Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2009

Есть идея!

Тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Учитель-словесник оказался в последнее время перед проблемой поиска качественных текстов для подготовки к части С в ЕГЭ по русскому языку. Нина ИВАНОВА из Красноярска предлагает использовать для этой цели фрагменты из… статей «Литературы». “Мы убиваем здесь нескольких зайцев: вводим серьёзный литературный материал на уроки русского, которые начинают занимать всё большее время в старших классах; даём школьникам для размышления интересную, а не высосанную из пальца проблему (а именно такие предлагаются во множестве текстов ЕГЭ); побуждаем ребят к чтению — и одновременно знакомим их с качественным, концептуальным пересказом произведения, противостоя убогим «кратким изложениям содержания», которыми школьники всё равно пользуются”, — пишет Н.Иванова. В качестве примера она приводит текст, которым можно воспользоваться в 11-м классе после изучения (краткого — в силу нехватки времени) романа Замятина «Мы». Текст подготовлен на основе статьи Э.Л. Безносова («Литература». 2004. № 33).

Вставьте буквы и знаки препинания. Объясните подчёркнутые слова

Глубоко закон..мерно что повествование в романе Замятина «Мы» представля..т собой дневник главного героя — Д-503. Ведь дневник по своей сути призван демонстрировать душевный мир человека цен..ый прежде всего имен..о своей уникальностью а мы видим добровольный полный отказ от этой уникальности боязнь её и бегство от неё ставшее (не)избежным в мире в котором герой существует.

Гармония этого мира гармония прос­тых линий как(будто) взятых из учебника планиметрии. В нём нет места фантазии: “непр..ложные прямые улицы божествен..ые парал..ел..пипеды прозрачных жилищ.. квадратная гармония (серо)голубых шеренг” Естествен..о что нормой является отрицание какого(бы) (то)(ни) было сув..р..нитета личности по отношению к государству о чём свидетельствует узаконен..ая прозрачность жилищ. Это одна из основных м..тафор (З,з)амятинского романа символизирующая проницаемость жизни любого человека для “государева ока” назван..ого в романе Бюро Хранителей и представляющего собой элементарный аналог политической полиции, которая осуществля..т ид..ологический надзор за гражданами. Равенство понимает..ся здесь как одинаковость следовательно любая оригинальность пр..ступна и наказуема. Этот мир торжествует победу “всех над одним суммы над ед..ницей”.

Для человека для “нумера” в этом государстве единствен..ый возможный путь “каплей лит..ся с массами” по словам Маяковского или как это формулирует герой “естествен..ый путь от ничтожества к величию забыть что ты грамм и почу..ствовать себя мил..ионной долей тонны...”. Существо перестающ..е быть “нумером” и хотя бы на мгновение становящ..еся “только человеком” угрожает государству.

В центре (З,з)амятинского произведения душевная драма Д-503 строителя «Интеграла» инженера одного из бесчислен..ых нумеров. В самом начале мы застаем его уверовавшим в (не)зыбл..мость и справедливость истин провозглашён..ых Единым Государством. Поворотным моментом в судьбе Д-503 становит..ся знакомство с женщиной назван..ой I-330 и оказавш..йся одной из тех, кто попытался противостоять государствен..ой мощи. Первая же встреча с этой женщиной пос..ляет в душе героя смутное беспокойство так как в лице её он улавлива..т что(то) такое чему не может дать числовое выражение, “какой(то) стран..ый раздражающий икс”. Герой (в)первые в жизни не(в)состоянии точно запеч..тлеть в слове свои ощущения. Его душевная смута выр..жается в синтаксическом строе его речи в появлении (не)закончен..ых конструкций вопросов адресован..ых самому себе на которые нет ответов.

С этого момента сознание героя как(бы) раздваива..тся. Происходящее с ним он склонен рассматривать как нечто ир..ациональное как √-1 его детский кошмар. Привычный и понятный мир теряет в его глазах свою былую понятность а главное теряется представление о себе самом как части единого целого и в результате возникает (не)избежный вопрос о том кто(же) он. Начинается сложнейший процесс самоид..нтификации поиски собствен..ого “я” мучительно прорезывающе..ся сквозь скорлупу привычного сознания.

Антиутопия как жанр по самому своему существу являет..ся опытом социальной диагностики а предполага..мая жанром притчевая форма и все эти условные острова планеты эпохи только способ помогающий сделать диагноз насколько возможно точным. Диагноз поставлен..ый Замятиным оказался ..бсолютным по своей точности а болезнь смертельной. Но чтобы понять это нам потребовалось несколько десятилетий.

Ответьте развёрнуто на один из вопросов.

1. Что, по-вашему, лучше — быть граммом или миллионной долей тонны? В чём смысл такого сталкивания одинаковых величин?

2. Какой диагноз и кому, с вашей точки зрения, ставит Замятин?

Нина Иванова