Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2009

Читальный зал

Жизнь Тургенева: Литературная биография

Судьба литературного наследия Бориса Константиновича Зайцева (1881–1972), “последнего лебедя Серебряного века”, — одна из самых драматичных в русской литературе ХХ века. Светлый, задушевный прозаик, признанный, всеми почитаемый классик в русском зарубежье, он до перестроечной поры был совершенно запрещённой фигурой на своей родине. Причина этого проста — непримиримость Зайцева по отношению к большевизму, который он, человек глубоко религиозный, считал поистине диаволовым порождением.

Борис Зайцев. ЖИЗНЬ
ТУРГЕНЕВА: Литературная
биография.
М.: ОАО Московские
учебники и Картолитография, 2009.
221 с. (Серия «Классика и классики
(Литературный семинар)»).

Теперь Зайцев к нам вернулся и может радовать не только всех любителей живого русского слова, но и помочь словесникам, прежде всего своими биографическими сочинениями — «Жуковский», «Чехов», «Жизнь с Гоголем», «Тютчев — жизнь и судьба…». Правда, они только начинают широко переиздаваться, и здесь инициативу издательства «Московские учебники» надо всецело поддержать. Выросшая, очевидно, из прекрасной миниатюры «О Тургеневе» (1918), книга Зайцева «Жизнь Тургенева» (1932) относится к лучшим художественным биографиям писателя. Уверен, ученику прочесть её полезнее, нежели какие-либо целенаправленно ему адресованные сочинения о Тургеневе современных методистов.

Вызывает интерес и сама серия, в которой эта книга переиздана. Очевидно, «Классика и классики (Литературный семинар)» — попытка нового прочтения и истолкования великих книг прошлого, взгляда на писательские судьбы с современной точки зрения.

Вскоре здесь должен быть переиздан и зайцевский «Жуковский», а также хорошо известный читателям «Литературы» цикл прозаика Руслана Киреева «Великие смерти». Ещё один наш постоянный автор, профессор МГУ Андрей Ранчин выпускает в этой серии книгу «Вначале было “Слово…”: Загадки и тайны древней “песни”» — оригинальный обзор существующих версий и идей, гипотез и точек зрения на «Слово о полку Игореве». По словам Андрея Михайловича, он предлагает в ней читателю некий “компас”, указывающий на достоинства или изъяны и слабости имеющихся интерпретаций памятника древнерусской словесности.

К грядущему 70-летию Иосифа Бродского готовится книга Н.Русовой «Тайна чёрного коня: Комментарий поэтических текстов». Она включает культурологический комментарий к стихотворениям И.Бродского, соединяющий интереснейшие факты из жизни нобелевского лауреата, его собственные высказывания и высказывания его друзей с анализом текста лирических произведений, что позволяет глубже понять их словесную ткань, образную систему, идейно-тематическую основу, ритмику и жанр.

Можно предположить, содержание книг серии соотносится со словами, сказанными как раз И.С. Тургеневым: “…В том и состоит особенно преимущество великих поэтических произведений, которым гений их творцов вдохнул неумирающую жизнь, что воззрения на них, как и на жизнь вообще, могут быть бесконечно разнообразны, даже противоречащи ― и в то же время одинаково справедливы”.

Сергей Дмитренко
Рейтинг@Mail.ru