Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2009

Листки календаря

18 октября 1934 года в Москве в доме возле Чистых прудов родился Игорь Всеволодович МОЖЕЙКО — под этим именем его позже узнают читатели историко-географических очерков в журналах «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня», а также все, кто сколько-нибудь серьёзно интересуются историей и востоковедением. Для них труды учёного, исследователя истории и культуры таинственной страны Бирмы, защитившего в 1965 году диссертацию по теме «Паганское государство (XI–XIII веков)», мало общего имеют с пространством научной фантастики и, тем более, детской литературы.

А между тем именно здесь у него тысячи поклонников. Правда, для совмещения столь разных профессий и жизней в своё время Игорю Всеволодовичу пришлось совершить некоторые усилия.

Пираты, награды, Великий Гусляр и Алиса Селезнёва

Автошарж Игоря Можейко–Кира Булычёва.
Рисунок с сайта http://bvi.rusf.ru/fanta/fwho065.htm

“Я к этому времени уже заканчивал аспирантуру, — рассказывал Можейко позднее, — и представил себе, как приду в институт, когда это будет напечатано, и мне скажут: «Вот вы, товарищ Можейко, на овощную базу не пришли, к товарищу Ивановой не по-товарищески отнеслись, опоздали на собрание и ещё пишете фантастику!» Мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом.

А так как времени на это не было, то я взял имя своей жены (Кира), фамилию мамы (Булычёва), составил из этого такое вот механическое образование и подписал произведение:

Кир БУЛЫЧЁВ.

И подпись эта — она как бы оторвалась от меня и уже звучала, существовала сама по себе. И менять её мне как-то было уже неудобно — перед этим Киром Булычёвым. Вот так он и остался”.

Остался — автором знаменитых «Приключений Алисы», имевших долгую, на радость детям, историю (более двадцати книг, калейдоскоп чудес и событий — от приключений в подземном мире, захваченном вероломным учёным, до космических путешествий, от перелёта в далёкое прошлое, населённое сказочными персонажами, до поисков легендарной Атлантиды и борьбы за свободу её обитателей). А кроме того, Кир Булычёв–И.В. Можейко — создатель «Города Великий Гусляр», «Театра теней» и множества других романов и повестей для детей и для взрослых.

“Остаётся только добавить, — дополняет рассказ своего друга биограф Кира Булычёва, автор воспоминаний о нём А.Щербак-Жуков, — что не все редактора с пониманием отнеслись к этой конструкции, поэтому в ранних публикациях появлялись вариации «Кир. Булычёв» (с точкой-сокращением) и «Кирилл Булычёв»”.

Какими же они были, эти ранние публикации?

Если не брать в расчёт первые два рассказа, напечатанные в популярнейшем журнале «Вокруг света» ещё под настоящей фамилией, то начало литературному пути Кира Булычёва положил сборник коротких рассказов о «Девочке, с которой ничего не случится» (1965). Прототипом героини сборника, а после и всей многоцветной серии «Приключения Алисы», стала дочь писателя Алиса Можейко, которой на момент выхода книги было около четырёх лет.

Здесь мы, разумеется, не можем не вспомнить Англию позапрошлого века, где появилась другая книга о приключениях девочки с тем же именем.

Льюис Кэрролл (Lewis Carroll; такое литературное имя придумал себе Charles Lutwidge Dodgson) написал свою «Алису в Стране чудес» (в оригинале — «Alice in Wonderland») “в честь дружбы” с маленькой Алисой Лидл, дочерью декана того самого колледжа, где английский писатель преподавал.

Удивительно, между судьбами Кэрролла и Булычёва действительно немало перекличек, сходств, совпадений: оба они — серьёзные учёные, Можейко — историк, Додж­сон и вовсе — математик, оба выпускали свои книги под псевдонимом, оба завоевали любовь читателя историей девочек — сначала школьницы младших классов, затем подростка — Алисы. Только вот волшебная страна Белого Кролика и таинственное Зазеркалье в историях Кира Булычёва оказались заменены межгалактическими пространствами, которые в буквальном смысле слова бороздит на космических кораблях — разумных, как Гай-до, или не очень разумных — Алиса со своими друзьями.

