Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2009

Я иду на урок
8 - й класс

Читаем «Песнь о Роланде»

«Песнь о Роланде» (Chanson de Roland) в 8-м классе по программе МИРОСа1 — мостик между блоками «Античная литература» и «Средневековый эпос», где основное внимание, конечно же, будет уделено «Слову о полку Игореве». Два урока для знакомства с произведением древнефранцузского эпоса — всё, что могу себе позволить2.

Лист из оксфордской рукописи «Песни о Роланде». XII век

Урок первый. На доске запись: «Героический эпос Средневековья». Прошу в формулировке темы выделить уже известное понятие (с жанром героического эпоса познакомились в начале года, изучая «Илиаду» Гомера) и составить кластер. После двух-трёх минут индивидуальной работы в тетрадях составляем коллективный вариант кластера на доске, вспоминая и поясняя такие понятия, как эпическое время (славное историческое прошлое какого-либо народа); эпическое событие (реальное историческое событие, но изображённое так, чтобы создать образ подлинного величия); эпический фон (обычно борьба двух племён или народностей); эпический герой (богатырь, воин, в котором воплощаются лучшие черты народного характера); эпический стиль (торжественный, величественный, высокий; отражающий широкий охват событий во времени и пространстве, отличающийся вниманием к многочисленным подробностям и деталям, а также объективностью авторского взгляда).

После этого на доске открывается скрытая до поры информация.

Героические поэмы Средневековья:

«Беовульф» — англо-саксонский героический эпос. Х век. Действие происходит в Дании.

«Песнь о Роланде» — французский героический эпос. XI век. Действие в основном происходит на границе Франции и Испании.

«Песнь о Нибелунгах» — немецкий героический эпос (около 1200 г.). Действие происходит в Бургундском королевстве.

«Песнь о моём Сиде» — испанский героический эпос (рукопись 1207 г. о событиях 1094 г.). Действие происходит на Пиренейском полуострове.

Ребята получают задание рассмотреть записи и сформулировать вопросы, которые побудили бы к размышлениям по теме нашего занятия. Выбираем наиболее часто повторяющиеся варианты формулировок и записываем в тетради:

• Почему в Средневековье так популярен жанр героического эпоса?
• Претерпевает ли изменения этот жанр со времён античности?

Предлагаю искать ответы в ходе обсуждения древнефранцузской героической поэмы. На развороте тетради вверху посередине записываем «Песнь о Роланде» (оксфордский текст — приблизительно 1170 г.), левую часть разворота озаглавливаем «Сюжет героической поэмы», и ребята переносят в тетрадь схему сюжета, изображённую на доске.

В течение 5–7 минут им предстоит заполнить эту схему, выделив события, описанные в героической поэме, их участников и обстоятельства, при которых они происходили. Учитель в это время получает возможность, пройдя по рядам, увидеть уровень домашней подготовки (кто и как читал).

Далее следует обсуждение, в процессе которого восстанавливается общая схема сюжета и корректируются записи в тетрадях.

Завязка (предательство Ганелона)
Карл, Марсилий, Бланкандрин, Роланд, Ганелон
а) посольство Бланкандрина
б) посольство Ганелона
Кульминация (сражения в Ронсевальском ущелье)
Роланд, Оливер, архи­епископ Турпин, 12 пэров, сарацины
а) первая рать Марсилия (гибель сарацин)
б) вторая рать Марсилия (гибель франков)
Развязка (возмездие)
Карл, Ганелон, Пинабель, Тьери
а) наказание сарацин (изгнание их из Испании)
б) наказание Ганелона (суд и казнь)

Потом делим на две колонки правую часть разворота тетради, название первой — «Исторические реалии», а второй — «Авторская позиция». На этом этапе урока восьмиклассники слушают сообщение учителя — историческую справку о событиях, которые легли в основу сюжета героической поэмы «Песнь о Роланде», — и вносят записи в колонку «Исторические реалии».

Вот как звучит описание исторического события, положенного в основу «Песни о Роланде», в биографии императора Карла Великого, написанной его младшим современником Эйнгардом: “Не прекращая почти непрерывной и упорной войны против саксов, Карл оставил прикрытие в тех местах границы, где было нужно, а сам сколь возможно тщательнее снарядился к походу и вторгся в Испанию. Преодолев Пиренейский хребет и приняв изъявление покорности от всех городов и крепостей, к каким он подступал, Карл двинулся в обратный путь с войском целым и невредимым. Однако, возвращаясь и переваливая через горы, он испытал на себе вероломство васконов. Когда большое войско Карла сильно растянулось, как это всегда бывает в горных теснинах, васконы устроили засаду на высокой вершине, а для засады тамошние края, густо поросшие лесом, весьма удобны. Напав сверху, васконы стали сбрасывать в лежащую под горой долину последнюю часть обоза и воинов, которые шли в арьергарде, чтобы охранять передних с тыла. Завязалось сражение, и васконы перебили всех этих воинов поголовно, разграбили обоз и рассеялись под покровом уже наступившей ночи. Взять верх в этом деле им помогли как лёгкость оружия, так и условия местности, где происходила битва; напротив, франков тяжёлые доспехи и неблагоприятная местность ставили в невыгодное положение. В этом бою пали Эгихард, королевский стольник, пфальц­граф Ансельм и Хруодланд, префект Бретонской марки. Злодеяние же васконов доныне осталось ненаказанным, ибо, свершив его, они рассеялись так быстро, что их и след простыл, и никто не знает, где их искать”.

