Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2009

Есть идея!

Редактирование тренировочного текста

Мы познакомили вас с фрагментом книги М.Н. Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной». На его основе можно сделать тексты для изложений и диктантов, для работы над частью С в ЕГЭ по русскому языку. Предлагаем вашему вниманию ещё один вариант работы: редактирование тренировочного текста. Ученики получают индивидуальные распечатки и выполняют задания. После этого в классе устраивается коллективное обсуждение полученного варианта (учитель может опираться на исходный текст М.Н. Эпштейна).

Задания

1. Восстановите правильную последовательность абзацев. Добавьте в качестве необходимых связок слова: несмотря на то, что; напротив; ибо.
2. Раскройте скобки, выбрав из приведённых в них слов правильный вариант.
3. Часть № 5 отредактируйте (устраните повторы, объедините, где нужно, предложения).
4. Озаглавьте получившийся текст, составьте его план.

1. Кавказ романтичен благодаря крутизне и (обрывочности, обрывистости) склонов, резкому перепаду высот, наличию таинственных вершин, окутанных облаками, и ущелий, заполненных туманом. Вонзаясь снеговыми, сияющими пиками в синеву неба, молодые Кавказские горы дают (зримое, зрительное) очертание порывам души, рвущейся прочь с земли, в недостижимую высь.

2. Суть (классического, классицизма) в противоположность (романтическому, романтизму) с его ускользающей таинственностью — воплощённость, отчётливость, осязаемость.

3. Южные (оконечности, конечности) России (издавна, издревле) притягивали к себе русских поэтов. Здесь открывался иной мир — вольный, (цветистый, цветущий): поперёк бескрайней, тягучей равнины вставали горы, влекущие ввысь, а за ними — море, зовущее вдаль. И этот отрыв от скучной земли, всегда равнинной, равной себе, создавал высокое состояние духа.

4. Крымские горы сглажены временем. В них преобладают не острые, зубчатые формы, но округлённые или плоские. Пологие их гряды — как бы (плески, всплески) каменных волн (докатившиеся, докатившихся) с моря. Мягкая лепка гор, ясность очертаний, приближенность далей, солнечная прозрачность воздуха — всё это придаёт Крыму (классичность, классицистичность, классицизм).

5. Крым и Кавказ обычно попадают под общую рубрику “экзотики”. Крым и Кавказ глубоко различны по своему художественному колориту. Кавказ — место (романтичное, романтическое), Крым — (классичное, классическое, классицистическое). Разница Крыма и Кавказа обусловлена самим рельефом гор и их отношением к морю.

Ещё один тренировочный текст, составленный по книге М.Н. Эпштейна, касается поэзии Бориса Пастернака. Его лучше выдать на дом, чтобы к первому уроку по творчеству поэта ученики имели возможность несколько дней поработать дома с книгой. Им предстоит подобрать удачные цитаты (вместо угловых скобок) и материал для сопоставления с поэтами XIX–XX веков (указаны в квадратных скобках). Можно распределить приведённые в тексте “мысли” между группами учащихся и организовать работу на уроке (например, в форме мастерских).

Семь мыслей об особенностях изображения природы у Б.Пастернака

1. В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б.Пастернака. В природе, как её видит поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край <...> Это беспрестанная игра, весёлая и дерзкая <...> [ср. с А.Блоком].

2. Характерны такие пастернаковские эпитеты к природе: “обалдев”, “одурев”, “ошалев”, “в бреду”... (продолжить ряд). Причём этот бред — от здоровья от избытка сил, не вмещающихся в разумные пределы, природа действует и говорит взахлёб, бессознательно, у неё душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты <...> [ср. с С.Есениным].

3. Любимые пастернаковские образы — мелкие дробные части природы: ветки, почки, капли... (продолжить ряд) — всё, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни <...>

4. Безусловное первенство в русской поэзии принадлежит Пастернаку по таким мотивам, как дождь, ливень, гроза <...> [ср. с Ф.Тютчевым].

5. Сильна тяга поэта к образам сада и соловья с их предельным напряжением жизненных сил, рвущимся наружу цветением и пением <...> Эти мотивы, а также лирическая страстность, неистовость, обилие запахов и “трепетов”, сливающихся в нераздельное единство, сближают Пастернака с А.Фетом [ср. с А.Фетом].

6. Новое у Пастернака — и те образные ряды, с которыми он сопрягает природу, впуская в неё будничность и простоту повседневной жизни <...> В качестве метафорических предметов берутся предметы домашнего обихода. [ср. с С.Есениным и В.Маяковским].

7. Одна из своеобразнейших черт пастернаковского видения природы — стремление определить через неё сущность поэзии <...>.

 

Сергей Волков