Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2009

Я иду на урок
11-й класс

Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным: в него входят люди с их чувствами и поступками, события, природа, в нём есть время и пространство. Перед исследователем стоит задача показать взаимосвязь всех компонентов произведения, единство художественного целого: образ-персонаж в плане действия, сюжета; герой и мир вещей, его окружающий; наконец, пространственно-временная организация образа героя.

По сравнению с другими искусствами литература наиболее свободно обращается со временем и пространством: они могут дробиться на фрагменты, прерываться, резко менять координаты, абстрагироваться и конкретизироваться. Важнейшая особенность хронотопа (время + пространство) в литературе связана с образной природой художественного слова: пространство и время в литературе условны, образны, поэтому могут приобретать иносказательное, порой символическое значение. Читатель созерцает образ-персонаж в изображённом пространстве и изображённом времени.

«Пиковая Дама» Людмилы Улицкой: категории пространства — времени в произведении

…Дело в том, что я всю жизнь настаиваю на том, что частная жизнь главнее, чем общественная.

Л.Улицкая.
Из интервью

— Какая всё это глупость…
— Да нет, это жизнь.

Л.Улицкая.
«Пиковая Дама»

Цель урока — на примере изучаемого рассказа постичь метафорический смысл пространства и времени в художественном произведении: хронотоп в литературе непременно несёт на себе черты образно-символические, отражает мировоззрение автора, его отношение к жизни, его художественное сознание.

Задание к уроку: составить цитатный план, отражающий жизненный путь героинь и их отношение к людям и миру: 1-й вариант — образ Анны Фёдоровны, 2-й вариант — образ Мур.

1. Биографическая справка о писателе составлена на материале заметок о Л.Улицкой в прессе и интервью с писательницей.

Существуют целый ряд современных писателей, уже занявших место в литературе; среди них Людмила Петрушевская, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Борис Акунин. По высоте над уровнем моря эти авторы неравнозначны, однако книги их всегда становятся событиями. Улицкая несомненно принадлежит к ним. Книги Людмилы Улицкой переведены на семнадцать языков. Её постоянные читатели живут не только в России, но и в Германии, Америке, Турции, Китае. Французы наградили Улицкую почётной премией Медичи, итальянцы — премией Джузеппе Ацерби. В России Улицкая стала букеровским лауреатом, получила премию «Большая книга».

В чём причина такой популярности у самых разных народов? Чем привлекательны её книги для людей разного возраста, положения и интересов? Чем завоевала она читательские сердца?

Заканчиваем этот этап работы вопросами учащихся, непосредственно касающимися изучаемого рассказа. Вся дальнейшая работа будет ориентироваться на поиск ответа на них. Можно сформулировать их словами из текста:

Отчего ей (Мур) была дана власть над людьми?

А почему ты ей не сказала “нет”?

2. Метафорический смысл образа времени и пространства в рассказе.

Перед нами семья, живущая в одной квартире. Семья — это особое объединение людей — родственных душ, а дом — то пространство, которое олицетворяет быт, уклад, взаимоотношения и традиции семьи. Понятие дома шире понятия места жительства, это сосредоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода.

— Какой уклад, какие традиции сложились в семье героев рассказа? Несёт ли пространство дома функцию организующего и связующего звена всех проживающих в этом доме людей? Кто, на ваш взгляд, является главой семьи?

Кажется, что глава, она же повелительница, она же центральная фигура в доме — Мур. Но попробуем произнести два словосочетания: “семья Мур”, “семья Анны Фёдоровны”. Первое звучит нелепо, а вот второе очень органично. Перед нами первый парадокс: правит домом Мур, а олицетворяет быт, уклад, традиции — всё, что мы вначале обозначили как ценностные характеристики дома, — Анна Фёдоровна, которой в этом же доме почти нет места и времени для себя.

