Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2009

Я иду на урок
9-й класс

“Тургеневская любовь — это…”

Повесть И.С. Тургенева «Ася» важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить в 9-м классе на эту повесть особое внимание. Предлагаю вам рабочую тетрадь для учеников, которой мы пользуемся на заключительном уроке по «Асе». Тема урока: «Тургеневская любовь — это…». Урок направлен на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного мира личности через сопереживание героям, обучает школьников внимательному, вдумчивому чтению. На уроке большое внимание уделяется таким художественным средствам, как ключевые слова, художественные детали, пейзаж, которые помогают понять и оценить душевное состояние героев. Урок позволяет пополнить опыт творческой деятельности, погружает каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства. Ход урока будет понятен практикующему учителю из самой композиции рабочей тетради. Можно также воспользоваться нашими комментариями, которые мы печатаем после тетради.

Рабочая тетрадь по теме
«Тургеневская любовь — это...»
(по повести «Ася»)

1. Выберите из таблицы определения, с которыми, по вашему мнению, ассоциируется слово “любовь”.

Таблица оценочных определений

Бездумья состояние
Беспечная
Благоговейная
Вдохновенная
Возвышенная
Воодушевлённая
Кипучая
Молитвенная
Упоительная

Необъяснимая
Одухотворённая
Окрылённая, окрыляющая
Пламенная
Покаянная
Святая
Страстная
Трепетная

2. Проблемный вопрос урока: Почему счастье, которое было “так близко, так возможно”, оказалось несбывшимся, упущенным?

3. Работа в группах.

Задание группе «Биографы». Расскажите, каким вы видите господина Н. на первых страницах повести?

Опора. Сколько лет господину Н.? Каковы его занятия, увлечения? Что привлекает его внимание во время путешествий? В кого он “влюблён” и влюблён ли на самом деле? Обратите внимание на художественные детали (“поражён в сердце”, “жестоко меня уязвила”, “краснощёкий лейтенант”, “почёл долгом предаться печали и одиночеству”), которые помогут понять, насколько глубоко чувство героя.

Задание группе «Художники». Создайте словесный портрет Аси. Рассмотрите предложенные вам иллюстрации и определите, кто из девушек похож на Асю. Почему?

Опора. Обратите внимание на ключевые слова текста: “чёрные светлые глаза”, “что-то особенное”, “странная”, “не совсем естественное”.

Задание первой группе «Психологи». Найдите на страницах повести и зачитайте примеры странного поведения Аси во время прогулки. Объясните причину такого поведения.

Опора. Ася сидит на уступе стены, прямо над пропастью. Ася поливает цветы на стенах развалин водой. Ася сломала длинную ветку, положила себе на плечо, как ружьё, повязала голову шарфом.

Задание второй группе «Психологи». Найдите на страницах повести и зачитайте примеры странного поведения Аси дома. Объясните причину такого поведения.

Опора. Ася во время обеда — приличная и благовоспитанная барышня (гл. IV). Ася у окна за пяльцами (гл. V).

Задание группе «Лирики». Найдите описание летнего вечера. Выразительно прочитайте его. Как пейзаж помогает понять душевное состояние Аси в этот вечер?

Опора. При ответе воспользуйтесь данным началом: “Пейзаж не просто фон, на котором разворачиваются события. Он помогает понять…”

4. Обратитесь к тексту и ответьте на вопрос: “Какие чувства испытывает господин Н. к Асе?”

Цитатник

гл. II. “…в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице, молодой вдове”
гл. IV. “Я начал думать… думать об Асе”
гл. V. “…я уверял себя, что мне хочется повидаться с Гагиным, но втайне меня тянуло посмотреть, что станет делать Ася, так же ли она будет чудить”
гл. VII. “Я уверял себя, что единственной причиной моего внезапного нерасположения к ним [Гагину и Асе] была досада на их лукавство”
гл. VIII. “Я почувствовал какую-то сладость — именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили”
гл. X. “…во мне зажглась жажда счастья, счастья до пресыщения”

5. Проанализируйте две встречи, два разговора: первый разговор (гл. IX) и сцену разрыва (гл. XVI), заполнив сводную таблицу недостающей информацией. Охарактеризуйте душевное состояние господина Н. и Аси. Объясните причину их разрыва.

