Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2009

Есть идея!

Система уроков по Бунину

Автор системы уроков по Бунину Инна Шолпо (см. её материал) предложила такое оригинальное завершающее задание, которое можно дать ученикам на дом: прочитать шуточную стилизацию «Как бы написал “Красную Шапочку” Иван Бунин», написанную филологом Кирой Османовой, и письменно ответить на вопрос: “Какие черты бунинской поэтики нашли в ней отражение?” Вот текст самой пародии.

“Солнце стояло в зените, изумрудно-чёрная зелень наливалась густым теплом, лес едва дышал от зноя, но где-то вдалеке, там, откуда доносились голоса птиц, небо уже дрожало, и эта дрожь отдавалась внутри смутным предчувствием беды.

«Ау, Волк! Послушайте, но это же несносно, почему вы, в конце концов, всё время молчите? Всё ещё боитесь бабушки? Ах, Кавалер де Грие!» Сказала, на секунду зажмурилась и, смеясь, пустилась наутёк по горячей узкой тропе: «Не догоните, а вот и не догоните!»

Потом сидели у оврага на поваленном дереве, касаясь друг друга плечами, прерывисто дышали после бега, отряхивали с одежды звёздочки чертополоха. Он смотрел вниз, на вытоптанный круг земли, примятую золотую траву, на её смуглые ноги в расшитых черевичках. Сердце его сжалось, и он почти с ужасом подумал, что там, у бабушки, их ждут какие-то гости, которые будут смеяться, расспрашивать о делах, об урожае, о секретах выпечки, и кончатся минуты этой волшебной близости, её близости. Неужели и вправду она не догадывается, что он готов умереть за одно прикосновение к этой черевичке, умереть в блаженном восторге своей любви. Он едва мог сдержать себя, и потому резко встал и сказал: «Однако Вы страшно самоуверенны. Как Вы могли подумать, что я не догоню Вас?» Она произнесла, отважно глядя ему в глаза: «А что, если я думала не о Вас?» И снова рассмеялась, как смеются только юные и только бесконечно счастливые...

…Шли по просеке, на ходу срывая пушистые стебли, он, не в силах больше терпеть этот жар, воскликнул вдруг: «Постойте! Вот этот июльский день, и песня кузнечиков, и этот путь к бабушке, и Ваша корзинка, похожая на туесок Февронии, а в ней — пирожки — чувствуете, мягкий запах пирожков? — и запах сена, и Ваш смех, и прекрасное дерзкое лицо...»

Не останавливаясь, спросила непривычно тихо: «Теперь позвольте узнать, о чём же думали Вы, когда бежали за мной?» — «О Вашей Шапочке… О том, что она у Вас красного цвета… О том, что завтра опять увижу Вас...»
____________________
В сентябре того самого года его застрелил молодой охотник, впервые заехавший в их лес”.

Учащиеся, пишет И.Шолпо, находят в этом тексте такие бунинские черты, как

  • отсутствие предыстории и вне­запность начала;
  • преобладание односоставных предложений (“сказала”, “шли”), придающее лиризм и обобщённость повествованию;
  • попытка остановить мгновение наивысшего напряжения человеческих чувств, острого и страшного наслаждения близостью любимого человека, ощущение того, что “лучше уже не будет”;
  • трагический финал, лаконичный, неожиданный и резкий, контрастирующий с предшествующим повествованием, обрывающий любовь на высокой ноте и не дающий пошлости поглотить её;
  • особая психологическая роль пейзажа, сливающегося в единой чувственной атмосфере с внутренним миром героев, лишь отчасти находящим выражение в их словах;
  • излюбленные бунинские слова, передающие напряжение внутренней жизни (“умереть в блаженном восторге своей любви”).