Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2009

Я иду на урок

Современные школьники всё чаще воспринимают творчество И. А. Бунина как факт истории литературы. В.Г. Маранцман в таких случаях рекомендовал завершать изучение монографической темы знакомством с произведением современного автора, которое указывает на продолжение жизни классика в культуре. Поэтому мы заканчивали изучение темы «Творчество И.А. Бунина» уроком сопоставительного изучения «Антоновских яблок» и «Оды русскому огороду» В.П. Астафьева.

И.А. Бунин и В.П. Астафьев: диалог о культуре

Центральной темой «Антоновских яблок» стала тема памяти лирического героя об уходящей культуре помещичьего дворянства. Все образы, воспоминания становятся в рассказе символами этой культуры: яблоневый сад и его плоды, помещичий дом и его обитатели, псовая охота. Воспоминания и образы-символы расположены в соответствии с годовым кругом, от ранней осени до поздней. Знак временных перемен — жизнь осеннего сада и земля. Автор заканчивает рассказ образом застывшей земли, указанием на близкую зиму-смерть.

Виктор Петрович Астафьев не раз в интервью называл Ивана Алексеевича Бунина одним из классиков, у которых он учился. Это высказывание обретает вполне конкретный смысл, если мы сравним его повесть «Ода русскому огороду» с рассказом «Антоновские яблоки».

Центральной темой повести также является путешествие в прошлое с помощью памяти. Однако автор создаёт образ не лирического, а эпического героя. Во вступлении к повести это писатель, проживший жизнь человек со своим грузом страшных воспоминаний, болей и кошмаров, напряжёнными мыслями о будущем. Более того, воспоминания становятся для героя способом успокоить больные нервы, обрести гармонию и целительный покой. В воспоминаниях тот же герой — ребёнок, которого автор видит со стороны. Отсюда и двойственность повествования: мальчик переживает давно прошедшее как настоящее, данное в ощущениях здесь и сейчас. Старик говорит о том, о чём не знает мальчик: как полученный опыт будет развиваться, как он будет продолжен, отзовётся в судьбе.

Виктор Петрович Астафьев на огороде.

В.П. Астафьев использует приём создания образа, найденный И.А. Буниным для «Жизни Арсеньева». Это позволяет ему сохранить лиризм повествования, но эпический герой позволяет писателю сказать своим читателям: так было, это истина, а не плод переживаний.

Воспоминания в повести В.П. Астафьева — о вполне конкретном действии мальчика. Это первый самостоятельно пройденный путь от деревенской бани до дома, в который его отправляют взрослые, вымыв малыша. Мальчик идёт один по огороду, останавливается, чтобы вырвать и съесть морковку, оглядывает мир вокруг себя. Этот путь разрастается до огромных объёмов и становится длиною в жизнь: автор расширяет рассказ о первом самостоятельном пути ребёнка рассказом о земле, огороде и бане, о доме, дедушке и бабушке, о первом жизненном опыте мальчика и его последующей судьбе.

Воспоминания о прошлом также посвящены культуре, но — русского крестьянства. Образы воспоминания в повести тоже становятся её символами: огород и овощи, дом и двор, хозяева огорода, ребёнок, выращенный в семье, и его будущая судьба.

Сходство художественной структуры двух произведений позволяет В.П. Астафьеву не только обнаружить для читателя ёмкость художественной формы, созданной И.А. Буниным, но и сказать своё слово о крестьянской культуре, её значении в национальной истории.

Начиная урок, мы обращаемся к ученикам со вступительным словом о произведении как художественном изобретении, которое продолжает жить и питать литературу последующих времён. Целью урока является увидеть: рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» даёт жизнь другому произведению русской литературы. Основной способ — сопоставительное изучение произведений.

В «Антоновских яблоках» писатель указал на “угасающий дух помещиков”. В.И. Даль установил, что слово “дух” в русском языке, если можно так сказать, “многоуровневое”: “Дух, бестелесное существо, обитатель недоступного нам духовного мира”; “Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что даёт жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному”. Поэтому В.И. Даль фиксирует следующие значения слова: в небесах есть Святой Дух; в человеке разумном может быть “благодать, вдохновение, наитие, откровение”; в душе его могут жить “сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость, бодрость”, а в теле — “дыхание”.

