. Так вот, на всё это у класса не должно быть времени. Загрузите их работой, которую в любой момент можно проконтролировать и оценить.
  • Такое “разделение труда” и своё время поможет сэкономить. Пока дети что-то пишут, вы успеете и отметки в дневники проставить, и домашнее задание на доске написать, и технику наладить, чтобы не биться с ней под нетерпеливыми детскими взглядами.
  • Кстати, о технике. Она, конечно, “в моде”, но прежде чем запустить “кинофрагмент” на весь урок, просчитайте плюсы и минусы такого хода. Главный плюс в том, что через зрительные образы информация усваивается гораздо легче, чем иными путями. Слух зрению, увы, не конкурент. А минус в том, что мы работаем со словом, и зрительный ряд заменить его не может — только дополнить. Время-то мы потратим, а чего добьёмся? Техника на каждом уроке — воля ваша — нам “не по часам”.
  • Интерес к уроку (“мотивация”) — то, чего мы обязательно должны добиться. Работа “через не хочу” на литературе крайне нежелательна. Значит, все задания нужно сделать интересными. А главное — можно, если постараться. К примеру, составить план сказки про Ивана-царевича и Серого Волка — скучное дело. А вот нарисовать карту Тридевятого царства и соседних государств — интересное. Для нашей работы (прикиньте сами) разницы между планом и этой картой никакой, а для детей — громадная.

Ещё пример. Подготовить рассказ о городе N, куда едет ревизор, кому-то будет лень. А написать донесение в Петербург от лица оного ревизора, который давно уж тут как тут, — совсем другое дело. Всякую мелочь отыщут и печать в конце поставят, особенно если объявить награду самому ретивому ревизору. Что мы получим? Знание текста, разумеется.

Если у вас есть в запасе такие ходы — присылайте. Они нам всем очень нужны.

Оксана Смирнова ,
учитель русского языка и литературы Московской "Традиционной гимназии"