Первый
разговор
гл. IX
Линия
сравнения
Сцена
разрыва
гл. XVI
“облитая ... светом”;
“всё радостно сияло вокруг”
1. Цвет и свет  
Образ летящей птицы 2. Ключевой образ Она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как...
Ася 3. Кто ведёт разговор?  
“Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на ...” 4. Какое желание рождается у героев?  

6. Продолжите высказывание “«Тургеневская любовь» — это...”.

7. Из предложенных отрывков стихотворений выберите те, которые соотносятся с темой урока. Свой выбор объясните.

А.Фет

***

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь…

***

Мелькнёт ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю.

А.Пушкин

***

Спокойствие моё я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться.

***

Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.

С.Есенин

***

Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

А.Блок

***

Но час настал, и ты ушла из дому,
Я бросил в ночь заветное кольцо.

М.Лермонтов

***

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню…

***

Хоть будешь ты ещё любить,
Но прежним чувствам нет возврату,
Ты вечно первую утрату
Не будешь в силах заменить.

***

Ты любишь искренно и пламенно, а я —
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

Ф.Тютчев

***

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому ещё не удавалось!

К.Бальмонт

***

Уж пробежали годы …
А я? Я всё люблю, как прежде, как впервые.

8. Домашнее задание на выбор.

Найдите стихотворения поэтов ХІХ–ХХ веков, созвучные теме “тургеневской любви”.

Комментарии в помощь учителю

Вступительное слово к уроку может быть таким: “Я принесла сегодня на урок Её записочки, которые Он хранил всю жизнь как святыню, высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который Она некогда бросила ему из окна. Всё это было для Него самым сокровенным в жизни. Как вы считаете, почему Он хранил эти предметы? Почему так дороги были они Ему? (Он любил её всю жизнь.) Кто этот человек? (Господин Н. — герой повести Тургенева «Ася».)

Работа с таблицей оценочных определений: ученики подбирают оценочные определения к слову “любовь” на основе ассоциаций.

Формулировка темы, цели, проблемы урока. Но есть ещё одно определение любви. Оно вошло в литературу с именем Тургенева — “тургеневская любовь”. Какая она? В чём загадка этой любви? Какими приёмами пользуется автор, создавая историю “несбывшегося, но бесконечно близкого счастья”? (На доску прикрепляются таблички-вопросы.) На эти вопросы ответит сегодняшний наш урок-размышление «“Тургеневская любовь” — это…» (продолжение темы прозвучит в конце урока). Сегодня мы задумаемся над судьбами героев: господина Н. и Аси (показываю на силуэты героев, которые прикреплены к доске) и попытаемся ответить на проблемный вопрос урока: “Почему счастье, которое было «так близко, так возможно», оказалось несбывшимся, упущенным?”

Работа в группах. Итак, повесть «Ася». Как же всё начиналось? Как зародилась любовь? и в чьём сердце? К ответам на эти вопросы мы придём, поработав в группах. Группа «Биографов» познакомит нас с героем — господином Н., расскажет о его занятиях, увлечениях. Понять внутренний мир Аси поможет группа «Психологов», а словесный портрет героини представит группа «Художников». «Лирики» обратятся к пейзажу и покажут, как он помогает раскрыть внутренний мир героини. Суть душевных переживаний героев откроет не только пейзаж, но и художественная деталь, ключевое слово.

Примерные ответы групп

Биографы. Господин Н. здоров, молод, весел, богат, ему нравится наблюдать жизнь, людей. Поэтому любит путешествовать. Влюблён? Правда, не­удачно. Он всё об этом вспоминает, но больше потому, что нечем больше занять внимание. А история с немочкой — всё-таки какое-то развлечение. Художественные детали помогают понять несерьёзность чувства господина Н.

Художники. Выражение глаз, движения, причёс­ка, смех — всё было каким-то странным, особенным, загадочным в Асе. “Капризной девочкой с натянутым смехом” кажется она господину Н. “Что за хамелеон эта девушка!” — восклицает наш герой.

Психологи. Ася уже неравнодушна к герою. Она хочет привлечь его внимание, но не знает как. Вот почему героиня разыгрывает разные роли: то перед нами приличная, благовоспитанная барышня, то русская девушка, то капризная девочка.

