Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2009

Я иду на урок
11-й класс

Мы делаем газету о Тургеневе

Урок, на котором мы ставим целью развитие письменной речи, можно провести в форме игры «Мы делаем газету». В ходе такой игры ученики получают роли журналистов, редакторов, корректоров, делятся на четыре группы в соответствии с количеством страниц газеты и создают тексты публицистического стиля. Мы расскажем об опыте работы над газетой о нашем земляке И.С. Тургеневе (она создавалась к его юбилею, но такая привязка в принципе не обязательна).

Первый этап — создание макета большой газеты.

• Школьная газета «И слово звучит»
• Интервью «Орфей собирает друзей»
• Очерк «Когда мы были в Спасском…»
• Заметки «Знаете ли вы, что…»

Первая группа готовит торжественное слово о Тургеневе. В нём должны быть и рассуждение о том, что значит имя писателя для наших современников, и призыв к взрослым и детям читать произведения Тургенева. Необходимо использовать восклицательные и вопросительные предложения, обращения, которые придадут тексту эмоциональность, некоторые общепринятые клише. Ученики подыскивают фотографии для своей страницы, редактор набирает текст на компьютере и вставляет в него соответствующие теме фотографии (так делают представители каждой группы).

Вторая группа составляет вопросы для интервью с одним из участников школьной конференции, посвящённой творчеству И.С. Тургенева. Этот жанр — один из важных для газеты. Чтобы интервью получилось удачным, надо отыскать интересного собеседника, изучить предмет беседы, продумать основные и дополнительные вопросы.

Третья группа работает над очерком, в котором будет описана экскурсионная поездка в Спасское-Лутовиново.

На последней странице ребята из четвёртой группы решили разместить интересные факты из жизни и творчества писателя.

Учитель заранее проверяет материалы и составляет план урока.

1. Отчёт представителей четырёх групп.
2. Лото «Определи ошибку».
3. Взаимное редактирование представленных ста­тей.
4. Результаты редактирования, печать газеты.
5. Подведение итогов урока.

Все работы распечатываются, и на уроке редакторы вначале зачитывают их, а затем обмениваются текстами для взаимопроверки. Используя памятку с видами ошибок, учащиеся внимательно перечитывают сочинения и обсуждают варианты исправления. Заключительный этап игры — объявление результатов редактирования текстов, исправление ошибок в электронном документе и печать школьной газеты.

К уроку потребуются: компьютер, проектор, памятки учащегося, раздаточный материал, статьи в газету, слайды с фотографиями и репродукциями картин, макет газеты, лото.

Прокомментируем этапы урока.

1. Отчёт представителей четырёх групп

Первая группа (1-я страница. «Поздравление») подготовила такой текст.

Уважаемые ученики, учителя и родители!

Поздравляем вас с замечательным событием в культурной жизни нашего края — 190-летием со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.

Что значит имя всемирно известного писателя для нас сегодня? Безусловно, это великолепное искусство русского слова, в котором Иван Сергеевич Тургенев запечатлел наш любимый орловский край, красоту неброской природы и красоту простого человеческого счастья. Читая такие произведения, как «Записки охотника», «Дворянское гнездо», перед нами встают наши родные места: Орловское Полесье, Спасское-Лутовиново, улицы города Орла. Мы видим в героях произведений наших земляков, живших более 150 лет назад. Среди них — Герасим из рассказа «Муму», настоящий русский богатырь; бескорыстный однодворец Овсяников из «Записок охотника», спасший людей от голода; прекрасная тургеневская девушка Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо», пожертвовавшая своим счастьем во имя высокого долга. В этих героях проявилась вера Ивана Сергеевича Тургенева в великие, неисчерпаемые духовные возможности народа.

Хотя писатель прожил долгие годы вдали от России, но его сердце и мысли всегда были с ней. И.С. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык, “этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.

Дорогие друзья, обязательно прочитайте произведения нашего великого земляка, и перед вами откроется прекрасный поэтический мир, развивающийся по законам красоты!