Обратимся к тексту. Местоположение Мур автор указывает не единожды — в центре. А вот пространство Анны Фёдоровны метафорически выражает её сон. Ей приснился взрослый мужчина, уменьшенный до размера большой куклы, лежащий в ящике письменного стола и жаловавшийся: “Мамочка, как же мне здесь плохо…” Скорее всего, этот странный и даже страшный сон отражал подсознательный стон самой героини: “Мамочка, как же мне здесь плохо…” Пространство Анны Фёдоровны не больше ящика, приснившегося ей.

Образ времени заявлен в самом начале рассказа: “Разница в возрасте Мур и Анны Фёдоровны составляла стремительно уменьшающуюся величину…” Время в доме идёт по-разному: у всех героев возраст увеличивается, и только Мур не просто игнорирует его, но старается повернуть вектор времени в обратном направлении, причём не только с помощью косметики, кремов, туфель на каблуках, но и своими детскими капризами и желаниями.

— Что такое личная жизнь? Для чего она нужна? Что можно сказать о личной жизни Мур? В чём уродливость её представлений о личной жизни?

— Было ли место и время для личной жизни у Анны Фёдоровны? (“Свои личные два часа”, которых, как мы видим, она тоже лишилась).

Вчитаемся в эпизод с утренним шоколадом. С чем связан единственный момент в этой сцене, когда Мур “удовлетворённо вздохнула”? Это произошло, когда Анна Фёдоровна уже не знала, чем угодить, была загнана в угол и ждала скандала. А Мур, подчёркивая своё торжество и превосходство над дочерью, “обманула её ожидания”: насмешливо улыбнулась и отложила скандал. Надолго ли?

Продолжим сравнительную характеристику героинь по следующему примерному плану.

  1. Сравните портретное описание героинь.

  2. Опираясь на подготовленный дома план, кратко перескажите их судьбу, уделяя внимание отношению к окружающим людям и миру.

    — Раскройте смысл следующей фразы-характеристики: “В прежние времена Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами её пьесы, но с годами всё второстепенное линяло и в центре пустой сцены оставалась она одна и её разнообразные желания”.

  3. Манера общения Мур с домочадцами. Манера, которая выработалась у Анны Фёдоровны в общении с матерью.

  4. Как раскрывается отношение автора к своим героям через имена, которыми их называют в рассказе?

    Одну героиню автор величает по имени-отчеству, а другую, наоборот, даже не по имени, а по прозвищу, которое на протяжении всей жизни заменяло настоящее имя, лишь однажды мелькнувшее в рассказе, и то вскользь: “…трёх красавиц: Марии, Эльвины и Беаты”.

  5. Сравнения, используемые автором для характеристики героинь.

Анна Фёдоровна — “…Катя и Анна Фёдоровна, обе в старых тёплых халатиках, похожие на поношенные плюшевые игрушки, сели на гобеленовый диванчик, такой же потёртый, как они сами”; “Ты ангел, Анеля…”; “Ты просто святая”.

— Какие черты характера Анны Фёдоровны подчёркивают эти сравнения?

Мур — “Только желтоватые костяные кисти в неснимающихся перстнях да длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки”.

В этой художественной детали, на наш взгляд, ещё один парадокс, который указывает читателям автор, сравнивая Мур с марионеткой. Что хотел сказать автор этим сравнением? Кто в этом доме марионетка: Анна Фёдоровна, подчиняющаяся любому капризу сварливой старухи, или всё же сама Мур, управляемая своим эгоизмом и полностью подчинённая ему?

“Это чудовище, гений эгоизма, Пиковая Дама, всех уничтожила, всех похоронила…” Какие чувства по отношению к Мур выражает Марек в этой фразе? Почему ему удаётся вести себя с Мур иначе, чем остальным героям?

“А матушка твоя — настоящая Пиковая Дама. Пушкин с неё писал”. Вспомним старую графиню, героиню новеллы А.С. Пушкина, и сравним её с образом, созданным Л.Улицкой. Своей реминисценцией Улицкая как бы предлагает сделать это сопоставление. Какова цель автора? Показать, что во все времена существуют жестокие старухи, гении эгоизма и равнодушия, мучающие и изводящие своими капризами близких?

