Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2009

Я иду на урок
Готовимся к ЕГЭ

ЕГЭ по литературе: проверяем себя

Начало цикла см. в № 7

С сентября «Литература» в каждом номере будет печатать материалы для подготовки к ЕГЭ. Среди ваших выпускников обязательно найдутся те, кому придётся сдавать Единый экзамен по литературе. Между тем грамотных пособий для подготовки не хватает, их рекомендации часто противоречат друг другу и заводят учителей и учеников в тупик. Наряду с материалами современными имеют хождение устаревшие. Подчас и по официальным каналам в регионы рассылаются срезовые варианты экзамена, весьма отличающиеся от демоверсии, вывешенной на сайте ФИПИ. В этих условиях, вне зависимости от нашего отношения к сути ЕГЭ по литературе, считаем необходимым помочь всем, кто в этом нуждается, практическими материалами. Следите за нашими публикациями. Для удобства и своевременного получения полной информации полезно оформить подписку: на сайте «Литературы» материалы для подготовки к ЕГЭ открываться не будут.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С2

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот… ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был примерно такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле — особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают… и всё у них складно-хорошо! И вот человек всё собирался идти… праведную землю эту искать. Был он бедный, жил — плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: “Ничего! потерплю! Ещё несколько — пожду… а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю…” Одна у него радость была — земля эта…

Пепел. Ну? Пошёл?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, учёного… с книгами, с планами он учёный-то, и со всякими штуками… Человек и говорит учёному: “Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?” Сейчас это учёный книг раскрыл, планы разложил… глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной — нет!..

Пепел. Ну? Нету?

(Бубнов хохочет.)

Наташа. Погоди ты… ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет… Учёный — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабёж!.. И говорит он учёному: “Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не учёный…” Да в ухо ему — раз! Да ещё!.. (Помолчав.) А после того пошёл домой и — удавился!..

(Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.)

Пепел (негромко). Ч-чорт те возьми… история — невесёлая…

Наташа. Не стерпел обмана…

Бубнов (угрюмо). Всё — сказки…

Пепел. Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…

Наташа. Жалко… человека-то…

Бубнов. Всё — выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!

(Исчезает из окна.)

(М.Горький. «На дне»)

При выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1 К какому роду литературы относится пьеса «На дне»?

В2 О чём спорят герои пьесы «На дне»? (Ответ дайте в именительном падеже.)

В3 Реплики Луки, рассказывающего о праведной земле, большие по объёму. Как называются такие развёрнутые высказывания одного персонажа в литературном произведении?

В4 В структуре фрагмента есть авторские пояснения к тексту пьесы и репликам героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают?

В5 В эпизоде можно увидеть, как по-разному реагируют герои на рассказ Луки о праведной земле, что подчёркивает разницу в их взглядах и жизненных принципах. Как в драматическом произведении называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия?

В6 Праведная земля — это условный, иносказательный образ пьесы, имеющий множество значений и обладающий значительной смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

В7 К какому жанру можно отнести рассказ о праведной земле, если для него характерно иносказание, поучительный смысл, значимость заключённой в нём идеи, небольшой объём?

Для выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

С1 Какие черты романтизма и реализма есть в рассказе о праведной земле и пьесе «На дне» в целом?

С2 Какие идейные и композиционные переклички с русской литературой XIX века можно найти в рассказе Луки о праведной земле?

 

Ответы к заданиям В1–В7

№ задания Ответ
В 1 драма
В 2 правда
В 3 монолог
В 4 ремарка<или>
ремарки
В 5 конфликт
В 6 символ <или>
образ-символ
В 7 притча


Продолжение следует