Лирики. Река, таинственный блеск, пахучий воздух, звуки вальса, луна. Пейзаж не просто фон, на котором разворачиваются события. Он помогает понять внутренний мир героини. Ася “сказала, что хочет спать, и ушла в дом”, однако она, “не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном и смотрела на реку”. Ася волнуется, она уже любит.

Работа с цитатником. “Именно этой ночью пробудилось и расправило первые лепестки молодое чудесное чувство — любовь. Но любовь в чьём сердце? (Аси.) (Обращаюсь к силуэтам и перемещаю силуэт Аси к силуэту господина Н.) А что же наш герой? Какие чувства испытывает он? Обратимся к тексту и ответим на эти вопросы.

Примерный ответ. Мы видим, как расцветает любовь и в сердце господина Н. Сначала это просто интерес к необычному, затем досада, разочарование и, наконец, что-то далёкое, не осознанное самим героем начинает зарождаться в его душе. Этому чувству ещё нет словесного выражения, ещё не сказано “люблю”.

Работа со сводной таблицей. Итак, тропинка друг к другу найдена. Почему же герои расстаются? Ведь счастье было “так возможно, так близко”? Предлагаю проанализировать две встречи, два разговора: первый разговор (гл. IX) и сцену разрыва (гл. XVI), заполнив сводную таблицу недостающей информацией. (Внизу — таблица в полном виде.)

Примерные комментарии учеников к таблице. “Светлый” мир Аси (гл. IX) яркий, в нём всё проникнуто оптимизмом, страстью жизни, желанием подвига. Она любит так, что ощущает себя птицей. Эта любовь чистая, одухотворённая. Эта любовь — всё: восторг, надежда, счастье… “Чёрный” (тёмный) цвет ассоциируется с печалью, трагедией. Это мир господина Н. (гл. XVI). Он говорит, она молчит, он не любит, она любит, она убегает, он остаётся.

Беседа по вопросам

1. Почему Ася говорит: “Крылья у меня выросли, а лететь некуда?”
2. Зачем героиня назначает свидание господину Н., если не уверена в его любви?
3. Скажет ли господин Н. это заветное “люблю”?
4. Почему господин Н. разорвал отношения с Асей? Была ли у господина Н. возможность сказать Асе о своей любви к ней?
6. Почему уже двадцать лет герой вспоминает Асю?

Примерные ответы учеников. “Ася допускает, что господин Н. её не любит”; “Ася надеется, борется, расстаться с любимым тяжело”; “Господин Н. был не готов к решительному признанию. Герой неповинен в своём несчастье: «Я колебался, его внезапность меня смущала»”. (Возможна точка зрения, что героя погубила его душевная дряблость, нерешительность. Тогда можно сказать о спорах, которые разгорались в литературной критике после публикации повести «Ася» (статья Чернышевского «Русский человек на rеndez-vous», статья Писарева «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова».) “Господин Н. отложил счастье на завтра. А «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день — а мгновенье»”; “Господин Н. любил Асю всю жизнь”.

Комментарий учителя. Такая любовь, трепетная, нежная, вечная, была у самого писателя к французской певице Полине Виардо. Он писал ей: “Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… Мне приятно ощущать в себе после семи лет всё то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвящённое Вам. Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище” (из письма И.С. Тургенева к Полине Виардо от 1(13) ноября 1850 г.). Полина Виардо вдохновила писателя на талантливые произведения о любви — «Вешние воды», «Первая любовь», «Ася». Эти повести подарили нам поэтический образ “тургеневской девушки”. Это девушка странная и милая, с лёгким смехом или заплаканными глазами, которая может подарить счастье. (Обращаю внимание на галерею портретов “тургеневских девушек”.)

Первый разговор гл. IX Линия сравнения Сцена разрыва гл. XVI
“облитая ясным солнечным светом”;
“всё радостно сияло вокруг”
1. Цвет и свет “В небольшой комнатке, куда я вошёл, было довольно темно”.
Образ летящей птицы 2. Ключевой образ Она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка.
Ася 3. Кто ведёт разговор? Господин Н.
“Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг”. 4. Какое желание рождается у героев? Расстаться

 

Татьяна Львовна Амбрушкевич ,
учитель русского языка и литературы Осиповичской гимназии; Беларусь, Могилёвская область, г. Осиповичи.
Рейтинг@Mail.ru