Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2009

Читальный зал

Как написать хороший сценарий

Александр Пронин.
КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ.

СПб.: Азбука-классика, 2009. 288 с.

Признаюсь, эту книгу я покупал для своих надобностей, а не для рецензирования в «Литературе». Но, разом прочитав её, словно остросюжетный интеллектуальный роман (правда, бывают ли такие?!), а не пособие для “начинающих сценаристов” (из аннотации), понял, что именно в школьной среде, в школьных библиотеках труд доцента факультета журналистики СПбГУ А.Пронина найдёт своих благодарных читателей. И среди учителей (не только словесников), и среди школьников.

Посмотрите на обложку. Вам обещаны рецепты — как! — по сотворению сценариев рекламного ролика, информационного сюжета, художественного фильма и, во всяком случае, сериала. И, замечу, вас не обманут. Александр Пронин подробно рассказывает о мировых удачах во всех этих жанровых формах, разбирает технологию работы над текстом, который станет основой для кино- или телешедевра. Ведь и рекламный ролик может быть шедевром, просто этого труднее достичь: вспомним, например, пятнадцатилетней давности рекламы банка «Империал», сделанные ныне знаменитым Тимуром Бекмамбетовым.

Но главное, в этой книге не совсем о литературе или о не совсем литературе наглядно показаны многие особенности и даже хитрости словесного творчества как такового. Именно всё то, что призваны увлекательно и вместе с тем серьёзно делать учителя, преподавая школьникам основы теории литературы (сюжет, композиция, стиль, диалог и т.д.) и обучая их письменной речи. Разделы «Из истории сценарного дела», «Из теории экранных искусств», «Как делается киносценарий», «Как создаются сценарии для телевидения» содержат обширнейший материал, который поможет по-новому посмотреть на классические литературные произведения. Вы получите множество подсказок вроде бы для сценаристов, которые вместе с тем полностью пригодны и для наших методических разработок. Найдутся в книге замечательные «Тренажёрный зал» и «Навигатор», коллекция экранных рекордов и, конечно, «Собрание сценарных истин».

Ещё об одном несомненном достоинстве издания: оно учит понимать художественный язык кино и телевидения, да ещё в его сложных связях с литературой и с культурой в целом.

И напоследок — самая главная тайна, которую узнают читатели книги Александ­ра Пронина (а также этой рецензии). Мировой кризис начался не в конце 2008-го, а по меньшей мере на полтора года раньше, когда в Голливуде испытали острую нехватку сценариев. Деньги ещё были, а сценариев уже не было. Знаю не понаслышке, что подобные трудности тогда же возникли и на наших теле- и киностудиях. Вот оно что!

Вывод напрашивается. Кризис так или иначе кончится, а вот со сценариями всё гладко не будет. Так отчего бы не поучиться пока всем необходимому словесному искусству на сценарной площадке и так получить возможность в будущем обрести кинематографические или (и) телевизионные лавры?!