Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2009

События и встречи

Государственный Литературный музей — Гоголю

К 200-летию великого русского писателя Н.В. Гоголя Государственный Литературный музей подготовил две выставки на уникальных материалах своих фондов.

Первая выставка — «Лики Гоголя» — будет открыта до 31 мая.

Её основа — прижизненные и посмертные портреты Гоголя, в том числе автолитография А.Г. Венецианова с изображением молодого Гоголя. Портрет работы Ф.А. Моллера (лукавый и весёлый Гоголь, которого мы так хорошо знаем), согласно легенде, является авторской копией. Посетители увидят уникальный портрет Больца — Гоголь в очках, написанный в Германии и недавно приобретённый Литературным музеем. Среди прижизненных портретов огромную ценность представляют карандашные рисунки художника Э.А. Дмитриева-Мамонова. Бесспорно, особый интерес вызывает карандашный набросок портрета писателя в альбоме Г.И. Дуниной-Барковской. Скорее всего, зарисовка сделана в 1838 году, когда Гоголь гостил у Репниных на даче под Римом. Большую редкость представляет миниатюра, выполненная в 1840-х годах И.Юровым.

На выставке целая галерея посмертных портретов Гоголя. Среди них работы В.Серова («Н.В. Гоголь и В.А. Жуковский в Летнем саду», 1902), А.С. Пруцкого, Ю.П. Анненкова (гоголевский профиль), три портрета В.Н. Горяева, Г.М. Неменова и др.

Всего на выставке около тридцати портретов писателя. Идя гоголевской галереей, посетители выставки могут проследить, как формировался и видоизменялся миф о Гоголе, какими идеями и представлениями он наполнялся. Гоголь в этих портретах представлен весёлым и грустным, странным и загадочным, пророком и шалуном — словом, тем неуловимым и таинственным Гоголем, который во многом сам формировал образ русского человека и образ России.

На выставке также представлены редкие прижизненные издания произведений Гоголя с уникальными иллюстрациями, в том числе и неизвестными широкому зрителю работами П.М. Боклевского. Среди реликвий семьи Гоголя, экспонируемых на выставке, — письмо-жалоба отца писателя Василия Афанасьевича Гоголя и портреты родителей, включая редкий портрет юной матери Гоголя, полной красоты, веселья и задорного женского кокетства.

История открытия памятника Гоголю в Москве работы Николая Андреева представлена рядом пригласительных билетов, перепиской московских чиновников, афишками (мы подробно писали об этом в № 7/2009. — Ред.).

Бесценное дополнение выставки — предметы, принадлежавшие Гоголю. Это — ермолка, которую он непременно надевал на голову, когда писал свои произведения. Она была подарена писателем перед смертью безвестному “маленькому человеку” А.Д. Зайцеву, служившему у помещика А.П. Белякова и ставившему Гоголю пиявки по указанию врачей. Зайцев бережно сохранил эту ермолку для потомков. Среди вещей — личные печатки Гоголя, которыми писатель запечатывал сургуч на письмах, а также сургучные оттиски этих печатей. Это, наконец, дорожные рюмочка и стаканчик Гоголя. Из первой он пил коньяк и ром, из маленького стаканчика — воду и чай.

Выставка «Художники — Гоголю» будет открыта до 20 мая.

Несмотря на то что Гоголь неоднократно отказывался от предложений издателей и художников иллюстрировать его произведения, многие поколения мастеров книжной графики обращались к творчеству гения, интерпретируя образы его произведений в графике и живописи.

По графическим и живописным иллюстрациям из фондов ГЛМ, представленным на выставке, можно проследить процесс изменения эстетических норм в искусстве и трансформацию восприятия творчества Гоголя.

Начало истории иллюстрирования произведений Гоголя на выставке ознаменовано серией работ П.М. Боклевского к «Ревизору» (1870-е годы) и «Мёртвым душам» (1880-е годы), а также иллюстрацией М.О. Микешина (1872) к повести «Вий». Работы Э.Сулимана-Грузинского, В.Д. Замирайло к циклу «Вечера на хуторе…» датируются первыми годами ХХ века. Представлены карандашные эскизы Б.М. Кустодиева (1920-е годы), фантасмагорическая графика М.К. Соколова к «Мёртвым душам» (1930-е годы). Серия работ Ю.Д. Коровина к «Ревизору» относится к концу 1940-х. Работы Кукрыниксов к «Мёртвым душам (1951) ярко характеризуют черты советского иллюстративного искусства середины ХХ века. Хромолитографии Е.А. Кибрика к «Тарасу Бульбе» (1945), серия пастелей А.М. Лаптева к «Вечерам на хуторе…» (1959) и графика И.Т. Богдеско к «Сорочинской ярмарке» (1952) раскрывают украинскую тему творчества писателя. Графические работы В.Н. Горяева к «Мёртвым душам», Е.Больтц к «Петербургским повестям» датируются 1970-ми годами.

В состав выставки включены портреты Гоголя работы Ю.П. Анненкова, В.В. Матэ, а также серия лубков на гоголевскую тему.

Наряду с материалами Государственного Литературного музея посетителя ждёт неожиданная встреча. Это иллюстрация по мотивам повести «Ночь перед Рождеством» — «Узор», выполненная В.В. Путиным. Работа была создана для благотворительного аукциона, проходившего в рамках Рождественской ярмарки в Санкт-Петербурге, приобретена галереей «Наши художники» и любезно предоставлена ею для экспонирования на выставке.

Предусмотрена широкая программа мероприятий для посетителей выставки: экскурсии, лекции, занятия для детей с родителями, фестиваль русских и украинских народных песен, конкурс детских рисунков, мастер-классы современных художников, фестиваль-конкурс кулинарного мастерства и др.

Адреса выставок:

«Лики Гоголя» — Москва, ул. Пет­ровка, 28 (станции метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская»);

«Художники — Гоголю» — Москва, Трубниковский пер., д. 17 (станции мет­ро «Баррикадная», «Смоленская»).

Телефон пресс-службы ГЛМ: 8–916–680–34–07.

Сайт ГЛМ:www.litmuz.ru

Рейтинг@Mail.ru