Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2009

Литература и театр

“Современные дети не читают классическую литературу! Они не знают, кто такие Чехов, Булгаков, Островский! Они не любят ходить в театр!” — эти жалобы часто можно услышать от учителей и родителей. Может быть, стоит перевести форму восклицания в вопрос? И, разумеется, задать этот вопрос и себе, а не только детям: “Почему так происходит?” И тогда, может быть, окажется, что ответ нужно искать внутри взрослого мира.

Авторы этой статьи, дипломированные актрисы и сотрудники высшей школы, сами не так давно были подростками, которых заставляли “целым классом” ходить в театр, “без разговоров” читать русскую классику и т.п. И чувство глубокого неудовлетворения от просмотра иных спектаклей и бесед на иных уроках литературы ещё осталось в нашей памяти. Когда мы получили актёрскую профессию и изнутри почувствовали, что такое театр, то стали догадываться, почему школьники не слишком стремятся посещать “культурные мероприятия”. И этими догадками сегодня хотим поделиться с вами. Наверное, мы огорчим тех, кто ждёт от этой статьи конкретных рекомендаций, в какой театр и на какие спектакли нужно ходить в текущем сезоне. Но не спешите перелистывать страницу — мы надеемся: то, о чём мы будем говорить, куда важнее. И ещё: хотя речь пойдёт о Москве, проблемы касаются всех “театральных” городов — а таких в России немало.

Что смотреть со школьниками в театрах?

В столице много разных театров с весьма обширным репертуаром. Есть театры академические, государственные, муниципальные, частные. И ставят они всё, что только можно себе вообразить, —  от античной трагедии и русской церковной драмы до самого ультрасовременного пост-постмодерна. Но ни для кого не секрет, что сейчас театральная Москва переживает глубочайший кризис. Театры, давно ставшие легендой, утратили свежесть и энергию периода их расцвета, но, к сожалению, это не всегда значит — обрели глубину и мощь зрелости. Однако мы все по старой памяти ведём туда наших детей. Дети ничего не знают про легенду: “В этой сказке Станиславский и Сулержицкий впервые сумели преодолеть тяжесть мира вещей и декораций и создать особую поэтическую реальность” или “Тут розовские мальчики впервые заговорили о чистоте и достоинстве юности”. Дети видят только то, что происходит перед их глазами здесь и сейчас. А “здесь и сейчас” зачастую невыносимо скучно: усталые актёры выполняют неизбежную повинность, старые декорации обветшали до неопрятности, а новые актёры, режиссёры и художники, увы, работают в святом когда-то месте так же безвкусно и бездарно, как в дешёвых сериалах.

Поэтому первый и, пожалуй, главный совет: выбирая спектакль, на который вы хотите пригласить своих учеников, не доверяйте безоглядно громкому имени театра. Для начала лучше узнать, а что там на самом деле происходит сегодня и как живут в театре отдельные, конкретные спектакли. Стоит обратить внимание на то, кто режиссёр спектакля, кто художник, что за актёры в нём играют.

Может быть, это покажется вам странным, но, выбирая спектакль для первого похода, лучше выбрать театр, где много молодых актёров и нет откровенно “медийных” лиц. А может быть, ещё лучше, если это студенческие спектакли театральных вузов или даже спектакли репертуарных театров, где играют дети. Почему так? Да очень просто — для неопытного зрителя важны прежде всего заразительность театра, мощь энергетической отдачи, ощущение целостности театральной команды. Важно, чтобы не было штампа ожидания, всегда накладывающегося на общение с телезвёздами. Не менее важно ощущение родственности молодых молодым. И немалое значение имеет камерность театрального пространства, которое обычно занимает “молодой” театр. В маленьком зале дети легче заражаются пафосом спектакля, легче входят в его образный мир.

Как узнать о театре? Можно просмотреть публикации. Только важно сравнить, что пишут разные издания и разные журналисты, чтобы составить своё мнение, основанное хотя бы на сравнении и интуиции. Можно посмотреть форумы и дискуссии в Интернете, познакомиться с работой многочисленных очных и виртуальных зрительских клубов. Очень правильно — поговорить со знакомыми, в том числе детьми, которые имеют обыкновение ходить в театр. И ни в коем случае не надо доверять рекламе любого вида, особенно — рекламе распространителя билетов. Важно помнить: реклама создана для того, чтобы продать всё и во что бы то ни стало. Интересы культуры и образования тут не учитываются.

Но лучше всего, преодолев ужас перед нехваткой времени, перед тем как вести класс в театр на программное произведение, самому посмотреть спектакль и подумать, что может заинтересовать в нём подростка. Это может быть особая атмосфера театра и спектакля, необычное художественное решение, неожиданный поворот темы, о чём после просмотра можно и нужно поговорить с детьми, чтобы они иначе взглянули на автора, на его творчество, открыли в себе умение превращать увиденное в объёмные художественные образы, анализировать. Когда вы выбираете спектакль, может быть, самое главное — ставить вопрос так, как ставят его педагоги театральной школы на уроках актёрского мастерства: “Чем удивлять будем?” Неопытного зрителя важно задеть, зацепить и потом помочь ему совершить радостное открытие: “Я сам почувствовал, додумался, сделал для себя творческое открытие! Я могу вступить в глубокий диалог с драматургом, режиссёром, театром!”

