Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2009

Я иду на урок
5 — 6-й классы

Этого произведения нет в программах, оно было “найдено” мной, чтобы поиграть с моими пятиклашками и поговорить с ними о том, что близко им, а не составителям наших программ. Оно о детстве, о доброте, о дружбе — в общем, о том, чем “болеет” ребёнок в детстве. Я искренне не понимаю многого, что предлагают нам изучать умные тёти и дяди. Страшно, когда видишь пустоту в глазах детей, а я её видела тогда, например, когда читала с ними «Случились вместе два астронома в пиру...». Конечно, может быть, что это я не сумела найти нужные слова для своих пятиклашек, но как от них далёк Ломоносов!

Учителем литературы стала вопреки. Так как я была читающим ребёнком, то сидела за первой партой и видела учительский стол. До сих пор помню, какие были планы уроков у преподающего мой любимый предмет учителя: листы их были жёлтыми, они были написаны лет за двадцать до нас. А моя детская душа сопротивлялась: “Нет, у меня такого не будет! Это неправильно!” Наверное поэтому, проработав в школе шестнадцать лет, не люблю писать планы в какую-нибудь толстую тетрадь “на века”. А ещё тогда, пятнадцатилетним подростком, я писала свои программы. Как бы мне хотелось взглянуть на них сегодня! Ведь там всё было составлено так, как хотелось мне — ребёнку. К сожалению, те “программы” безвозвратно потеряны, а как они могли бы помочь мне сегодняшней понять моих детей!

Прошло время, но ощущение, что мы, литераторы, что-то делаем не так, осталось. Может быть, и все мои поиски — от этого ощущения…

Костёр на снегу

Урок по повести Владислава Крапивина «Оруженосец Кашка»

I. Слово о писателе

Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в городе Тюмень. Окончил факультет журналистики Уральского университета. Во время учёбы уже работал в газете «Вечерний Свердловск». В 1961 году писатель создал детский отряд «Каравелла», в которым ребята занимались журналистикой, фехтованием, морским делом. Руководил отрядом более тридцати лет. Первая книга писателя «Рейс “Ориона”» вышла в 1962 году. По произведениям Крапивина сняты фильмы, удостоенные нескольких премий («Валькины паруса», «Колыбельная для брата», «Удивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса»), поставлены телеспектакли («Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса» и другие). С 2007 года Владислав Петрович проживает в Тюмени. Он избран профессором университета, ведёт школу литературного мастерства. За долгую творческую жизнь было выпущено более 200 изданий книг мастера на разных языках мира.

II. Проверка знания текста

Проверим, насколько вы были внимательны при чтении. Разгадаем кроссворд.



По вертикали:

1. Жар-птица.
2. Ягода, которую пытался продавать Кашка.
3. Челотяпик, которого Кашке подарил Костя.
4. Полное имя Кашки.
5. Фамилия Кашки.

По горизонтали:

1. Существительное в названии лагеря.
6. Насекомое, по которому “гадал” Кашка.
7. Предмет, который пытался сделать Володя из носового платка.
8. Посуда, которую разбил Володя, стреляя из рогатки.
9. Мальчик, который спас Кашку от наказания, придуманного бабушкой Лизой.
10. Кличка напавшей на героев собаки.

Ответы

По вертикали: 1. Костёр. 2. Клубника. 3. Альпинист. 4. Аркадий. 5. Голубев.

По горизонтали: 1. Камни. 6. Муха. 7. Парашют. 8. Корчага. 9. Пимыч. 10. Рекс.

III. Беседа

1. Где происходит действие повести? (В пионерском лагере.)

2. Нарисуйте, что испугало Серафиму одним ранним утром? (Стрела.)


3. Как связаны с жизнью лагеря шляпа, ракета, разбойник, ужас? Чего не хватает в этом перечислении? (Через эти слова обозначены “волны”, которые накатывали на лагерь: шляпная, ракетная, разбойничья, ужасов. Не хватает в перечислении свистка.) А как называлась волна, связанная с предметом, который вы нарисовали, отвечая на предыдущий вопрос? (Стрелковая.)

4. Почему взрослые собрались на совет? (Из-за опасности стрелковой волны.) Какой выход из ситуации предложил Сергей? (Провести рыцарский турнир.)

5. Кто такой рыцарь? Зачем ему нужен оруженосец? Каким должен быть оруженосец? Если бы вы были рыцарем и выбирали себе оруженосца, то на какие его качества обращали внимание?

6. Оруженосца Володи звали Кашка. А что такое “кашка”? (Травка тихая.) Прочитайте портрет Кашки, выделите самое главное. (“...Выгоревшие волосы, стоптанные сандалеты, серенькие штаны на лямках да голубая выцветшая майка”; “...На линейках его не звали и не ругали, потому что ничего с ним не случалось”.) С кем сравнивает Володя своего оруженосца? (“Инфузория какая-то”, “беспомощный он как кролик”.) Почему Сергей назвал Володю “работорговцем”? (Он пытался обменять Кашку на другого малыша.)

7. Кашка Володе не нравился. Ошибся ли Володя в своих ожиданиях? (Не очень, так как Кашка перепутал краску и испортил Володины стрелы.) Как повёл себя “рыцарь”? (“Ба-ал-ван — со звоном сказал Володя. Вырвал у Кашки стрелы…”; “Володя пропустил ужин и возвращался к палаткам голодный и злой, как бенгальский тигр”; “Володя мягкой походкой хищника вошёл в палаточный городок”.)