Учитель. Анализировать и редактировать поздравление будет вторая группа после выступления всех редакторов. А сейчас слово предоставляется руководителю второй группы.

Вторая группа2-я страница. Интервью «“Орфей” собирает друзей».

Вот уже три года в нашей школе действует научное общество «Орфей», получившее высокую оценку и награды в городских и областных исследовательских конкурсах. Завершила свою работу школьная конференция «О красоте, природе и человеке», посвящённая 190-летию И.С. Тургенева. Мы составили четыре вопроса и обратились к одному из её участников, ученику 10-го класса Александру Гуркину.

Корреспондент. Саша, не считаешь ли ты, что заниматься исследованием — это нудное и скучное занятие?

А.Г. Я хочу в ответ процитировать слова Александра Сергеевича Пушкина, который считал, что самым интересным на свете является следование за мыслью великого человека. А таковым для меня является Иван Сергеевич Тургенев. Я думаю, что каждый может попробовать свои силы в научной работе, ведь «Орфей» всегда собирает друзей.

Корреспондент. Саша, поделитесь своими впечатлениями о конференции.

А.Г. Сейчас, когда все волнения позади, я могу сказать, что чувствую радость оттого, что всё удалось. Ребята, на мой взгляд, хорошо защитили свои рефераты и исследовательские работы, их было десять.

— Какие из них были наиболее интересными?

— Мне понравились выступления Алёши Рыцарева о театре И.С. Тургенева, Саши Коновалова о языке «Записок охотника» и Логвиновой Насти о пушкинских традициях в творчестве И.С. Тургенева. Тургенев вслед за Пушкиным стремился к наиболее правдивому изображению внутреннего мира человека. И для этого искал художественные средства, способные показать человеческие переживания именно так, как они чаще всего проявляются в жизни.

Корреспондент. Саша, расскажите о своей работе.

А.Г. Ещё в прошлом учебном году я выбрал тему для исследования «Приёмы изображения героев в романах И.С. Тургенева» и начал читать книги «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети», а затем внимательно перечитывал и анализировал тургеневские приёмы: отсутствие прямой авторской характеристики персонажей, приём испытания героев любовью, тайный психологизм. Положительные персонажи, духовно близкие автору, изображаются изнутри их сознания, формами внутреннего монолога. А люди значительные, но далёкие писателю показаны со стороны, в сознании окружающих.

Корреспондент. Саша, мы благодарим тебя за содержательное интервью и желаем тебе успехов в творчестве.

Третья группа — 3-я страница. Эссе «Когда мы были в Спасском…».

Осенью прошлого года мы отправились на экскурсию в Спасское-Лутовиново. Мы хотели надышаться воздухом тургеневского парка и взглянуть на дорогие писателю места, поклониться его малой родине. Эта экскурсия вызвала много чувств и мыслей, которыми поделится с вами Логвинова Настя.

“Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь…”, — просил Иван Сергеевич Тургенев в одном из писем к Полонскому. Пока я перечитываю эти строки, в моём воображении возникают знакомые фотографии усадебного дома, прямых аллей парка и огромного, широко раскинувшего ветви дуба. Это любимое место Тургенева.

Сегодня я иду к усадьбе и сквозь переплетение ветвей вижу светлый деревянный дом с мезонином, за которым высоко несут свои вершины старые деревья парка. Необъяснимое чувство светлой грусти и в то же время умиротворения ощущаешь под сводами вековых деревьев. Хорошо, что здесь не стригут деревья, это придаёт парку заслуженное величие.

