Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2009

Литература и театр

После рекомендаций московских театральных педагогов нам захотелось узнать, на какие спектакли, с точки зрения учителей, стоит водить школьников в других городах. В сборе информации, как всегда, нам помогают наши читатели. С их помощью будем заполнять театральную карту России для школьников. Пользуйтесь ей, если намечаете учебную поездку в какой-то город. Включить в неё посещение местного театра никогда не лишне.

Театральная карта России

Что можно смотреть с детьми в НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ

Год назад, возвращаясь со своими выпускниками из Москвы (тогда мы смотрели спектакль «Вишнёвый сад» во МХТ имени Чехова в постановке А.Шапиро с участием Р.Литвиновой), я разговорилась с московскими учителями, следовавшими с детьми в Михайловское. Милые дамы меня уверяли, что в Москве смотреть совершенно нечего, просто некуда детей вывести, а если и выведешь, проблем не оберёшься. Я пыталась спорить, говорила о своём любимом театре «Сатирикон», замечательном спектакле режиссёра Ю.Бутусова «Король Лир»» с К.Райкиным в главной роли, об удивительной положительной энергетике зала, которая заставляет зрителей возвращаться в этот театр. Тогда они лукаво поинтересовались, что ж мы так далеко забрались, поближе-то тоже смотреть нечего. Впрочем, были дамы на самом деле милые и детей везли они не куда-нибудь, а в Михайловское к Пушкину. Да и вопрос они задали вполне уместный.

Есть у нас театр рядом, в Великом Новгороде, куда хочется возвращаться и где тоже любят зрителей, даже самых беспокойных и сложных. Это Новгородский городской театр для детей и молодёжи «Малый». Он молодой и по возрасту — основан в 1990 году. Театр «Малый» является членом Международной ассоциации теат­ров для детей и молодёжи (АССИТЕЖ). Режиссёр и художественный руководитель Надежда Алексеева. Один из принципов театра — “классика в репертуаре для всех поколений театральных зрителей”. У театра есть сайт (http://www.kingfestival.ru).

Моё знакомство с театром началось в 2000 году со спектакля по ранним рассказам Чехова «Случай с классиком» (режиссёр — К.Датешидзе, Санкт-Петербург). Запомнился спектакль не только искренним весельем, почти хохотом во время спектакля, но и удивительным единением с детьми после него. Мы ехали ночью 150 километров в тряском автобусе, перебирали удачные фразы, раскрывали, как нам казалось, задумки режиссёра, спорили, радовались похожим догадкам. С тех пор театр стал нашим. Он-то живёт себе своей беспокойной жизнью и не догадывается об этом. А мы каждый год, а то два раза в год едем в “наш” театр. Входим в уютное маленькое фойе, слушаем звуки знакомой флейты, ожидаем чуда, и оно происходит. Сам зрительный зал может менять свои формы и пространство — например, как в спектакле по рассказу Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» (режиссёр Н.Алексеева), где “театр использовал возможности малой сцены, поместив зрителя в пространство замкового склепа, откуда привидение лорда Кентервиля наблюдает за жизнью живых”.

Особенно интересно попадать на один и тот же спектакль в разное время с разными детьми. Так было со спектаклем режиссёра Н.Алексеевой «Чайка по имени Ливингстон» Ричарда Баха. Мало того, что спектакли оказались совсем разные, реакция детей была разной, но и увидели они каждый своё. Одни говорили, что это спектакль о безграничности человеческой мысли, они увидели в оформлении чертежи Леонардо да Винчи и доказывали, что притча Ричарда Баха именно об этом; вторые были убеждены, что это притча о бесконечности познания мира человеком через человека, и мы долго говорили о сомнительности дистанционного обучения.

А однажды я уговорила поехать в театр учителей нашей школы. Это был спектакль Н.Алексеевой по мотивам «Евгения Онегина». Четыре актёра погрузили нас в пространство пушкинского романа, наполнили зал запахом яблок сада Михайловского, так обыграли символику соблазнов, так закружили нас в разных музыкальных ритмах, что наши физики стали на время лириками и перестали ворчать по поводу ненужности литературы.
Приходите, приезжайте в новгородский «Малый». После его спектаклей хочется любить и понимать людей и мир.

Что можно смотреть с детьми в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Спектакль Балтийского дома по книге П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» с Эрой Зиганшиной в главной роли (мальчика играет В.Скляр, деда Р.Громадский) идёт четыре часа, но время летит незаметно. Зиганшина держит аудиторию так, что забываешь обо всём на свете. Таких оваций я давно не слышала. Трагедия вылеплена так отчётливо, что сочувствие героине при всей антипатии к ней обеспечено.

Очень неплохо поставлен «Дон Жуан» Мольера в нашем театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Спектакль — лауреат «Золотой маски». Понравился и «Тартюф» в Молодёжном — трактовкой и постановкой. Хотя я сталкивалась с совершенно противоположной реакцией зри­теля. Детей я бы на такого Мольера повела.

 

И. Н. Евлампиева ,
п.Пола, Новгородская обл. ;
Т. Рыжкова ,
Санкт-Петербург