Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2009

Есть идея!

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Чтение истории о воскрешении Лазаря — цент­ральный, кульминационный эпизод «Преступления и наказания». Он делит роман на две части: на собственно преступление — и наказание; на дерзновение — и раскаяние, нравственное искупление; падение — и возрождение. С этого момента начинается воскрешение Раскольникова, переход из мира идей, точнее, идеи, в реальный, дышащий, живущий мир.

“Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества”, — говорил Достоевский. Весь замысел писателя проявлен в эпизоде чтения Библии: динамика диалога здесь равноценна динамике событий. В достаточно статичном — с точки зрения событий, движения, перемены мест — эпизоде содержится огромная движущая сила, которая приводит в равновесие сюжет, ведёт его к логической развязке. Без него «Преступление и наказание» можно трактовать как историю преступления, попросту говоря, детектив.

Таким образом, духовный текст становится ключом к пониманию композиции и психологической оправданности текста Ф.М. Достоевского. Он выполняет роль своеобразного словаря к сложному, напряжённому тексту писателя. Поэтому текст о воскрешении Лазаря необходимо анализировать наравне с самим текстом Достоевского, сопоставляя их.

Эта работа занимает, как правило, два урока, если выполняется в классе. Предпочтительнее начать работу в школе, чтобы иметь возможность проконтролировать правильность её выполнения, и закончить дома, обсудив на следующем уроке. Для этого лучше всего применить модульную технологию. Предлагаю следующий вариант формулировки задания.

1. Перечитайте эпизод из части 4, главы 4 «Преступления и наказания» — чтение Евангелия Соней и Раскольниковым.
2. Откройте Евангелие от Иоанна (11, 1–46) — эпизод об исцелении Лазаря.
3. Расположите тетрадный лист горизонтально, разделите его пополам.
4. Левую колонку озаглавьте «Евангелие от Иоанна, гл. 11, 1–46». Правую половину листа назовите: «Ф.М. Достоевский. “Преступление и наказание”».
5. В левую колонку перепишите строфы Евангелия.
6. Найдите в тексте Достоевского соответствия каждому стиху Евангелия. Запишите эти соответствия: либо в виде цитаты, либо просто называя эпизод.

Например:

Евангелие от Иоанна, гл. 11, 1–46 Ф.М. Достоевский.
«Преступление и наказание»

1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её.
Болезнь Лазаря — ложная идея Раскольникова и последовавшее убийство.

Или:

Евангелие от Иоанна, гл. 11, 1–46 Ф.М. Достоевский.
«Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевский.
«Преступление и наказание»
“Тварь я дрожащая или право имею…”

7. Сделайте вывод о соответствии текстов, основываясь на одной из цитат из записных книжек Ф.М. Достоевского.

• Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?
• Делай дело так, как будто ты век собираешься жить, а молись так, как будто сейчас собираешься умереть.
• Жизнь хороша, и надо так сделать, чтоб это мог подтвердить на земле всякий.
• Человек всю жизнь не живёт, а сочиняет себя, самосочиняется.
• …выше счастья нет, как увериться в милосердии людей и в любви их друг к другу.

Хотелось бы отметить, что такая работа не может иметь единственного варианта ответа. Это размышление с открытым финалом — что очень важно в литературе и во всём, что её окружает, начиная со школьного урока словесности.

Наталья Николаевна Вишнякова ,
учитель русского языка и литературы московской школы "Знак"