Как обнаруживается дух дворянства в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки»? На первое место выходит, разумеется, лирический герой и данный в его восприятии образ сада. Давайте посмотрим по тексту рассказа, как герой воспринимает сад.

Первое, что стоит отметить — запахи сада. Ученики быстро отыскивают во всех четырёх частях рассказа указание на то, что сад словно даёт герою второе, дополнительное дыхание. Тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести, ржаной аромат новой соломы, душистый дым от вишнёвых сучьев, горящих в костре, он вдыхает с наслаждением. Затем эти запахи заменяет чистый и ясный воздух, который окружает охотников, “ледяная сырость лесной долины”, которую глотает охотник, проскакав на лошади, запахи лошадиного пота и шерсти затравленного зверя; наконец, их сменяют запахи клубов дыма в домах, где пьют и гуляют мелкопоместные ватаги после охоты.

Мы убеждаемся, что значение “духа” как “дыхания” присутствует на всём протяжении рассказа. Писателю важно констатировать, как дышит грудь помещика.

Но что имеет в виду автор, говоря, что “запах антоновских яблок исчезает из усадеб”? Какое ещё значение слова “дух” связано с запахом антоновских яблок?

Вновь просматриваем описания сада во всех четырёх частях и приходим к выводу, что сад даёт герою вдохновение и восприятие мира как благодати. Недаром описание пейзажей сада — это всегда живописные картины, полные трепета и восторга, это всегда встреча с красотой.
Что же рождает сад в душе героя? Бодрость духа, несомненно, — говорят ученики. Как хорошо жить на свете! — с таким мироощущением герой уходит из плодоносящего сада. Не утерпев, бросается он на охоту. Книги пробуждают в нём сладкую и странную тоску по романтическому прошлому. Возвращается домой после охоты — и на душе становится тепло и отрадно.

Налицо все значения слова дух, приведённые В.И. Далем. Почему же дух помещиков нужно особо поддерживать охотой? Почему помещики, гуляющие после охоты, поют с грустной, безнадёжной удалью?

Поначалу ответ на этот вопрос кажется ученикам лёгким: осень заканчивается, наступает зима. Тут же появляется возражение: но ведь охота с гончими осталась! И попойки охотников продолжаются. И холодный воздух бодрит… Конечно, появляется предположение, что есть исторические причины, которые остались за пределами рассказа, недаром присутствует тема обнищания дворянства, последствий крепостного права. Но и они — косвенное свидетельство каких-то конкретных явлений.

На основе этого обсуждения мы можем задать вопрос, символом чего является образ сада в рассказе И.А. Бунина. В буквальном смысле сад — это “саженые деревья”, согласно Толковому словарю В.И. Даля. Переносные значения называют ребята. Сад — это символ искусственного мира, созданного трудом человека. Это особая среда для жизни. Это аура, своего рода душа для дома помещика. Это символ присутствия Святого Духа на земле. Ещё — символ души хозяев усадьбы.

Обратимся к повести В.П. Астафьева, названной им «Ода русскому огороду» (цитируется по изданию: Астафьев В.П.  Собр. соч.: В 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 8. С. 7–54).

Вспоминаем, что жанр оды предполагает для читателя воспевание, в данном случае — не героя или бога, а — огорода. Символом чего является этот образ в повести? Крестьянской культуры, — говорят ребята. Да, но этого ответа недостаточно. Можем ли мы сказать, что сутью и этой культуры является особый дух? Перечитаем фрагменты, рисующие образ огорода.

Огород тоже даёт особое дыхание человеку. Старик во вступлении к повести, пытаясь пробудить воспоминания, прогоняет внутреннюю пустоту, наполняя её звуками, красками и запахами. Идя по огороду, мальчик вдыхает дух плодов и цветов, запахи цветущего табака и мака, моркови и укропа, дух, который сливается с запахом серы со стволов сосен, лиственниц и елей, окружающих деревню. Пройдя через огород до калитки, мальчик пропитался “огородными духмяностями”.

Какие чувства пробуждает огород в душе мальчика? Он учит любить всё живое. У каждого жителя, поселившегося на огороде, — свой характер и облик, и от каждого — своя радость. Огурец — молодец, морковь — ребячья радость, хрен — ушастый, а подсолнухи — мордатые.