Теперь есть возможность обменяться мнениями и выяснить, какие исторические факты претерпели изменения (как и с какой целью была деформирована историческая реальность), при этом интересные наблюдения и выводы записываются в колонку «Авторская позиция»:

  • поход, начавшийся и закончившийся в 778 году, превращён в семилетнюю войну;
  • баски (васконы-христиане) заменены на сарацин (мусульман, неверных).

Первый вывод: борьба за веру, сокрушение неверных выражает идею средневековых крестовых походов: героическая поэма «Песнь о Роланде» — это эпос христианской идеи.

  • Бесславный военный эпизод превращён в героическую борьбу немногих против многих, с блестящими подвигами и поединками;
  • исчезли самые видные и именитые участники события, Эгихард и Ансельм, но введён целый ряд лиц: Турпин, Оливьер, Ганелон;
  • никому не известный Хруоланд, превратясь в Роланда, возведён на вершину общепризнанной славы, стал племянником императора и покорителем всей Западной Европы;
  • в исторической реальности (в отличие от поэмы) поражение франков осталось неотомщённым.

Второй вывод: эпическое событие должно быть ярким и запоминающимся (пусть даже вопреки реальным фактам) — таковым становится бой арьергардного отряда в мрачном горном ущелье, когда немногочисленный отряд франков, возглавляемый отчаянным храбрецом и патриотом, до последнего сражается против тьмы неверных “за милую Францию”. Таким образом, «Песнь о Роланде» — это эпос нарождающейся государственности, в основе которого лежит национальная идея.

Здесь уместно предъявить вторую часть исторической справки о трёх исторических датах, соответствующих эпическому времени, отражённому в сюжете поэмы:

732 год — битва при Пуатье, дед Карла Великого — Карл Мартелл — положил предел экспансии арабов в Европу.

778 год — в Ронсельвальском ущелье васконы унич­тожили арьергардный отряд войска Карла Великого.

859 год — в этом году королём Карлом Лысым (внуком Карла Великого) был предан смертной казни за предательство архиепископ Санский Ванило. Принято считать, что он послужил прототипом для предателя Ганелона.

Отвечая на вопрос: “Почему в одном сюжете совмещены три реальных исторических события?”, восьмиклассники тем самым подводят итог урока.

Для домашней подготовки предлагается тезисно записать в тетради ответы на вопросы: “Как в героической поэме «Песнь о Роланде» обрисованы её основные герои? Какие черты характера определяют поведение каждого из них?” Подобрать цитаты. Индивидуальное задание: сравнить заглавного героя средневековой эпической поэмы с античным эпическим героем Ахиллом из «Илиады» Гомера (сопоставить характеры, поступки, авторское отношение к героям).

Ко второму уроку доска оформлена следующим образом: на ней написана тема «Образы эпических героев в героической поэме “Песнь о Роланде”» и нарисованы два овала. Предлагаю вспомнить содержание прошлого урока и вписать в овалы два основных вывода, к которым мы пришли в ходе первого занятия по теме. Затем прошу расположить имена основных героев «Песни о Роланде» между двумя овалами так, чтобы было очевидно, в какой степени они воплощают христианскую и национальную идеи героической средневековой поэмы.

В центре учащиеся единодушно помещают Карла Великого. Опорными точками для обсуждения становятся:

  • портрет в 8-й тираде: “Сидит на троне золота литого // Прекрасной нашей Франции король. // Волной седые кудри ниспадают, // А борода его белее снега. // Прекрасен Карл, горда его осанка…” и его сопоставление с реальными фактами испанского похода 778 года, согласно которым Карлу было всего тридцать восемь лет и императором он ещё не был. Ребята приходят к выводу, что автору важно было создать образ идеального правителя, седобородого патриарха, сочетающего в себе государственную мудрость и христианское благонравие, являющегося собирателем как национальных, так и христианских сил;
  • сюжетная роль (объединяет вокруг себя весь цвет нации; а в развязке осуществляет справедливое возмездие);
  • сны, чудеса (незаходящее солнце) и видения (явления архангела Гавриила), доказывающие богоизбранность короля Карла и побуждающие его к постоянной борьбе за христианскую веру.

