Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №/


Имя Лермонтова прочно связано с Кавказом, и даже первый памятник поэту появился не в Москве, на родине, а в Пятигорске (открыт 15 августа 1889 года; скульптор А.М. Опекушин). На Кавказе появился и первый памятник лермонтовскому герою.

В 1948 году в Кисловодске в память о пребывании здесь поэта была возведена Лермонтовская площадка — напротив центрального входа в курортный парк. На стене в круглой нише — бюст-барельеф Лермонтова, под ним пальмовая ветвь и строчки из юношеского стихотворения «Кавказ».

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас.
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Площадку оборудовали между двумя лестницами, которые когда-то вели к ресторации, хорошо всем известной по роману «Герой нашего времени». А внизу под этой площадкой, в искусственном гроте, установили скульптуру Демона. Автор и бюста поэта, и фигуры Демона — скульптор Г.В. Курегян.

Невольно возникает желание сравнить курегяновского Демона с сидящим Демоном Врубеля (у Курегяна Демон тоже сидит). Думаю, скульптору удалось создать свой оригинальный образ. Если у врубелевского Демона в позе и во взгляде чувствуется глубокая отрешённость от всего мира, какая-то космическая тоска, то Демон Курегяна пригорюнился, по-моему, совсем по-человечески, очень трогательно положив подбородок на кисть руки, которой обхватил колено.

Чаще всего скульптуры располагают в местах, доступных широкому обозрению. А бедный Демон притулился в тёмном гроте, не сразу и найдёшь, если не знаешь. Тем не менее этот герой неоднократно вызывал горячие дискуссии.

Например, в 1972 году обсуждался вопрос о заключении “гордого духа” за решётку (решётку в гроте поставили, разумеется, из-за вандалов).

Более серьёзная проблема встала в 1993 году, когда на вершине горы, у подножия которой расположен грот, было решено вновь воздвигнуть свергнутый большевиками крест (к тому времени горе, которая в советское время называлась Комсомольской, вернули историческое название — Крестовая). Суть проблемы состояла в том, что соседство креста и демона оскорбляет чувства верующих. Однако было решено оставить скульп­туру на месте, так как для здравомыслящих людей всё-таки очевидно, что это произведение искусства, которое оценивают по своим законам. (Заметим кстати, что в мире немало изваяний представителей тёмных сил, в частности в Париже фигуры демона и прочей нечисти взирают на город с высоты Собора Парижской Богоматери, и, кажется, все понимают их символический смысл.)

Скульптурные изображения лермонтовских героев, по имеющимся у меня сведениям, есть также в Будённовске Ставропольского края: композиции, посвящённые Демону и поединку Мцыри с барсом, установлены в Лермонтовском парке примерно в начале 1980-х годов (скульптор Олег Иконников). К сожалению, никаких подробностей больше не знаю. (Частая наша проблема даже при наличии Интернета. Читатели, помогайте нам и здесь — рассказывайте о своих литературных достопримечательностях, присылайте фотографии. — Ред.)

Известно также, что в 1950-е годы в усадьбе музея Лермонтова в Пятигорске был построен фонтан с композицией, изображавшей бой Мцыри с барсом. Но работа местного скульптора Ирины Шаховской, выполненная из цемента, оказалась недолговечной. Возможно, изваяние будет восстановлено в более прочном материале. А может быть, появятся и новые.

Теперь о памятниках в Москве — тех, где есть изображения героев.

В июне 1965 года открылся первый и самый известный из московских памятников поэту — на площади около станции метро «Лермонтовская» (ныне «Красные ворота»; скульптор И.Д. Бродский, архитекторы Н.Н. Миловидов, А.В. Моргулис, Г.Е. Саевич).

Здесь в доме у площади Красных ворот Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Но эти триумфальные ворота, стоявшую близ них церковь Трёх Святителей (в ней новорождённого крестили), а также дом, где появился на свет Лермонтов, снесли в 1927–1928 годах “для урегулирования уличного движения”. В 1953 году здесь появилось одно из тогдашних высотных зданий (в нём — вход на станцию метро «Красные ворота»). Прославленный в народной комедии «Джентльмены удачи» (“Мужик в пиджаке” и “Кто же его посадит?!. Он же памятник!”) Лермонтов стоит, изумлённо взирая на сталинскую высотку на месте отчего дома.

На тыльной стороне постамента сообщается, что памятник сооружён в честь 150-летия со дня рождения поэта. Однако официальное решение об установке монумента Лермонтову в столице было принято ещё в 1941 году, а неофициально этого желали с XIX века. Надо заметить, что у многих памятников Лермонтову почему-то вообще трудная судьба. Опуская подробности из истории создания памятника, скажем, что он получился всё-таки интересным, выразительным.

В одном из описаний скульптуры поэта отважно отмечается, что это “самый романтический по настроению из московских монументов”. Что ж, дело вкуса! “Памятник Лермонтову, несмотря на то что скульптор работал в характерной стилистике 1960-х годов (то есть оперируя образными и художественно-пластическими приёмами «сурового стиля»), удивительно родствен по духу своему герою и его эпохе, что для монументального искусства явление относительно редкое” (http://www.otdihinfo.ru/catalog/141.html).

Бронзовая фигура поэта установлена на высоком цилиндрическом гранитном постаменте (общая высота 9 метров), а немного в отдалении стоит длинная декоративная решетка (2×11,5 м), за которой находится сквер. Решётка представляет собой прорезной бронзовый рельеф с изображением персонажей лермонтовских произведений: сражающегося с барсом Мцыри, одинокого Паруса на гребне волны и “печального” Демона. Этот Демон производит очень сильное впечатление, в нём чувствуется и глубина переживания, и колоссальная внутренняя энергия.

Завершающим штрихом композиции является гранитная плита слева от барельефа, со знаменитыми словами из поэмы «Сашка»: “Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, // Как русский, — сильно, пламенно и нежно!”

В Москве есть ещё одно место, которое украшено своего рода скульптурными иллюстрациями к произведениям Лермонтова. Это небольшой сквер между домами № 7 и № 9 по улице Профсоюзной. Помимо бюста поэта, здесь установлены четыре прорезных барельефа: «Парус», «Мцыри» (бой с барсом), а также «Бородино» (вспоминаются строки: “Ребята! Не Москва ль за нами?”) и «Песня про купца Калашникова» (кулачный бой Калашникова с Кирибеевичем).

Скульптурных изображений героев Лермонтова пока не так уж много (впрочем, то же можно сказать и о других русских классиках). Зато всё больше появляется памятников самому поэту — разных, иногда хороших. Мне, например, очень нравится работа Николая Санжарова в Ставрополе: Лермонтов как будто просто идёт по парку, задумчивый, в развевающемся сюртуке, со сложенными за спиной руками.

Идёт и не ведает, что где-то, возможно, уже отливается ему новый монумент.

Рейтинг@Mail.ru