8. Чувствовал ли Кашка свою вину? Почему, собирая вещи, он очень торопился? Почему же Володя не выгнал Кашку? Выберите правильное, с вашей точки зрения, объяснение поведения Володи.

• Кашка просил прощения и плакал.
• Кашка обещал, что больше такого не повторится.
• Володя увидел его подавленность и пожалел Кашку.
• Ваша версия.

9. И всё же Володя говорит знакомой девочке: “Ну какие, Райка, у такой малявки переживания?” Чтобы узнать, какие же “у такой малявки” могут быть “переживания”, автор нарушает хронологию событий и погружает читателя в прошлое. Сравним мир главных героев повести.

МИР КАШКИ, его обитатели:

• челотяпики;
• добрые люди (Пимыч, матросы, Костя);
• жар-птица.

Что нового мы узнаём о Кашке? Чем наполнен мир героя? (Умением платить добром за добро, отсутствием жадности и зависти, умением прощать — история с мальчишками; чуткостью, состраданием — история с Костей; чувством справедливости — история с бабушкой Лизой; умением дружить.)

МИР ВОЛОДИ НОВОСЁЛОВА:

• родители;
• девочка Надежда;
• “закон об оружии”;
• Юрка.

Какие черты характера мальчика проявились в рассказанных историях? (Упрямство — история с путёвкой; обидчивость, сообразительность, умение дружить, чувство справедливости.) Что же объединяет наших героев? (Чувство справедливости, умение дружить.) Может быть, не случайно связал Володю и Кашку именно рыцарский турнир — спортивное соревнование, где всё должно быть по справедливости.

10. Каким мы видим на турнире Кашку? (“Он машинально расчёсывал изжаленные ноги, машинально жевал принесённые из столовой бутерброды и не слышал ничего, кроме упругих щелчков спущенной тетивы, шороха стрел, ударов жестяных наконечников о мишени да ещё шелеста травы, если стрела пролетала мимо цели”; “Волосы растрепались, рубашка у ворота порвалась, одна лямка была оторвана и обмотана вокруг пояса, а штаны сбились в сторону...”)

11. Увидел ли Володя старания своего оруженосца? (“«Ох, и умотался ты, бедняга», — с не­ожиданной жалостью подумал Володя. Впервые за сегодняшний день он как следует разглядел Кашку”.) И, может быть, поэтому Кашка впервые в конце турнира услышал слова одобрения: “А мы с тобой всё-таки молодцы”. Но турнир кончился…

12. Кто и по какому поводу произнёс следующие слова: “И обидно видеть, как он теряет верного друга. А сказать ничего не скажешь. Насильно дружбу не привьёшь”? (Серёжа о Володе, не обращавшем внимания на Кашку, который ходил по пятам за своим “рыцарем”.)

13. Почему Володя забыл о своём оруженосце? (Боялся, что в лагере засмеют за дружбу с малышом.) И всё-таки один раз Володя не смог сказать Кашке “нет”. С этого начался новый этап их отношений. Расскажите, какие события сблизили Володю с его бывшим оруженосцем:

• забота о малыше (Володя сам полез в колючие кусты за тросточкой);
• ответ Кашки об альпинисте (Володя увидел в Кашке взрослого человека);
• общие интересы (запуск парашюта);
• смелость малыша (история с собакой);
• общая тайна (“жар-птица”-костёр);
• творчество (Володе “в самом деле интересно, какие стихи получились у Кашки”);
• ответственность друг за друга (история с собакой, с письмами и драка).

14. О чём же мечтал Кашка в последнюю неделю пребывания в лагере?

15. Каким было последнее утро в лагере? Выделите эпитеты, которые использует писатель для его описания. (Бессолнечное, сырое, слышались “вздохи ветра”, на небе — тяжёлые облака, влажный, пасмурный свет, пахнувший дождём воздух.)

16. Что предвещало такое утро? (Беду.) И беда случилась. Какая? (Кашка узнал, что Володя в гости не поедет.) Опишите состояние Кашки после этого известия. (“Шёпотом спросил”, “медленно вздохнул”, “его остренькие ключицы приподнялись и упали”, “понурая фигурка”, “ладошка была вялая”, “медленно поднялся”, “покорно дал себя отряхнуть”.) Докажите, что мир померк для Кашки. Что было символом его мечты? (“Но вот он вышел на лужайку, где они с Володей жгли костёр. След костра был как чёрная заплата на мохнатом травяном ковре”.)

17. Смог ли Володя “разогнать тучи” в этот день? Почему Райка сказала ему: “Ой, будет тебе дома… Ой, дурак...” “Дурак” ли Володя? А как бы вы поступили на его месте?

18. Прочитайте последние два предложения повести. Как вы думаете, почему Владислав Крапивин именно так закончил своё произведение? (Два героя, такие разные, оказались в этот момент ближе друг другу всех людей на свете. И один из них, тот, который на протяжении почти всей повести старался не замечать “малявку”, вдруг увидел больше, чем видел до сих пор. “Малявка” научил его видеть душу в любом человеке, сделал своего взрослого друга человечнее. И это самый главный урок повести.)

19. Есть афоризм: “Берегите друзей — они разведут … на снегу”. Какое слово, встречающееся в повести, пропущено в этом предложении? Как связана тема повести и этот афоризм?

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.

1. Хотел(а) бы я иметь такого друга, как Кашка?

2. Что я ценю в друге?