Главный овощ в огороде — картошка. Её основная особенность — незаметная скромная труженица, участью схожая с русской женщиной. Никто не обращает внимания на то, как она цветёт, но все ждут урожая. Автор рассказывает о картошке в судьбе людей, вспоминает о первой военной весне, когда эвакуированные растили картошку, выменяв семена на последние тряпки. Вспоминает о дорогах войны, вдоль которых росла картошка, прокорм для солдата. Именно ей надо ставить памятник, она — спаситель, ей нужно петь гимн, утверждает автор.

Писатель обращает внимание: огород внешне некрасив. Всех украшений — мак и ноготки, но это неважно. Огород даёт жизнь огромному количеству живности — птицам, насекомым, другим растениям. Это огород-вселенная, он помогает помнить: всё на земле рождается не зря, а потому достойно почитания. Это и есть положительное приятие жизни, мировоззренческая основа наших предков, которые получили название “славяне”, “воздающие славу”.

Вот мальчик выходит из огорода, закрыв по-хозяйски калитку: “В просквожённой добротой и теплом груди мальчика шевельнулась и обмерла нежность напополам с жалостью… Обхватить руками Пирата, нет, всё обнять, что шевелится, светится, поёт, свистит, растёт, цветёт, стрекочет, шумит, звенит, плещется, пляшет, бушует, смеётся, — прижаться ко всему этому лицом и заплакать, заплакать!..” Впервые ребёнок обнаруживает прилив доброты, любви к жизни, выйдя из бабушкиного огорода. Писатель прямо говорит о том, что мальчик открыл для себя замкнутый и бесконечный круг жизни. Как он проявляется?

Огород возникает из описания пространства вокруг него: подмытое крутоярье, яма-бочажина с маленькими щурятами, заросли цветущих трав вокруг неё, лес и горы. Он часть природы и живёт по её законам.

Цикличность жизни мы обнаруживаем в годовом круге, представленном в жизни земли и растений.

Ученики сразу замечают, что у В.П. Астафьева на первое место выходит образ земли. Собственно, огород — это и есть клочок жирной земли, забранный жердями и удобренный. Мягкая плоть трудовой земли успокаивает больного, вспоминающего о прошлом старого человека.

Жизнь на земле крестьяне осознают как святыню. Начало огородных работ — пахота земли — требует ритуала, поэтому дед сначала молится в церкви и ставит свечку святым отцам, и только потом в первый день мая по старому стилю выводит коней пахать огород. Бабка поясно кланяется ему с крыльца, молится земле, огороду, лесу. Даже кони празднуют, так легко даётся им пахота мягкой, взрыхлённой земли.

Автор изображает жизнь огорода от подготовки к посеву до уборки картофельной ботвы, большую часть года. Он не показывает огород зимой, но читатель знает: зима — лишь перерыв в долгих хлопотах огородника. Зима-смерть не отменяет этого вечного круга трудовой жизни, а потому её не переживают как трагедию.

В традиции растить огород автор видит привязанность народа к земле, его уверенность в жизни: она — кормилица наша.

Круговорот жизни автор видит и во взаимосвязи жизни огорода и людей.

Огород отражает характер и культуру хозяйки, создаёт благополучие семьи. Он требует труда и радения, его нужно постоянно защищать от наступления сорняков и холода. Но огород и воспитывает, растит из мальчишек хозяев, приучает их к труду. Крестьянское дитя оказывается на огороде незаметно для самого себя, а первые уроки прополки для ребёнка дают ему тётки и бабушка.

Наконец, круговорот жизни проявляется в том, что люди словно вбирают в себя дух и принципы этого уголка природы, начинают жить по законам жизни растений на земле, то есть по законам природы.

Так, огород помогает мальчику понять сущность женщины и мужчины. С огорода начинается “личная жизнь” мальчика — первая влюблённость в соседскую девочку, которую он видит через стебли межевой травы. Но дело даже не в территории, а в особой целительной силе этой девочки. Позже, в госпитале, где медсёстры выхаживали раненых, он понял: женщина всего сильнее на свете, она тысячи лет создаёт жизнь и исцеляет людей своей добротой, как и земля.

Уничтожение огорода для автора ассоциируется с гибелью, недаром автор навсегда запомнил первое потрясение войны — сожжённый огород и убитых на огуречных грядках женщину и младенца.

