Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2009

Курс молодого словесника
Курс молодого словесника

О планах, конспектах и других “тугаментах”

Первая реакция молодого учителя на требование составить план уроков на год обычно бывает… как бы помягче сказать? — негативной. Как можно составить план на год? Откуда я знаю, сколько уроков пропадёт из-за моей простуды и сколько у меня отнимут ради какой-нибудь спартакиады? И к чему эта филькина грамота, в которой не отражены ни грядущие катаклизмы, ни моё вдохновение (для планов разрушительное), ни детское нерадение (разрушительное вдвойне)?

Не лучше и с конспектами уроков. Вообще-то уже лет двадцать, как форма этого “тугамента” (говоря по-лесковски) имеет право быть свободной: как вам удобно, так и пишите. Однако параллельно существует некий призрак “методически безупречного”, парадного конспекта, и как же не потребовать от молодого учителя со всеми китайскими церемониями оформленной бумажки? Для его же пользы! На самом деле целая тетрадка выйдет, если “прописать” все цели и задачи, материалы и оборудование, этапы урока, да что скажет учитель, да что ученики ему ответят (а то ведь, если заранее не написать, они такого наотвечают…). Есть, есть на свете методисты, которые всё это требуют — хотя и не имеют права, строго-то говоря. Но, впрочем, времена всё же не те, чтобы вас не пустили на урок, если у вас нет такой бумаги. Пустят вас на урок и вовсе без конспекта — хотя и не следовало бы…

Теперь к делу. Сначала о планировании — тут всё довольно просто. Конечно, мы не можем знать, сколько уроков пропадёт и сколько, наоборот, появится сверх плана в виде неожиданных замен…

Кстати, о заменах. Конспекта к ним вы точно не успеете составить. Больше того — вы даже знать не будете заранее, в какой вас класс отправят “заменять” и на какой предмет. В свой первый (самый страшный — скажу честно) учебный год я заменяла всех и всё — от первого класса и старше. Помучившись, приноровилась брать с собой «Щелкунчика»: его охотно слушали везде. И почему-то многие — впервые. Оставить в той школе любимую книгу хоть на день я не решалась. Так и носила её в сумке вместе с тоннами тетрадей. Но это было тридцать лет тому назад. Теперь везде есть кабинеты, и в них “пособия” на все случаи жизни. Хотя знаете — О’Генри тоже хорошо читается в каких угодно классах.

Так вот, о годовом планировании. Ту бумагу, которую вам нужно сдать в учебную часть, вы, конечно, возьмёте где-нибудь в готовом виде. У своих опытных коллег, в методичке — всё равно. Не забудьте оставить себе экземплярчик: с этого плана очень удобно заполнять журнал, а там, глядишь, ещё когда-нибудь пригодится. А главное, поинтересуйтесь, сколько часов приходится на каждую тему (это и есть тематическое планирование). Выпишите себе в столбик: сколько на Фонвизина, сколько на Жуковского, на Пушкина, на Лермонтова… Вы можете в ходе работы изменить эту цифирь — продумайте только, как и зачем. И потом, приступая к каждой теме, продумайте, что вам нужно в неё вместить и как это потолковее сделать. Вместить обычно хочется гораздо больше, чем позволяют скудные “часы”. Так что каждую тему тоже придётся планировать, хотя бы вчерне.

Мы не знаем, сколько часов будет потеряно, но то, что нам добавят в виде “замен”, для работы вряд ли пригодится. Экспромтом, не имея под рукой ни книжек, ни тетрадок, вы разве что русский язык исхитритесь провести. Но помните: учебный год — как бы он долго ни тянулся — отнюдь не резиновый. Если вы будете заниматься Пушкиным вдвое дольше, чем позволяет план, Лермонтов может остаться и вовсе непрочитанным. Так что держите этот тематический листок с часами где-нибудь на видном месте и почаще на него посматривайте, чтоб не расслабляться.

И последнее: о календарном планировании. В нашей школе в начале учебного года всем раздают календарики с выделенными каникулами, праздниками и другими датами, нарушающими плавный ход учебного процесса. То же самое каждый может сделать вручную: взять календарик и разметить маркером. А разметив, подсчитать учебные недели. Дело в том, что стандартное планирование делается на 34 учебные недели. Если у вас 2 урока в неделю — значит всего их 68, если 3 — всего будет 102. Но когда вы подсчитаете, сколько у вас на самом деле будет учебных недель… Ищите, на чём сэкономить.

Теперь о конспекте урока. Впрочем, это довольно долгий разговор. А сейчас — только пара самых поверхностных советов.

• Чтоб не запутаться в своих бумажках, имеет смысл завести прозрачные файлики А-5 и сменные блоки для общих тетрадей (они хорошо укладываются в эти конвертики). И всё, что касается какой-то темы (или даже одного урока — бывают такие насыщенные уроки), складывайте в один файл. А для файлов заведите коробку.

• Если урок вдруг получился совершенно не таким, как было запланировано, и притом удачным, не поленитесь, запишите его сразу. И свой вопрос, вдруг спровоцировавший бурные дебаты, и удивительные детские слова. Не откладывайте даже до завтра — такие вещи тут же забываются, а они драгоценны.

Обращаем ваше внимание на то, что в феврале–апреле 2010 года О.В. Смирнова будет вести очный курс занятий в рамках курсов Педагогического университета «Первое сентября». Следите за рекламой — каталог курсов появится в середине осени!

Оксана Смирнова ,
учитель русского языка и литературы Московской "Традиционной гимназии"