Даже если вдруг вы попали на спектакль, который вас или детей не порадовал, — не пугайтесь. Поговорите с учениками об увиденном: пусть они сами расскажут, что, по их мнению, было скучно и неинтересно, а что задело и понравилось. Не спешите высказывать свои суждения. Направьте все свои усилия на то, чтобы раскрутить детей на максимально полное и разнообразное обсуждение, а своё мнение и ощущение придержите до самого конца беседы. А лучше всего, если прозвучит как можно больше вопросов, и часть из них, самых острых, самых горячих, останется без ответа. Тогда, возможно, дети возьмут книгу, прочтут произведение и увидят то, чего не хватило им и вам в спектакле. На это взрослому нужно, конечно, потратить время и силы, но это благодарный труд.

Ещё один совет учителям литературы, которые из лучших побуждений каждый год добросовестно изучают театральную афишу в поисках постановок из школьной программы: не стоит вести детей на все спектакли, подходящие под программные произведения, и только на них. Если вас постигнет неудача с выбором постановки, у школьников может навсегда сложиться негативное впечатление о творчестве автора в целом. Если не можете найти достойной постановки — смело идите на хороший спектакль по любому другому произведению этого писателя. Чем разнообразнее откроется детям мир автора, присутствие которого в программе по литературе ограничивается парой рассказов, тем лучше.

Также хорошо дать детям возможность сравнить разные спектакли по одному и тому же произведению. Например, «Карамазовы» в Театре Маяковского и спектакль «Мальчики» в «СТИ» (Студии театрального искусства под руководством С.Женовача) или «Три сестры» в Мастерской П.Н. Фоменко и в Театре «Около дома Станиславского» — два разных творческих взгляда, обращение к разному зрителю и собеседнику.

Будем считать, что советы общего характера закончились. И всё-таки позволим себе сказать пару слов о тех театрах, в которые мы сами стараемся чаще водить своих учеников и куда советовали бы вам повести школьников. Это театр «Мастерская П.Фоменко» и «СТИ» под руководством С.Женовача. Нам кажется, что ни один спектакль этих театров не оставит зрителя равнодушным и уж конечно, разочарованным. Есть работы, которые воспринимаются почти всеми и всегда одинаково увлечённо (например, «Белые ночи» Достоевского или «Как вам это понравится» Шекспира), есть посложнее, которые не стоит выбирать для первого просмотра («Египетские ночи» Пушкина, «Захудалый род» Лескова). Но всегда атмосфера здесь подлинно театральная, тёплая, домашняя, режиссёры умные, интересные и тонко чувствующие автора, актёры всегда работают с полной отдачей и очень профессионально.

Разумеется, это не значит, что интересно ходить только в эти театры. Замечательных спектаклей много. И академические театры обладают замечательным репертуаром, обращённым к юным. Например, в Театре им. Е.Вахтангова «Ёжик в тумане» по сказке С.Козлова. Он идёт на малой сцене, и туда можно водить детей от десяти-двенадцати лет и до самых старших. Красивая философская притча об искусстве и связи поколений каждому будет понятна по-своему. Со старшими детьми в Театр Вахтангова стоит ходить и на постановки В.Мирзоева. Его режиссура оригинальна, современна, остра. Она оставляет яркие эмоциональные впечатления и заставляет увлечённо спорить. В МХТ им. Чехова мы советовали бы смотреть спектакли М.Брусникиной, например «Пролётный гусь» по прозе В.Астафьева. “Деревенская проза” здесь предстаёт свежей, живой, близкой.

В небольших и сравнительно молодых государственных и муниципальных театрах тоже есть немало интересного. В театре «Школа современной пьесы» многие спектакли заставляют по-новому взглянуть на вечные литературные сюжеты и теат­ральные традиции. «Русское варенье» Л.Улицкой, «Чайка — настоящая оперетка» Б.Акунина и многие другие спектакли отсылают нас к творчеству Чехова. Многие современные пьесы, поставленные здесь, как бы вступают в диалог с классикой. Весьма интересный и своеобразный спектакль «А чой-то ты во фраке?». Это необычное прочтение пьесы А.П. Чехова «Предложение» — в жанре современного водевиля. Очень живыми показались нам некоторые работы театра Марка Розовского «У Никитских ворот». «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско входят в негласную десятку лучших спектаклей Москвы, да и «Золотой тюльпан Фан-Фана» подкупает неожиданными режиссёрскими решениями и мощной энергетикой актёров. Можно спорить о деталях, но ни одной минуты не будет скучно. Спектакль «Мой бедный Марат» С.Арцыбашева по пьесе А.Арбузова в театре «На Покровке» производит очень приятное впечатление теплотой лирической интонации. Младшим школьникам будет интересно сходить в театры «Волшебная лампа» и «Тень», где в куклах специально для них рассказываются не только очаровательные сказки А.Милна и Г.-Х. Андерсена, но и непростые сюжеты Пушкина и Шекспира.

