Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2009

Архив
Конкурс

Итоги конкурса газеты «Литература»

Позади выпускные экзамены, очередной учебный год закончен. И очередной этап конкурса методических разработок, который проводит наша газета из года в год, тоже завершён. Мы с большим интересом читали ваши материа­лы — с сентября по май. И поток их нарастал, а после первого мая просто стал неиссякаемо-каждодневным. Но сроки есть сроки, и мы, хотя и перенесли срок сдачи номера на несколько дней, 12 мая конкурс закрыли. Состязание есть состязание, даже если оно имеет методическую направленность. Но наш конкурс не последний, и мы смеем надеяться, что вы будете присылать нам разработки и в следующем учебном году, а также напоминаем, что наша редакция продолжает до 1 октября принимать материалы на конкурс методических разработок и ученических сочинений по произведениям А.И. Солженицына. Надеемся, что отправка писем не будет отложена на последнюю неделю сентября.

А теперь — чествуем победителей.

1. Урок-презентация по литературе

Наибольшее количество материалов было прислано в эту, новую для нашей газеты, номинацию. Презентациям в формате PowerPoint, сопровождаемым пояснительными записками — планами или текстами уроков, — конкурсанты уделили наибольшее внимание. Особенно ценно то, что многие из вас писали и о том, как проходили уроки с использованием этих презентаций, что нравилось ученикам, а что нет, и даже давали советы о том, как ещё можно использовать этот материал.

Победителями стали:

  • Людмила Васильевна Афанасьева, г. Бирюч Белгородской области — за интегрированный урок русского языка и литературы «Вечное чудо весны».
  • Галина Эриевна Голышева, СОШ № 2 г. Нефтекумска Ставропольского края — за урок-презентацию по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • Татьяна Яковлевна Горобей, СОШ № 48 г. Самары — за урок, посвящённый эпистолярному жанру «Письмо как отражение души и жизни человека».
  • Валентина Александровна Григорьева, СОШ № 5 г. Новочебоксарска Чувашской Республики — за урок по теме «Учитель! Перед именем твоим...».
  • Елена Владимировна Давыдова, гимназия № 10 г. Сочи — за систему уроков «По югу — Пушкину вослед».
  • Наталья Николаевна Данилова, СОШ № 5 г. Бийска Алтайского края — за урок по рассказу С.А. Махотина «Шестиклассник Серафим».
  • Ольга Вячеславовна Жукова, МОУ «Гимназия № 23» г. Озёрска Челябинской области — за презентацию к урокам по поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник».
  • Татьяна Петровна Зиновьева, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Кургана» — за разработку урока с использованием ИКТ «Октябрь 1917 года в судьбах русской интеллигенции».
  • Ирина Николаевна Петрова, Волжская гимназия г. Саратова — за урок-презентацию «Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета».
  • Елена Васильевна Розова, Глинищевская гимназия № 1 Брянского района Брянской области — за открытый урок по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
  • Наталья Викторовна Токаева, МОУ СОШ № 52 г. Брянска — за литературно-музыкальный вечер «Дорога к Гоголю».
  • Галина Петровна Турлова, СОШ № 10 г. Тейково Ивановской области — за методическую разработку урока «Музы Ф.И. Тютчева».
  • Елена Юрьевна Хребтищева, СОШ № 3 г. Петровска Саратовской области — за урок для 7-го класса по творчеству И.С. Тургенева («Записки охотника»).
  • Татьяна Ивановна Шептицкая, СОШ с. Стан-Бехтемир Бийского района Алтайского края — за урок-исследование «Страна загадок».

2. За рамками урока

Эта номинация, как и в прошлом году, вызвала много откликов. Ведь каждому порой хочется стать этаким вольным художником — и учителю, и ученику... Многие педагоги воодушевились и предоставили нашему вниманию свои сценарии с комментариями. Кто-то даже присылал фотографии своих учеников во время внеклассных мероприятий — спектаклей, поэтических вечеров, литературных экскурсий.