Вывод. В этом образе, несомненно, воплощаются как христианская, так и национальная идеи. Напомним ребятам, что в исторической реальности государственность формировалась при поддержке Церкви: политическое собирание Европы происходило под знаменем Христа, и свою имперскую корону в 800 году Карл получил из рук римского первосвященника.

Образ архиепископа Турпина — отважного воина — всё же, по мнению восьмиклассников, оказывается ближе к идее христианской: его молитва вдохновляет франков перед битвой, и уже тяжело раненный, он исполняет свой последний христианский долг — благословляет погибших в сражении.

Интересным оказывается разговор о Роланде. Каков этот герой?

Читаем ответ Роланда Оливьеру на сообщение о наступлении бесчисленного войска мавров в тираде 79: “Ну, что же, слава Богу (сначала обращение к Творцу — добрый христианин); // За короля должны мы храбро биться (верный вассал короля): // …Товарищи! Сплеча рубите мавров, // Чтоб песнь о нас позорную сложить // Не мог никто” (рыцарь, отстаивающий свою честь, храбрый воин). Не забываем упомянуть многократно повторяемые им слова: “За милую Францию!” (патриот). Круг вопросов для дальнейшей беседы: “Чем объяснить первоначальный отказ Роланда трубить в рог Олифан, чтобы вернуть ещё недалеко ушедшего Карла с основными силами? Средневековый рыцарь Роланд и античный герой Ахилл: в чём их сходство и различие? Как соотносятся героическое неистовство и гордыня в желании добыть славу с такими христианскими добродетелями, как благоразумие и смирение? Какова роль Оливьера, зачем понадобился этот образ рядом с Роландом? В чём символичность описания смерти Роланда (прижимает к груди меч и рог, поворачивается лицом к Испании, протягивает перчатку к небу)?”

Вывод. Трагическая ошибка, которую совершил жаждущий славы и страшащийся бесчестья Роланд, не отменяет его героизма и свидетельствует о его самоотречении во имя Франции. Пылкость Роланда, напоминающая античное неистовство Ахилла, противопоставлена благоразумию и осторожности Оливьера как более соответствующим христианским нормам поведения, но значим последний жест Роланда, освобождённого смертью от служения Карлу, — он протягивает свою перчатку в знак вассальной преданности Богу. Поэтому для понимания образа Роланда значимы как патриотическая, так и христианская идеи.

Нельзя обойти вниманием и образ эпического злодея — Ганелона. Восьмиклассники подмечают неоднозначность этого героя. Так, в 20-й тираде автор рисует чрезвычайно привлекательный портрет будущего предателя: “Прекрасен был могучий Ганелон: // Широкобёдр и статен, — ярким светом // Его глаза лучистые горели, // И весь гроза, величествен и горд // стоял он там, и взоров восхищённых // С него свести бароны не могли”, а в 34-й — говорит о его храбрости, когда он, находясь в стане мавров, готов сражаться один против окружающих его неверных (да и феодальный суд его первоначально оправдывает). Пытаясь понять причины его поступка, анализируем феодальные и родственные отношения между Ганелоном, Карлом и Роландом. Ганелон — вассал короля Франции, и формально он не нарушил своей вассальной верности, что и подтвердил суд баронов, состоявшийся по повелению Карла. Роланд — племянник Карла, а Ганелону пасынок, то есть согласно родовым законам должен подчиняться именно Ганелону, Роланд же выбирает службу Карлу. За это, полагая себя оскорблённым, и мстит Ганелон Роланду. Спор о том, что есть месть, а что предательство, какое — родовое или феодальное — право приоритетней, разрешается на Божьем суде — поединке между Пинабелем и Тьедри, где победу одерживает Тьедри, что даёт право королю франков покарать предателя.

Так, помимо внешнего конфликта между христианской и мусульманской религиями, в средневековом эпосе ощутим внутренний конфликт, в основе которого лежит идея вассальной преданности как основной доблести феодального общества.

В заключение предлагаю вернуться к вопросам, сформулированным в начале изучения темы, и письменно дать на них дома аргументированные ответы.

Примечания

1 МИРОС — Московский институт развития образовательных систем; о его Программе литературного образования (авт. Е.Абелюк, З.Блюмина, А.Княжицкий) мы неоднократно писали. — Прим. ред.

2 При подготовке уроков были использованы материалы статьи И.Шайтанова «Героический эпос» // Литература. 1998. № 36.

 

Марина Цветаева

Роландов Рог

Как нежный шут о злом своём уродстве,
Я повествую о своём сиротстве...

За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,

Чтоб, пошатнувшись, — на живую стену
Упал и знал, что — тысячи на смену!

Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — всё горб.

Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: перст и назначеньем: драться,

Под свист глупца и мещанина смех —
Одна из всех — за всех — противу всех! —

Стою и шлю, закаменев от взлёту,
Сей громкий зов в небесные пустоты.

И сей пожар в груди тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!

(Март 1921)

 

 
Марина Богомолова ,
учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514
Рейтинг@Mail.ru