И всё-таки Пушкин исполнен некоторого сочувствия к своей героине: “…Графиня, конечно, не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм…” В отношении Мур Улицкая более категорична: “чудовище”, “гений эгоизма”. Это не пушкинская “тайная недоброжелательность”, а откровенное, циничное презрение к поступкам, чувствам, мыслям и самому существованию своих близких. Да и близкие у Пушкина и Улицкой разные. Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, взятая в дом из милости, — не редкий случай для той эпохи. Совершенно другое дело Анна Фёдоровна — талантливый врач, профессор, человек, имеющий дочь и внуков. Это состоявшаяся личность, уважаемая всеми, кроме родной матери. Тот факт, что Мур проявляет агрессию к самым родным и близким людям, окружившим её теплом и заботой, вмешивается в их судьбу, делает эту героиню страшнее и опаснее старой графини. Но что же заставляет Анну Фёдоровну потакать всем её капризам?

— Попытайтесь объяснить смысл следующей фразы: “...С глубоким отчаянием, испытываемым из-за невозможности любить и неспособности не любить эту тонкую, нечеловечески красивую, всегда театрально разодетую женщину, которая приходится родной матерью”?

— Почему, словами её дочери Кати, она “не сказала «нет»”?

Это очень сложный вопрос. Анна Фёдоровна даёт на него такой ответ: “Я её боюсь. И есть долг. И есть жалость”. В этой фразе перед нами раскрывается характер героини, объясняющий нам парадоксальную ситуацию, подмеченную в начале анализа: Мур правит, а дом держится на Анне Фёдоровне, она и есть настоящая глава семьи. Характер этот мягкий и совестливый, но сколько нужно силы, терпения и мужества, для того чтобы оставаться дочерью и сохранять мир в доме в присутствии Пиковой Дамы!

Подводя итог сравнительному анализу центральных образов, ответим на вопрос: чей образ сложнее, многограннее?

Героиня, которая фактически не имеет в доме ни места, ни времени для себя, которая отказалась от счастья по первому требованию матери, оказывается стержнем, опорой дома и семьи. Вот только сил у Анны Фёдоровны остаётся всё меньше и меньше, а капризам Мур нет числа.

Мы уже отмечали, что время в доме для героинь движется с разной скоростью, в разном направлении и с разным результатом. Что изменяется с приездом Марека? “Семейный экстаз”, “весь дом сошёл с ума”: у героев появляются новые планы, надежды — темп жизни ускоряется, появляется возможность расширить пространство, увидеть мир, окунуться в новую жизнь.

Мы переходим к финальной части рассказа, пытаясь найти причину трагической и нелепой смерти героини. Один раз в жизни решилась Анна Фёдоровна поставить Мур “перед фактом семейного неповиновения”.

— Почему Мур была против поездки правнуков в Грецию?

— Что придумала Анна Фёдоровна, чтобы обмануть Мур? В каком состоянии находилась всё это время? Для кого старалась? О чём мечтала?

— Германн у Пушкина наказан за свои преступления. Но Анна Фёдоровна? Как можно объяснить её смерть?

— Мур победила? Ведь снова осуществилось всё именно так, как она захотела. Как вы понимаете смысл последней сцены?

— Дом разделяет судьбу своего хозяина и подвергается разрушению после его смерти. Что станется с пространством дома? Что станет с героями рассказа? Какова может быть их дальнейшая судьба?

“Чем страшна Пиковая Дама?” — этот вопрос становится темой для письменного домашнего размышления старшеклассников.

Спонсор публикации статьи – первый в России официальный интернет-магазин парфюмерии и косметики «Л'Этуаль». В ассортименте интернет-магазина широчайший выбор женской и мужской парфюмерии, уходовой и декоративной косметики, аксессуаров для макияжа, маникюра, педикюра, косметичек, украшений для волос и бижутерии. Подробный каталог, бесплатная доставка по Москве, подарки в каждом заказе, скидки, подарочные сертификаты сделают покупку косметики действительно приятной.

Евгения Викторовна Сафонова ,
учитель русского языка и литературы. Живёт в Самаре