Земля требует защиты, то есть защитника. Слово огород несёт в себе значение защиты: недаром оно является однокоренным слову “оградить”. Таким защитником почувствовал себя мальчик, когда вырос и стал солдатом Великой Отечественной.

Близость человека и растений огорода настолько велика, что и в глубокой старости, прожив жизнь, писатель говорит о себе: “Стою на житейском ветру голым деревом”, ещё раз подтверждая: мы — то, что мы едим.

Подведём итоги. Символом чего является образ огорода в повести В.П. Астафьева? Ученики называют: символом природы, Вселенной, символом круга жизни; он выступает учителем и спасителем, символом созидания, упорядоченности.

Однако в повести В.П. Астафьева, при всей её близости художественной структуре «Антоновских яблок», нет параллели с дворянской охотой. Вспоминаем, когда и зачем появляется охота в жизни помещиков. Плодоносящий сад пробуждает в герое чувство блаженства, и он стреляет в небо… от полноты жизни. Когда же осень вступает в свои права и острое чувство блаженства жизни притупляется, а из холодного воздуха исчезают приятные ароматы, люди стремятся поддержать бодрое состояние духа охотой. Почему ничего подобного не предпринимают крестьяне с приближением зимы?

Не может мальчик кого-то убить! Став старым, автор помнил о том, как мальчишкой камнем сбил ласточку, как умирала птица у него на руках, как он пообещал себе никого не убивать. С наблюдения за жуками и птичками началась его любовь к жизни, которая переросла в любовь ко всему живому и дала силу на войне.

Для крестьян есть другая форма активности — созидание жизни, труд на земле ради жизни близких, ради того, чтобы рос здоровым и сильным мальчик. Это активность естественная, полная смысла и чувств, включающая людей в жизнь природы — в её годовой круг, в общность законов жизни для всего живого. Труд создаёт и огород, и людей, его вырастивших, рождает в них космичное мировоззрение, издревле свойственное крестьянам-пахарям, настраивает на положительное приятие жизни.

Этот же огород позволяет восстановить связь времён: то же мировоззрение было свойственно и нашим древним предкам-славянам, и близко современным горожанам, которые в воскресенье едут на свой участок.

Обобщим наблюдения, вернувшись к слову дух. Перечитываем значения слова и выбираем слова, нужные для осознания позиции автора. Для героя И.А. Бунина дух — это дыхание, красота и доброта, вдохновение. Для героя В.П. Астафьева — это дыхание, доброта и неброская красота, откровение.

Осознавая значение огорода как символа, мы обнаружили, что В.П. Астафьев не только продолжил идеи И.А. Бунина, но вступил в спор с ним о национальных культурных ценностях. Красота или доброта важней в мироощущении человека? Наслаждение или жизнь являются нашей целью и придают существованию смысл? И что такое культура — самоцель или способ обретения гармонии с жизнью? Может ли быть культура хорошей или плохой? Что ценнее — произведения искусства, созданные дворянской культурой, или некрасивый заскорузлый крестьянский быт, подчинённый цели продолжения жизни? Что даёт силу нам сегодня и будет давать в будущем?

Вслушаемся ещё раз в слова русского языка. “Сад” произошло от “сажать”, что значит “селить, поселять, водворять”, “сад” значит “саженые деревья”. Огород — “овощник, отдельное и обычно огороженное место, обработанное под посев или посадку овощей”. В древности эти слова применяли как синонимы, затем — исторически — сформировались разные значения. В чём различия? Они различаются как искусственное и естественное, — говорят ребята. Дворянская культура — “рукотворная”, она внедрена в эту жизнь, красива, но слаба. Крестьянская — от логики жизни, основывается на главных законах бытия, внешне некрасива, но добра и сильна. Не впечатление от жизни, а глубокое понимание её свойственно крестьянской культуре.

Завершая урок, спрашиваем ребят, смогли ли они понять повесть В.П. Астафьева, когда читали её дома самостоятельно. Точнее: смогли ли они понять повесть В.П. Астафьева, пока не услышали диалог-спор авторов двух произведений? Дружное “нет” только подтверждает необходимость урока. Но смеем предположить, что и Астафьев во многом благодаря именно Бунину смог осознать корни и сущность крестьянской культуры, которая создавала его творческое сознание.