В этой номинации награждаются:

  • Ирина Николаевна Иншакова, ГОУ СОШ № 1224 Москвы — за урок-путешествие по грибоедовской Москве.
  • Наталья Владимировна Карнизова, г. Электрогорск Московской области — за методическую разработку «Любовная лирика в творчестве О.Э. Мандельштама».
  • Наталья Витальевна Киселёва, МОУ «Гимназия № 3» г. Ярославля, Ксения Евгеньевна Безух, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, — за интегрированную игровую программу (литература и биология) «В объятиях Морфея».
  • Ольга Пулатовна Осокина — за разработку внеклассного мероприятия «Война не кончается тогда, когда перестают стрелять...», посвящённого войне в Чечне.
  • Татьяна Юрьевна Сторожева, МОУ СОШ № 6 г. Петровска Саратовской области — за разработку идеи «Как провести последний урок года».
  • Татьяна Владимировна Ушакова, МОУ СОШ № 5 г. Тимашевска Краснодарского края — за викторину для шестиклассников «Знаешь ли ты произведения А.С. Пушкина?».
  • Елена Юрьевна Хребтищева, СОШ № 3 г. Петровска Саратовской области — за игру «Умники и умницы» по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
  • Галина Дмитриевна Чаусова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 г. Асино Томской области — за сценарий литературно-музыкального салона З.Н. Волконской «Последнее свидание с Пушкиным».
  • Ирина Геннадьевна Юдина, СОШ д. Шабуры Пермского края Частинского района — за материалы к внеклассным занятиям по творчеству В.П. Астафьева.

3. История моей страны в рассказах очевидцев

Эта номинация, сохранённая по общему желанию читателей и редакции, объединяет рассказы об истории ХХ века, записанные учениками. Каждый из ребят искал свой подход к записи правдивых историй о жизни поколения дедушек и бабушек. Кто-то пытался в своих записях сохранить стиль речи рассказчика, оставляя и намеренно подчёркивая какие-нибудь старинные словечки, кто-то старался изменить речь разговорную и превратить в художественный текст.

А победителями стали:

  • Зинаида Викторовна Анкудинова и ученица 6-го класса Мария Шарова, МОУ Ёлнатская средняя школа — за очерк «Жизнеописание прабабушки».
  • Марина Анатольевна Журавецкая и ученик 11-го класса Илья Журавецкий, МОУ СОШ № 50 г. Томска — за очерк «И стольких судеб крестный путь…».
  • Галина Александровна Корепанова и ученица 8-го класса Ирина Панфилова, МОУ СОШ п. Нижнеивкино, Кумёнский район Кировской области — за рассказ «Подранки, или Дети, раненные войной…».
  • Ольга Владимировна Прядильникова и ученик Александр Пастух, ПУ-44 г. Уфы — за очерк «Рядовой пехоты».
  • Татьяна Юрьевна Сторожева и её ученики Анастасия Григорьева, Юлия Штанг, Юлия Нечаева, Татьяна Хребтищева, Светлана Соколова, Юлия Меренова, Людмила Миронова, Роман Кузнецов, Екатерина Краснихина, Алёна Захарова, МОУ СОШ № 6 г. Петровска Саратовской области — за присланные заметки о советском времени.

4. Пишем учебник вместе

Была у нас на конкурсе и совершенно новая номинация, идею которой подсказала О.В. Смирнова из Москвы. Нужно было предложить свой (непременно увлекательный!) фрагмент, который можно включить в учебник-хрестоматию. Кроме того, к этой номинации мы отнесли подраздел «Исправь учебник!». Здесь мы просили, чтобы нам присылали ошибки, опечатки, неточности, обнаруженные в учебниках по литературе. К сожалению, этот раздел конкурса вы оставили без должного внимания.

Тем не менее, в данной номинации награждаются:

  • Татьяна Владимировна Колмакова, МОУ лицей № 9 г. Новосибирска — за главу «Мастерская чтения» в учебнике для 7-го и 8-го классов.
  • Ольга Станиславовна Маевская, НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром», Москва, нашедшая ошибки в действующих учебниках.
  • Гера Васильевна Мукозобова, МОУ «Лахденпохская СОШ № 2», Республика Карелия, г. Лахденпохья — за учебный материал «Новый человек» в новой действительности 20–30-х гг. первой четверти ХХ века».

Все победители получат дипломы газеты «Литература» Издательского дома «Первое сентября», часть работ мы постараемся опубликовать.

Литература в школе пока что сохраняется, так что и наши конкурсы продолжаются.

Редакция