А вот и дуб, посаженный самим Тургеневым. Они, конечно, хорошие друзья, человек с мощным талантом и могучее дерево. Здесь особенно понимаешь, почему у писателя было необыкновенно острое чувство природы. Вот мальчишка бежит по аллеям парка, чтобы скрыться в укромном местечке от угроз матери и поделиться с природой своей обидой. А вот высокий старик медленно идёт по дорожке к любимой скамеечке над прудом, чтобы встретить рассвет и получить так необходимую ему духовную поддержку. Между этими мгновениями — целая жизнь, наполненная горестями и радостями, утратами и приобретениями…

Интерьер дома помогает мне перенестись в далёкое прошлое и представить, как Иван Сергеевич принимал здесь своих друзей, как спорил с ними и обсуждал новинки литературы, театральные постановки. А за окнами всё падают листья и стоят деревья-исполины так же, как сто лет назад. Нет, всё-таки что-то изменилось в мире. Наверное, стало светлее и радостнее. Теперь мы можем найти ответы на волнующие нас вопросы в книгах Тургенева, открывшего тайну предназначения человека. Я тоже изменилась благодаря Спасскому и узнала многое о необыкновенном писателе.

Четвёртая группа — 4-я страница. Знаете ли вы, что…

Для нашей страницы мы написали две интересные, на наш взгляд, заметки о предках по линии отца писателя и об одном иллюстраторе книги Ивана Сергеевича Тургенева «Сказки», изданной в Орле.

Подвиг Петра Никитича Тургенева

К отцовской родословной Иван Сергеевич питал особый интерес и вполне заслуженно гордился ею. В отличие от Лутовиновых Тургеневы оставили заметный след в отечественной истории.

С гордостью вспоминал писатель о подвиге Петра Никитича: в эпоху Смуты и польского нашествия в 1606 году в Кремле он бесстрашно обличил Лже­дмитрия, бросив ему в лицо всенародное обвинение: “Ты не сын царя Иоанна, а Гришка Отрепьев, беглый монах из Железноборовского монастыря, я тебя знаю!” За это был подвергнут праведник жестоким пыткам и казнён на лобном месте.

История одной книги

В 2005 году в книжных магазинах нашего города появилась чудесная книга И.С. Тургенева «Сказки», в красном переплёте с золотой рамочкой, с красочными иллюстрациями. Вскоре мне подарили это произведение искусства. Оказалось, что иллюстрации к каждой сказке нарисовали орловские дети, среди которых была Катя Чистякова, ученица нашей школы. В этой книге три её рисунка. Особенно мне понравилась иллюстрация к трогательному рассказу «Перепёлка». Катя показала самый важный момент повествования, когда перепёлка отвлекает собаку от своих птенцов.

И в мире людей, и в мире животных матери порой совершают настоящие подвиги, спасая детей.

2. Лото «Определи ошибку»

Учитель. Теперь вы обменялись текстами для взаимного редактирования написанного и попробуете себя в роли редактора и корректора. Вначале давайте повторим виды речевых ошибок с помощью ЛОТО и памятки для учащегося. (Редакторы раздают дидактический материал в своих группах и памятки с видами речевых и грамматических ошибок, начинается соревнование «Кто быстрее и точнее определит вид речевой или грамматической ошибки и устранит её».)

Дидактический материал

1. Это произведение поражает нас своей правдивостью и жизненностью.
2. О войне написано много произведений. Писатели с интересом обращаются к этой теме.
3. Героиня нуждается в постоянном восхищении.
4. Живя в монастыре, мечты преследовали Мцыри.
5. В романе Твардовского «Василий Тёркин» раскрывается тема героизма на войне.
6. Когда мы подъехали поближе, то увидели, что этот куст сирени самый красивейший.
7. Тёркин — это незаурядная личность, которую мы наблюдаем в течение всей поэмы.
8. На другой день Ася изменилась, она не смотрела на рассказчика и хорохорилась.
9. К Вареньке рассказчик относится восторженно, к Гагину он относится по-дружески.

Когда учащиеся заполнят все клетки лото, редакторы вывешивают таблицы с ответами на магнитную доску. Учитель вывешивает образец, проверяет работу учащихся, определяет победителя и даёт слово представителю победившей команды для комментирования.

3. Взаимное редактирование представленных статей.

1. Речевая ошибка.
Плеоназм
2. Речевая ошибка.
Тавтология
3. Речевая ошибка.
Лексическая несочетаемость
4. Грамматическая ошибка. Синтаксическая 5. Фактическая ошибка. 6. Грамматическая ошибка. Морфологическая
7. Речевая ошибка.
Канцеляризм
8. Речевая ошибка.
Стилистическая
9. Речевая ошибка.
Повтор слова

Редакторы раздают несколько копий одного текста в своей группе для внимательного чтения и словари. Затем идёт обсуждение и редактирование текстов.

