Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2009

События и встречи

Устами ученика глаголет истина?

Нашу газету читают не только учителя, но и школьники. Свидетельство этому — пространное письмо московского выпускника Бориса Жилинского. Искренне переживая за образование, он не только рассуждает о предмете “литература” и задачах учителя (так, как они видятся “из-за парты”), но и предлагает нам ввести постоянную рубрику, в которой можно было бы давать слово ученикам. Предложение обдумаем, а пока — взглянем на наше дело со стороны. Это бывает полезно. Стиль письма сохранён, сокращения обозначены отточиями.

Дорогие наши любимые учителя! Очень хотелось бы, чтобы в газете появилась новая рубрика, где наконец расставятся все точки над i, исчезнут недомолвки и неясности, появится Понимание, утвердятся Любовь и Совместное творчество! <…>

Чтобы обучение шло рука в руку, первое, что необходимо, — безусловное понимание, любовь и доверие между нами и вами, дорогие учителя. Не сердитесь на нас, если мы не сразу найдём общий язык. Найти — ключевое слово. Первое из первых качеств, необходимое учителю на нашем общем пути к совершенству, — постоянный и неутомимый поиск лучших путей и ниточек связей с учениками. Первый шаг можете сделать только вы, как более мудрые и опытные люди. Задав себе вопросы вроде: “А чем же они увлекаются?” или “А почему они смотрят то-то, слушают то-то, делают то-то?”, “Что им нравится в том-то? Или им это не нравится?”, очень скоро вы ответите на главный вопрос: “А как им будет понятней, интересней?” <…>

Когда вы выяснили, что же любят ваши ученики в обычной жизни, надо это всеми правдами и неправдами включать в программу. Таким образом, тот план, которому обычно неотступно следуют все учителя, должен постоянно подвергаться изменениям, подправляться, быть подвижным ровно настолько, насколько подвижна жизнь у детей. Один из самых лучших учителей тот, кто не боится экспериментировать. Настоящий учитель не загоняет себя в рамки установленной программы, а действует “по ситуации”, то есть всё время находится в моменте обучения и руководит процессом, исходя не из того, что “должно быть” по плану, который составлен N лет назад, а из того, что есть сейчас. Ведь жизнь у подростков меняется постоянно… Поэтому нужно пробовать, экспериментировать — а мы вам в этом должны и будем помогать.

<…> Нам, ученикам, очень хочется, чтобы предметы как можно больше пересекались, чтобы была связь между разными предметами — от физкультуры до математики. Это систематизирует у нас в голове все науки, объединит их в одно целое. Такой синтез создаст целостное восприятие мира, даст понять, насколько всё взаимосвязано друг с другом.

Все учителя должны работать сообща, вместе воспитывая своих учеников. Это должна быть команда из взрослых и детей, где дети с жадностью впитывают знания, а взрослые учителя с жадностью их дают. В идеале класс и педагоги должны, вместе работая, добираться до глубин произведений, до истоков явлений, характеров, природы.

Когда учитель ставит себя выше учеников, нам это не нравится. Нас это отталкивает, работать не хочется. Когда же учитель становится другом класса, когда он искренне хочет помочь, научить нас, передать знание, мы это прекрасно чувствуем. С нашей стороны пойдёт отдача, это вдохновит учителя, это вдохновит нас. Возникнет замкнутый круг, с каждым оборотом преумножающий свою мощь. А если объединить все науки, можно коснуться такого знания, которое не каждый за всю жизнь хотя бы краешком глаза увидит.

Мы даже не сомневаемся, насколько продуктивнее, интереснее станет учёба. Поскольку школа всё-таки хочет дать нам знание, лучшего способа научить нас чему-нибудь, чем заинтересовать, влюбить нас в предмет, на свете нет. Если мы не хотим получать знание, мы его не получим, что бы там учителя ни вытворяли. Но если мы захотим получить знание — нас ничто не остановит. Так зачем вам, учителям, тратить столько сил на рассказывание предмета незаинтересованному классу, когда достаточно только нас заинтересовать, и мы сами из вас эти знания щипцами вытащим?

XIX веку придаётся очень большое значение как веку расцвета литературы, но чтобы лучше прочувствовать атмосферу, обычаи и культуру того времени, необходимо “ввести” нас в то состояние, в котором находились люди этого века. Для этого недостаточно одних литературных описаний, очень здорово было бы по-настоящему почувствовать себя “в шкуре” героев Толстого, Тургенева. Если бы учителя, сговорившись, каждый на своём предмете попытались бы по максимуму “окунуть” нас в атмосферу выбранного периода, эффект был бы потрясающим.
Но как же связать такие, казалось бы, далёкие предметы, как физкультура, литература, математика? Как говорится, было бы желание, а средство всегда найдётся.