Но есть в Москве и совершенно особый род театров — муниципальные театры, где играют дети. Как младших, так и старших школьников, скорее всего, заинтересуют театры «На набережной» Ф.Сухова, «Я сам артист» Д.Калинина, спектакли и творческие вечера школы № 686 «Класс-Центр» С.Казарновского. Эти коллективы играют регулярно, и в их репертуаре такие разные писатели, как Я.Корчак, Х.Кортасар, Б.Лавренёв, А.Пушкин, Т.Янсон, современные драматурги. А ведь ещё есть детские фестивали, куда приезжает множество детских театральных коллективов со всей России и даже со всего мира.

Как мы видим, нет единого рецепта. Нельзя точно назвать, какие спектакли нужно смотреть, а какие обойти вниманием. В любой постановке, как мы уже говорили, чуткий зритель найдёт для себя что-то полезное, откроет новое — будь то неожиданная трактовка образа или же музыкальное оформление спектакля. Важен не только спектакль, но и то, как мы готовимся к встрече с ним и как организуем последействие. Если мы отправляемся в театр открытые к диалогу и умеем продолжить его после просмотра, даже самое печальное зрелище окажется полезным. Не стоит и настраивать детей на встречу с шедевром, как не стоит подогревать слишком критическое настроение. Театр работал над спектаклем, следовательно, хотел что-то сказать, хотел чем-то поделиться. В искусстве не гарантированы удачи. Но разгадывать замысел и соотносить его с воплощением всегда интересно. Это, на наш взгляд, самая верная установка на восприятие. Может, на весьма скромном спектакле какая-то декорация создаст точную атмосферу, расскажет больше, чем актёры на сцене, скучно произносящие свой текст по очереди.

Мы вовсе не призываем смотреть всё подряд и довольствоваться каждой “семейной радостью” разных театральных коллективов. Но вполне можно развить вкус, некое чутьё, позволяющее определить, где искусство, а где мёртвая форма, оставляющая сожаление о потраченном времени и дурное послевкусие. Это чутьё необходимо развивать у школьников. Научившись отделять зёрна от плевел, они начнут ориентироваться в художественном пространстве. И тогда поход в театр на программное произведение станет не скучнейшим принудительным мероприятием, а поводом к собственному творческому поиску.

В рамках статьи невозможно исчерпать все повороты заявленной темы. Но большую помощь в решении проблемы может оказать клуб «Дети — Театр — Образование». Он создан кафедрой эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования и Лабораторией интерактивных театральных проектов на базе Центра образования № 1409 и начал свою работу в сентябре этого года. (Информацию по работе клуба можно получить на сайтах: http://www.kafedramhk.ru/ и http://dimioo.3dn.ru/) Клуб создан специально для того, чтобы школьные учителя, педагоги детских театральных коллективов со своими воспитанниками, да и все, кому интересен театр, и дети могли общаться, обмениваться опытом, встречаться с мастерами русской театральной школы и детской театральной педагогики. В расписании работы клуба — мастер-классы по драматургии, визуальному и музыкальному оформлению спектакля, «Литературные гостиные», мероприятия под забавным названием «Тигры» (термин Ф.В. Сухова), что расшифровывается как театральные игры.

Важно, что театр — это больше, чем просто зрелище, это способ познания мира. Для того чтобы этот процесс познания был интересным и увлекательным, необходимо воспитание зрительской культуры. Клуб «Дети — Театр — Образование» позволяет не только прикоснуться к искусству театра, но на собственном опыте прочувствовать, понять, какой это огромный, сложный, но всё же очень привлекательный мир. Благодаря таким встречам можно проследить весь путь создания спектакля, начиная с написания пьесы или инсценировки и заканчивая выпуском постановки.

Кроме того, в программе клуба — показ спектаклей детских театральных коллективов, студенческих работ, спектаклей профессиональных театров, играющих для детей (ТЮЗов и молодёжных теат­ров). После показов непременно следуют обсуждения как с профессиональной критикой, так и со зрителями по методике “безоценочного интервью”. Это обсуждение увиденного, которое позволяет детям и учителям осознать пережитые впечатления и сформировать свою точку зрения. После такой беседы никто из участников уже не сможет свести увиденное к маловыразительной оценке “понравилось — не понравилось”.

Посещение клуба, открытого как для взрослых, так и для детей, поможет сформировать чуткого зрителя, читателя, творческого ученика. Ведь познав таинства театрального искусства, прочувствовав “на своей шкуре” все прелести и все круги ада этого ремесла, можно прийти к тонкому его пониманию.

Приходите, смотрите. Но, пожалуйста, не забывайте выключать во время просмотра свои мобильные телефоны! Дети учатся зрительской культуре
у нас, взрослых.

Екатерина Бурдова ;
Ирина Сергеевна Есина ,
педагог кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, педагог по сценической речи московской школы № 123.