4. Результат редактирования, поправки в текстах

Поздравление (2-я группа)

Мы редактировали текст поздравления, которое написано в публицистическом стиле, в жанре торжественного поздравления. В тексте прослеживается логичная композиция; переход от поздравления к рассуждению о значении И.С. Тургенева в истории орловского края осуществлён с помощью вопросительного предложения. Текст обладает законченностью, но необычной: авторы сделали концовку побуждающей к действию. Мы считаем, что это оправдано особенностями стиля.

Но в тексте, на наш взгляд, есть речевое и грамматическое нарушения: неоправданный повтор слова “красота” и неверное построение предложения с деепричастным оборотом, который не согласуется со сказуемым, из-за этого искажается смысл. Мы предлагаем такой вариант: первое слово “красота” можно заменить словом “прелесть” (природы). Предложение с оборотом можно исправить так: “Читая такие произведения, как «Записки охотника», «Дворянское гнездо», мы не только следуем за мыслью великого человека, но и с гордостью узнаём наши родные места: Орловское Полесье, Спасское-Лутовиново, улицы города Орла”.

(Редактор первой группы получает проверенный текст и вносит исправления в электронный документ в компьютере.)

Интервью (1-я группа)

Нам понравилось интервью со старшеклассником, потому что в нём сохранилась интонация непринуждённой беседы с интересным человеком. В интервью может использоваться разговорный стиль (короткие простые предложения, глаголы, которые передают меняющееся действие). Повторы в тексте можно считать оправданными.

Но нарушение в логике построения интервью надо устранить. Сначала должен быть вопрос о впечатлениях. Мы предлагаем нашим товарищам первый вопрос поставить в конце статьи, композиция будет более чёткой.

Также в первом предложении есть нарушение: “нудное и скучное занятие”. Это плеоназм. Также мы считаем, слово “нудное” надо заменить на “трудное”, которое сочетается со словом “исследование”.

Очерк (4-я группа)

Сочинение Логвиновой Насти пробудило и в нашей памяти воспоминание о поездке в Спасское-Лутовиново благодаря тому, что автор легко переносится из прошлого в настоящее, откровенно делится своими мыслями. Текст станет лучше, если устранить речевые нарушения, связанные с использованием однокоренных слов — тавтологией: “Хорошо… хорошие друзья”. “Хорошие” можно заменить — “замечательные”. В предложении “Здесь особенно понимаешь” неверный порядок слов, что привело к искажению смысла. Мы предлагаем “особенно” поставить перед “здесь”, чтобы подчеркнуть значимость места.

Заметки (3-я группа)

Заметки нам понравились, для нас это новый познавательный материал, поэтому его можно опубликовать. Но нужно устранить речевые нарушения в заметке «История книги», связанные с неправильным выбором слов: точнее не “показала” эпизод, а изобразила. И в мире людей, и в мире животных матери порой совершают настоящие подвиги, спасая детей. Слово “мать” больше ассоциируется с миром людей, поэтому мы предлагаем такой вариант: “И в мире людей, и в мире животных можно увидеть настоящие подвиги самопожертвования”.

5. Подведение общих итогов урока. Распечатка и вывешивание газеты.

Литература

Капинос В.И. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1978.

Кожин М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

Лидман-Орлова К.Г. Учимся писать изложение. М.: Дрофа, 2003.

Мартьянова И.А., Сергеева Е.В. Сочинение: пишем на “отлично”. СПб.: Сова, 2002.

Миловидова И. Проверьте свою грамотность. Тверь: Фамилия, 1995.

Рыбкина О.А. Русский язык и культура ре­чи. Орёл: ОГУ, 2003.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982.

Елена Алексеевна Мажорина ,
учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №10, г. Орёл.
Рейтинг@Mail.ru