Физкультура. Что же может предложить учитель физкультуры детям, изучающим, например, литературу того же XIX века? В стольких произведениях танец связывает героев, знакомит, разбивает сердца. В танце, на балу герой открывается нам с какой-то новой стороны. Но сколько современных школьников хотя бы видели на картинках, как танцуют вальс, полонез или другие танцы того времени? Думаю, немного. Если бы литература скооперировалась с физкультурой и нас хотя бы на пару занятий ввели бы в танец, понять значение танца, его смысл было бы гораздо проще, наглядней и интересней. Я уже не говорю, что это просто полезно для общего развития. У ученика появилось бы чёткое представление, что такое бал, он познакомился бы с музыкой, с этикетом того времени, а это и для понимания характера персонажей немаловажно.

История. Что может дать лучшее представление о периоде, о мыслях людей, об их мечтах и стремлениях, как не история? Это такая наука, где можно максимально точно установить причины поведения человека, корень всех поступков. То же касается МХК. Знать культурные ценности народа, его предпочтения в искусстве, реакции на искусство — значит понять ещё одну сторону человеческого сознания.

В жизни каждого писателя можно найти что-то такое, что заинтересует любого школьника. Нам кажется, что достаточно создать подходящий (привлекательный) для класса образ — и уже читать этого автора будет намного интересней. Не обязательно сразу на первом же уроке рассказывать всю биографию писателя, так будет неинтересно и информация плохо уляжется в наших головах. Вот если совместить изучение произведений с биографией, чтобы образ писателя потихоньку с каждым уроком всё чётче и чётче очерчивался, с каждым разом всё больше приоткрывался ученикам — была бы и интрига (интересно, что будет дальше), и лучше совместились бы жизнь автора литературная и обычная. <…>

Очень важно, чтобы школа приносила радость и любовь, не правда ли? Тогда и нам, и вам захочется приходить в неё снова и снова. Когда добрая атмосфера будет наполнять школу, тогда знания будут нашей потребностью. Учителю и ученикам процесс познания будет доставлять исключительное удовольствие, а в такой обстановке всё пройдёт слаженно и на одном дыхании. Ведь это самое главное, что необходимо человеку, а тем более ребёнку — любовь, радость, счастье. Жизнь в таких состояниях — мечта каждого человека. Так почему бы не создать такую атмосферу в школе?

Мы испытываем настоящее счастье во время творчества, то есть самовыражения своих внутренних желаний с помощью различных технических средств. Чёткое оформление своих мыслей особенно ярко в науке: математика, физика, химия, биология, география, история. Чёткое оформление своих чувств — в творческих сферах: театр, рисунок, музыка, танец, кино... Есть смежные дисциплины. Литература, например. Предмет, который изучает искусство, а искусство оформляет чувства. Значит, литература — особый предмет, где соприкасаются две стороны человеческой жизни — наука и искусство.

И чувства и мысли оформляют нечто единое внутри нас, требующее воплощения. Каждому человеку свойственен свой способ познания и выражения “нутра”, каждый из которых ведёт к одному знанию. Так как выражение своих внутренних душевных потребностей приносит одни из самых счастливых и запоминающихся минут, то именно это может создать в классе, на уроке обстановку творчества, в котором каждый сможет выразить себя и претворить что-то своё в жизнь. Тогда школьник при 100-процентном труде и работе произведёт на свет нечто своё, уникальное.

Что же лучше всего подойдёт для достижения этой самой главной цели? Так как каждый находит блаженство в чём-то своём, то один из самых выигрышных способов — устроить что-нибудь такое, где проявятся как можно более разнообразные черты ребят. С этой задачей как ничто другое справятся театр, кино и другие синтезирующие виды искусств. Они объединяют в себе очень разные сферы творчества: драматургию, художественно-прикладное, изобразительное искусство, танец, музыку, работу с техникой и др. Таким образом, организуя спектакль, учитель сможет подобрать каждому что-то подходящее. Что же касается фильмов, то это несколько сложнее из-за технической составляющей. Но в некоторых школах так учатся (и мы так учились до старшей школы): после изучения экранизировали распределённые по командам произведения. Это придаёт обучению исключительную яркость и живость. <…>

Главная задача учителя — тонко отследить склонности и возможности каждого и правильно задействовать их. Это объединит класс невероятно. Когда все заражены одной общей идеей, все друг другу становятся родными и близкими. Самое главное: работая вместе в одной команде со всеми своими учениками, учитель сам становится неотделимой ееё частью, при этом оставаясь лидером харизматическим. Удачный совместный процесс творчества, как ничто другое, выстроит идеальные отношения всех внутри класса. Учитель станет некой точкой устремления.

Дорогие учителя! Самый верный способ создать на уроке счастливую атмосферу радости — соединить изучение предмета с творчеством и любовью к труду и всему окружающему. <…>

Рейтинг@Mail.ru