Прошлое здесь смешивается с будущим. А очевидная воспитательная направленность: нельзя лгать, нельзя забывать друзей и “тех, кого приручил”, нельзя теряться перед лицом опасности (все эти постулаты становятся живыми и осязаемыми в образе Алисы, пытливой, бесстрашной и осторожной одновременно) — уравновешивается стремительным движением сюжета. И хотя Алисе то и дело приходится одёргивать своих многочисленных друзей, вступающих в схватки с космическими пиратами (“Ты же забываешь, что мы имеем дело со взрослыми бандитами!”), добро в конце концов торжествует, и обычные школьники из XXI века отправляются в новые космические путешествия.

Совсем не так благополучно обстоят дела у героев взрослых повестей и романов Кира Булычёва. Несмотря на то что жанр научной фантастики в советские годы требовал от писателя героического и оптимистического изображения будущего населения Земли, Кир Булычёв сосредотачивал внимание читателя на жизни частного человека, на его радостях, горестях и трудностях, неизбежно возникающих при выживании в огромном, разросшемся и грозящем неизведанными опасностями мире.

По словам всё того же Щербака-Жукова, создателю “межгалактических” невероятных историй “важны не подвиги, открытия и приключения, а <…> люди, которые, несмотря на невероятность мира и груз событий, остаются простыми, добрыми — человечными!”
Но трудно оставаться человечным, когда ты, по сути, не человек, а — любимец, нечто вроде домашнего животного для захвативших Землю таинственных “спонсоров” — жабообразных существ с “чешуйчатыми тушами” и “блестящими, словно смазанными жиром, головами”.

В позднем романе Кира Булычёва «Любимец» (1991) описывается страшная и по-настоящему трагическая ситуация сосуществования людей и пришельцев. Судьба Тимоши, домашнего любимца, сбежавшего из богатого и в общем-то почти родного дома “спонсоров” на волю, к бездомным людям, развенчивает миф об инопланетянах-гуманистах, столь последовательно насаждаемый советской фантастикой и — в книге Булычёва — самими “спонсорами”, новыми хозяевами земли и землян:

“Когда спонсоры прилетели на землю, неся с собой свет знания, среди людей были отдельные лица, которые не понимали истинных целей спонсоров и старались им помешать. С этими людьми, вооружёнными танками и другими средствами массового уничтожения, пришлось обращаться со всей беспощадностью справедливости. Мне приходилось видеть исторические телевизионные фильмы, в которых мелкие, но страшно злобные люди старались взорвать военные и идеологические объекты спонсоров, и тем, в принципе добрым и доверчивым, пришлось принести тяжёлые неоправданные жертвы, прежде чем они победили. Я помню, как с негодованием смотрел эти фильмы <…> и даже стыдился того, что мне пришлось родиться в шкуре человека…”

Разве не напоминают эти воспоминания, проносящиеся в мозгу Тимоши, из воспитанного в холе домашнего любимца ставшего вдруг одним из “бездомных людей”, об искажённом сознании человека XX столетия с его перепутанными, изменёнными понятиями о свободе и несвободе, чести и совести, правде и лжи?..

Кир Булычёв, будучи и историком, и — в своём качестве признанного и любимого детской аудиторией писателя — педагогом, старается вернуть вещам и мыслям их первозданное значение, их роль в сознании общества и человека. Его как историка волновало время, волновали новые, всё более фантастические, запросы эпохи; последний роман Кира Булычёва, «Убежище», очевидно, задумывался писателем как ответ «Гарри Поттеру» и должен был открыть новую — после «Приключений Алисы», «Великого Гусляра», «Интергалактической полиции» и других булычёвских книг-циклов — серию романов о мальчике Севе, жизнь которого изначально и накрепко связана одновременно с наукой и волшебством.

К сожалению, этот замысел не получил своего полного воплощения, роман «Убежище» вышел уже после кончины писателя (5 сентября 2003 года).

Поклонникам произведений Кира Булычёва!

Советуем прочитать книги историка Игоря Можейко

В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ: Очерки истории пиратства
в Индийском океане и Южных морях (XV–XX века).

М.: Наука, 1977. Затем переиздавалась. См.: ПИРАТЫ,
КОРСАРЫ, РЕЙДЕРЫ: Очерки истории пиратства в
Индийском океане и Южных морях (XV–XX века)
.
3-е изд., доп. М.: Наука, 1991.


1185 ГОД. (ВОСТОК — ЗАПАД).
М.: Наука, 1989. Выходила также под
названием ЗАГАДКА 1185 ГОДА:
Русь — Восток — Запад (М.: Вече, 2007).

 

НАГРАДЫ // Полное собрание сочинений.
Историческая серия. Т. 5. М.: Хронос, 1998.

 

Елена Погорелая